Власти Иркутской области на треть сократили обеспечение сирот жильем

Как побудить правительство региона выполнять социальные обязательства

Критичной называют надзорные и контролирующие органы ситуацию с обеспечением жильем детей-сирот Приангарья: почти 14000 человек ждут обещанных квартир.

Как побудить правительство региона выполнять социальные обязательства
"Сиротская улица" в Ангарске. Фото: pravmir.ru

Эта ситуация не лучшим образом характеризует отношение региональной власти к решению проблем и без того не избалованных вниманием социально уязвимых граждан. При этом, обращают внимание эксперты, вопрос обеспечения детей-сирот жилыми помещениями стоит на особом контроле президента РФ, правительства страны, Генеральной прокуратуры РФ.

Огромная очередь сирот, ожидающих законного жилья, не вызывает у чиновников областного правительства ни простого человеческого сочувствия, ни желания как можно быстрее поправить ситуацию. Тому подтверждение – сухая, беспристрастная статистика.

Всего с 2013 по 2017 годы детям-сиротам предоставлено 3 180 жилых помещений. В 2015 году список лиц, нуждающихся в получении жилья, состоял из 11711 чел., в 2016 году – 12452 чел., в 2017 г. – 13158 чел. На 1 октября 2018 года численность нуждающихся составила 13860 человек. Из них 10000 человек – старше 18 лет. Именно они, вступающие во взрослую жизнь, должны обеспечиваться жильем в первую очередь. Их законное право на жилье нарушено, положенные «квадраты» приходится ждать не менее 4-5 лет. В 2018 году лишь 526 детей-сирот получили ключи от квартир. Нетрудно посчитать, что разрыв между количеством нуждающихся и обеспеченных жильем сирот продолжает расти высокими темпами.

И в наступившем году ситуация вряд ли сильно изменится, поскольку доля средств, направляемых на обеспечение жильем детей-сирот, уменьшена на 30 с лишним процентов – с 443 млн рублей до 301 млн. В целом объем ассигнований с учетом федеральной помощи снижен на 12 процентов. То есть, в 2018 году имели 811 млн рублей, а на 2019 год почему-то решили обойтись 710 миллионами рублей. Почему? Вроде бы как острота проблемы снизилась?

Но для спокойствия оснований нет. Как считают в прокуратуре Иркутской области, основной причиной несвоевременного обеспечения детей-сирот квартирами или домами является финансирование, несоразмерное с численностью нуждающихся, а также ряд просчетов и упущений.

Сегодня за формирование жилого фонда для детей-сирот отвечает министерство имущественных отношений Иркутской области – но оно никак не планирует эту деятельность. Ежегодно жилье для этой категории социально незащищенных людей строится на территории всего двух десятков городов и районов, тогда как нуждающиеся в жилье стоят на учете во всех 40 с лишним районах области и городских округах.

И такое положение, похоже, никого не беспокоит. В областном центре, например, за 2016-2017 годы не приобретено ни одной квартиры, тогда как на 1 января 2017 года в очереди находились более 1000 человек.

Но мало того, что строится мало. Качество этого жилья ужасает. Новое жилье начинает буквально сразу, с первых месяцев эксплуатации, трещать по швам, как сшитое косоруким портным платье. Строительство жилых помещений для детей-сирот осуществляется с нарушением градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, требований пожарной безопасности. Примеров этому масса – как и обращений сирот во все возможные инстанции.

Немало сигналов о недобросовестности строителей и отсутствии надлежащего контроля поступало из Ангарска. Не так давно здесь 45 сирот получили одинаковые однокомнатные квартиры, но радость была недолгой, поскольку недоделки выпирали изо всех углов: холод, сырость, вода, бегущая по стенам, не работающая вентиляция. При этом все квартиры оказались в одном доме. Острые языки тут же назвали этот дом «ангарским гетто».

Масштаб проблемы стал более понятен, когда летом прошлого года Общественная палата Иркутской области провела слушания, посвященные защите прав детей-сирот. Тех самых, для которых строили с простым расчетом – лишь бы освоить деньги. Факты недобросовестности застройщиков при планировании, строительстве жилья были выявлены в Иркутском районе, Тайшете, Тулуне, Нижнеудинске, Усолье-Сибирском и других муниципалитетах.

Как отмечала председатель комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты Иркутской области Анна Загайнова, фактически строительство ведется бесконтрольно, что позволяет недобросовестным фирмам-застройщикам не заботиться о качестве своей работы. Поддержал ее и Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Виктор Игнатенко. По мнению регионального омбудсмена, ситуация с реализацией жилищных прав сирот является критической, а действия исполнительной власти области по реализации этих прав – неудовлетворительными.

По его словам, непонятно, почему оператором «сиротской» программы, заказчиком является минимущества региона, где мало профессиональных строителей. Было бы больше пользы для дела, заключил Виктор Игнатенко, если за минимущества оставить право покупки уже готового жилья, а контроль за возведением нового поручить министерству строительства и дорожного хозяйства, где больше специалистов, способных оценить качество работ.

Причина такого удручающего положения по решению проблемы предоставления жилья детям-сиротам лежит в практической управленческой плоскости, резюмировал Виктор Игнатенко. Органы исполнительной власти научились изящно осваивать схемы – и ни за что не отвечать.

«Пока мы не переломим эту ситуацию, пока не будет посадок должностных лиц, которые за все это отвечают, ничего не изменится», – отметил омбудсмен.

Для решения всех наболевших вопросов необходим целый комплекс мер, заявила и детский омбудсмен Светлана Семенова, но прежде всего нужно увеличить финансирование на исполнение жилищных обязательств перед детьми-сиротами.

Вдобавок ко всему особую обеспокоенность вызывает тот факт, что даже далеко не достаточные для решения острейшей проблемы финансовые ресурсы просто не осваиваются. Так, например, в 2017 году неиспользованными остались 55 млн руб. областного бюджета, которые пришлось переносить на 2018 год. На эти деньги количество очередников при должном развороте вполне можно было сократить как минимум человек на сорок.

Можно подумать, что столь сложная и острая социальная проблема не очень успешно решается и в других регионах. Это не так. По 800 квартир ежегодно передается детям-сиротам в соседнем Красноярском крае. В Кемеровской области, тоже недалеко, в 2019 году решено утроить финансирование программы обеспечения сирот жильем. Уже в текущем году для нее зарезервировано 1,6 млрд руб. Как полагает глава Кузбасса Сергей Цивилев, это поможет обеспечить региону ведущие позиции в стране по скорости решения наболевшего социального вопроса.

В Иркутской же области не увеличивают, а режут программу. Кто вступится за детей, что делать со сложившейся ситуацией, почему молчит губернатор Сергей Левченко? На эти вопросы общество ждет четких и обстоятельных ответов.

Тем более, что на решение обостряющейся с каждым годом проблемы обратил внимание и глава государства. В конце декабря 2018 года Владимир Путин утвердил перечень поручений, направленных на улучшение условий обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В них, в частности, предусматривается, что число жилых помещений для таких детей не может превышать 25% от общего количества квартир в доме. Это означает, что поставлен заслон ангарским и прочим «гетто», которые «лепить» с целью экономии средств, конечно, проще. В условиях же нынешней, уже нетерпимой ситуации требуется много хорошего жилья для детей-сирот, чтобы они хотя бы не состарились в очереди. Для этого нужна политическая воля.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру