Учёные советуют правительству потратиться на стиральные порошки

Сибирское отделение РАН подытожило байкальские проблемы

Массовое распространение спирогиры и гибель эндемиков озера от сильного загрязнения воды, частые пожары и нашествие насекомых-вредителей, приводящие к существенному сокращению лесов вокруг Байкала, увеличение риска катастрофических селей на Хамар-Дабане – эти и многие другие вопросы обсуждали сибирские ученые на заседании Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал.

Сибирское отделение РАН подытожило байкальские проблемы
Фото: Алексей Быков.

Дайте населению денег на стиральный порошок

Члены совета рассмотрели пять важных проблем экологической ситуации на Байкале. Это вопрос изменения уровня воды в озере, нормативы предельно допустимых воздействий на экосистему Байкала, сейсмичность и селеопасность района БЦБК, экологические проблемы энергетики центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также вопрос об экологических последствиях массированной гибели лесов в центральной экологической зоне Байкала в результате пожаров, бактериальных болезней и вспышек размножения насекомых.

Одна из нашумевших тем последних лет – массовое распространение в Байкале спирогиры. Вонючая водоросль в короткий промежуток времени заполонила большую часть дна Байкала в районе береговой линии. На сегодняшний день только 13% прибрежных вод свободно от спирогиры. Это растение и раньше присутствовало в байкальской флоре, но не в таком гигантском объеме. В чем ее главный вред? В том, что там, где живет спирогира, гибнут другие растения и живые организмы, прежде всего губка – байкальский эндемик. Губки чистят Байкал от загрязняющих веществ, являются естественным фильтром озера. В сутки они способны отфильтровать 20 литров воды до стерильности.

Состояние прибрежной зоны озера Байкал вызывает серьезные опасения ученых.

Олег Тимошкин, доктор биологических наук. Фото: scientificrussia.ru
По результатам исследования, проведенного лабораторией Лимнологического института СО РАН под руководством доктора биологических наук Олега Тимошкина, тот факт, что водоросли спирогиры продолжают доминировать среди растительного мира Байкала, говорит о сильном загрязнении озера бытовыми сточными водами. Это приводит к массовым выбросам на берега озера брюхоногих моллюсков, а также пелагической амфиподы макрогектопуса – эндемика Байкала и одного из основных видов пищи омуля.

В настоящее время больше всего спирогиры в Северобайкальске. Заросли тянутся более чем на 10 км вдоль берега. Гнилостный запах спирогиры привел к тому, что местные жители перестали купаться в Байкале, мыть там коров, многие перенесли дачи, стоящие на берегу, в другие места. Люди часто выходят на субботники, чтобы очистить прибрежные воды от спирогиры. Болотной тины много и в Листвянке, и в Большом Голоустном, и в прибрежных водах от Култука до Байкальска, и в Баргузинском заливе, и в районе поселка Максимиха. Ученые считают, что массовое распространение спирогиры связано с составом сточных вод, которые попадают в Байкал. Доказано, что водоросль больше всего распространяется там, где в стоках есть жидкие отходы от использования населением фосфатосодержащих порошков. Безусловно, эта проблема возникла из-за того, что отходы не проходят через очистные сооружения.

В последнее время исследователи этой проблемы разделились на два лагеря. Одни утверждают, что спирогира – это реальная угроза существованию Байкала, другие говорят, что лимнологи преувеличили локальную проблему ради того, чтобы получить дополнительные деньги на научную работу. По их мнению, распространение спирогиры – это естественный процесс, связанный с глобальным потеплением, и оно не имеет отношения к загрязнению озера. Однако исследования лимнологов говорят об обратном: спирогира активно размножается и в холодной воде, температура не влияет на ее распространение.

Валентин Пармон, председатель Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал, председатель СО РАН. Фото: sbras.ru

– Вопрос экологического состояния Байкала непростой, – говорит председатель Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал, председатель СО РАН Валентин Пармон. – Существует два варианта решения этой проблемы. Можно пытаться ликвидировать те загрязнения, которые поступают в воду Байкала, а можно сделать так, чтобы эти загрязнения не возникали. Это разные подходы и задачи власти. Наша цель – установить, что может влиять на экологическую ситуацию на Байкале больше всего. На совете поступило предложение сделать так, чтобы государство и область дотировали жителей на покупку стиральных порошков с таким составом, который не вызывает экологических проблем в озере. Это намного дешевле, чем строить очистные сооружения.

Ученые считают, что лесу нужна сплошная вырубка

Тревогу вызывает также состояние лесов вокруг Байкала. Существует много законодательных актов, которые мешают решать принципиально важные для Байкала вопросы. Например, сейчас идет массовое поражение лесов жучками-вредителями, нужна сплошная вырубка, но она законодательно запрещена. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо объединение усилий региональных властей Иркутской области, Республики Бурятия, и обязательно, чтобы все вопросы решались после проведения научной экспертизы. Академии наук сейчас даны дополнительные полномочия по экспертизе решений.

Сегодня появилось больше возможностей для аргументированного выхода ученых на правительство. В 2013 году произошла реформа Академии наук, научные институты перешли в Министерство природы РФ, и полномочия Академии были определены как «экспертная структура». В прошлом году были приняты дополнения к тому закону, который реформировал Академию наук, и у ученых появились дополнительные функции. В настоящее время Академия наук пытается разработать регламенты взаимодействия с правительством, чтобы все законодательные акты проходили через научную экспертизу.

– Российская академия наук в связи с изменением в уставе сегодня имеет право проводить фундаментальные исследования, соответственно мы хотели бы, чтобы при формировании бюджета Российской Федерации на следующий год была учтена необходимость финансирования и международных, и важных внутрироссийских исследований, в которых Российская академия наук могла бы выступить в качестве инициатора. В настоящее время Российская академия наук производит оценку представленных планов исследований институтов, которые получают бюджетное финансирование, – говорит директор ИДСТУ СО РАН Игорь Бычков.

Игорь Бычков, директор ИДСТУ СО РАН. Фото: sbras.info

Поймать сель

Острая проблема Байкала – это сейсмичность и селеопасность в районе БЦБК. Как рассказал директор ИЗК СО РАН Дмитрий Гладкочуб, экологический ущерб хранится в накопителях шлам-лигнина, в непосредственной близости от берега Байкала. Этот район сейсмоопасный, существует риск вертикального движения геологических блоков земной коры. Кроме сейсмоопасности район представляет собой еще и селеопасную территорию. На склонах Хамар-Дабана, в верховьях рек Большая и Малая Осиновка периодически накапливаются большие объемы обломочного материала, которые потом катастрофическими потоками выносятся вниз, и сходы таких селей регулярно фиксируются в этом районе. Любое землетрясение может вызвать сход обломочных горных пород, которые уже накоплены в верховьях рек в непосредственной близости от карт хранения экологических отходов БЦБК. А лавина селевого потока может вынести эти отходы в озеро Байкал.

Дмитрий Гладкочуб, директор ИЗК СО РАН. Фото: crast.irk.ru

– Мы не можем контролировать сейсмические процессы, но вопросы селезащиты могут быть решены. Снижение селеопасности путем проведения ряда мероприятий позволит выиграть время для того, чтобы решить, что делать со шлам-лигнином, который сейчас хранится в картах-накопителях. Для того чтобы создать технологии переработки, потребуется не менее 10 лет, с этой темой давно бьются, а результатов пока нет. Мы считаем, для того чтобы предотвратить катастрофу, необходимо в первую очередь решить проблемы селезащиты, так у нас будет запас времени для решения вопроса с отходами БЦБК. Сейчас рассматриваются три варианта – вывоз отходов, переработка либо их захоронение, – говорит Дмитрий Гладкочуб.

Как защитить Байкал и территорию в районе БЦБК от селевых потоков? По словам ученых, можно расширить или спрямить русла рек, чтобы там не накапливался обломочный материал, а если бы он и выносился, то не попадал бы на места хранения отходов БЦБК. Предлагаются варианты строительства защитных сооружений, а также создания так называемых уловителей селей. Если они сойдут на карты со шлам-лигнином, то будут перенаправлены в другое место. Селеопасность также зависит от того, сколько снега будет накоплено в верховьях рек и какие дожди пройдут летом – катастрофические или в пределах нормы.

– Аршанские сели последних лет по семи притокам были вызваны локальными, но катастрофическими дождями. Надо быть готовыми к тому, что это может произойти в любой момент, не надо пугать людей и предрекать катастрофы, но нужно сделать все, чтобы первоочередные мероприятия были проведены, а дальше разбираться с отходами БЦБК, – прокомментировал ученый.

В целом, сложно сказать, когда и в каком объеме будут решены самые острые экологические проблемы Байкала. Все рекомендации Совета ученые передадут в правительство региона, а дальше все зависит от эффективных законов и финансирования. Известно, что в рамках проекта «Сохранение озера Байкал» предусмотрены финансирование на строительство очистных сооружений для сточных вод, ликвидация стихийных свалок и мусора, а также мероприятия по разведению и выпуску мальков омуля в Байкал. Ученым же важно получить финансирование на мониторинг экосистемы озера и фундаментальные исследования Байкала, ведь именно от этого зависит будущее уникального озера, включенного в список объектов Всемирного наследия «Юнеско».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру