Про то, как министр «на гражданке» известью торговал

Что связывает Андрея Крючкова и проект утилизации отходов БЦБК?

В распоряжение редакции попал один интересный документ, который если и не проливает свет на ситуацию вокруг проекта утилизации отходов БЦБК, то хотя бы намекает на то, какова могла быть заинтересованность министра регионального правительства Андрея Крючкова в том, чтобы проект «ВЭБ-инжиниринга», вокруг которого было сломано множество копий, был признан неисполнимым.

Что связывает Андрея Крючкова и проект утилизации отходов БЦБК?

Андрей Крючков был назначен министром природных ресурсов и экологии Иркутской области 5 февраля 2016 года. До этого – с 2014 года по 2016 – он работал в коммерческих структурах. Но это вовсе не значит, что, заступая на пост министра, Андрей Валерьевич был несведущ в бюджетных делах – с 2006 года он, окончивший ИрГТУ (ныне ИрНИТУ, а проще – Иркутский политех), занимал посты в администрации Бодайбинского района и города Бодайбо. Оттуда он перешел служить начальником центра охраны окружающей среды на ВСЖД.

Последующая коммерческая деятельность будущего министра в 2013 году была непосредственно связана с площадкой БЦБК, вокруг которой кипели страсти – и они закипели еще сильнее после того, как Сергей Левченко выпросил для области право распорядиться судьбой отходов БЦБК, а Крючков стал министром в его правительстве.

ООО «Бирюсапромстрой», где Андрей Крючков трудился коммерческим директором, выполняла заказ на инженерные изыскания как раз на площадке БЦБК. Тогда, напомним, коллектив разработчиков предложил правительству РФ технологию отверждения шлам-лигнина с помощью специальной связующей смеси. Согласно идее, нужно было смешать отходы с негашеной известью. Для уменьшения количества дорогой обожженной извести предлагалось вводить в смесь золу. Проект вскоре немного изменился – обожженной извести нужно было около 1 млн тонн, а ее стоимость увеличилась из-за падения рубля. Подключились специалисты, которые должны были найти другой материал. И нашли – более грубую известь с карьера «Динамитный».

В октябре 2014 года Андрей Крючков возглавлял ООО «Байкалэкоменеджмент» (БЭМ). Именно в это время он предлагал заместителю директора по управлению имущественным комплексом ОАО «БЦБК» приобрести у него строительную известь 2 сорта на сумму 4,3 млн рублей.

На этот момент комбинат, как вы понимаете, был остановлен и ВЭБ работал над проектом устранения накопленного ущерба.

Нам неизвестно, как закончились коммерческие переговоры предпринимателя Андрея Крючкова и заместителя директора. Зато известно, что проект ВЭБа был задвинут как неэффективный и не пошел в реализацию в своем оригинальном виде.

Когда Андрей Крючков был назначен министром, началась катавасия вокруг проекта: на его «редизайн» потратили 300 миллионов. В том числе – на инженерные изыскания, которые, как знал Андрей Крючков, уже были проведены. Он, напомним, работал в ООО «Бирюсапромстрой». Кстати, зачем было второй раз тратить бюджетные деньги на то же самое? Вопрос к министру.

Далее судьба проекта покатилась под откос – он претерпел изменения, которые показались разработчикам абсурдными. А некоторые из них, например председатель Восточно-Сибирского научного центра МАНЭБ доктор технических наук Борис Зельберг, оценили переделанный проект ни больше ни меньше как мошеннический. Борис Зельберг считает: важную роль в том, что проект приобрел современный вид, сыграл министр Крючков.

К делу утилизации отходов приступила «Росгеология». В интервью, данном министром в декабре 2018 года, Крючков утверждал, что после того, как пришел новый подрядчик, «мы запросили старый проект и совместно с «Росгеологией» рассмотрели его на месте», «технология «ВЭБ-инжиниринга» с самого начала вызывала сомнение». Но если проект изначально был неисполним и вызывал сомнения, почему же министр природных ресурсов, знакомый с ним не понаслышке, не предпринял ничего кардинального – а подписал летом 2018 года документ о корректировке проектной документации (где одним из этапов работ значится «выполнение всех видов изысканий») с «Росгеологией» на исполнение этого же по сути проекта? Как мы неоднократно сообщали, именно проект «ВЭБ-инжиниринга» был взят за базовый. А потому, оказывается, как сообщил в интервью министр, что проект прошел «и экологическую экспертизу, и главгосэкспертизу. Никаких оснований для отказа от того проекта ни у кого не было».

Такая неразбериха и непоследовательность в действиях привела к тому, что проект утилизации отходов БЦБК буксует до сих пор – хотя срок поручения президента по его исполнению подходит к концу. С того самого момента, когда бизнесмен Крючков попытался продать закрывшемуся БЦБК известь, и до сего дня, когда Крючков, министр природных ресурсов и экологии, взялся за утилизацию отходов БЦБК, прошло пять лет. Эффекта никакого вообще. Закрадываются непрошеные мысли: может быть, министр затаил злобу на проект, с которого ему когда-то не удалось «навариться»? Но кажется, что лучше бы он тогда продал свою известь, может, одним неэффективным министром было бы меньше…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру