Власти Иркутска задумались о будущем Глазковского моста

"Старичка" подвергнут большому обследованию

Администрация Иркутска планирует плотно заняться самым старым мостом в Иркутске – Старым Ангарским, или, как его еще называют, Глазковским мостом. Эта переправа через Ангару давно требует ремонта, причем капитального.

"Старичка" подвергнут большому обследованию
Мост был торжественно открыт 15 ноября 1936 года. Это был самый большой мост железобетонной конструкции в Советском Союзе и в мире в то время. Но в Книгу рекордов он не попал из-за сложной политической обстановки.

Автомобилисты будут в ужасе, но, увы – старичка нужно обследовать и «пролечить», иначе он долго не протянет, нагрузка на мост растет. В свое время проектировщики даже не предполагали, сколько транспорта будет проезжать через этот мост за сутки. Так что в 2019 году начнут выяснять, что же с ним делать…

Мост имени Ленина

Глазковский мост был построен в 1931-1936 годах по проекту инженера П. Н. Поликарпова и архитектора И. А. Француза как… памятник В. И. Ленину. Его первое название – железобетонный мост имени В. И. Ленина.

Мост был построен как дань памяти Ленина.

Длина моста – 1245 метров, ширина – 18 метров. В нем 5 речных и 32 береговых опоры, четыре съезда, четыре пролета. Центральные пролеты имеют длину 80 метров, крайние – по 70 метров. Транспорт следует по 4 полосам, в том числе в центре – две полосы для трамваев. Также в комплекс моста входят путепровод через железную дорогу и две эстакады.

Задолго до строительства моста переправа через Ангару производилась на карбасах, а зимой – по льду. В период ледостава и вскрытия реки переезд через Ангару был невозможен. В 1857 году на Ангаре появился паром «самолет», который приводился в движение течением реки. А в 1891 году появился понтонный мост по проекту известного архитектора Владимира Рассушина. 16 понтонов были перекрыты деревянным настилом. Этот мост назывался Николаевским – поскольку открывал его цесаревич Николай Александрович. Кстати, этот мост был платным, и проезд по нему мог производиться одновременно только в одном направлении. Понтонный Николаевский мост в Иркутске регулярно разводили, чтобы дать проход судам. При этом корабли и баржи регулярно повреждали мост, а в непогоду понтоны срывало и уносило течением. Несмотря на это он просуществовал 45 лет, и ниже действующего моста можно увидеть остатки его конструкций.

Идея строительства постоянного моста обсуждалась еще в 1906 году, и тогда строительство оценили в 2,3 миллиона полноценных царских рублей. Было разработано 10 проектов моста – и все они были арочными.

Но действующий мост построили куда позже – на средства, собранные в Иркутске на увековечивание памяти Ленина. Начался сбор в 1924 году, продолжался и в последующие годы, но средств было недостаточно, поэтому к работам приступили только в 1931 году. Для его возведения были построены два бетонных завода, лесопилки, компрессорные подстанции и городок строителей.

Первая бригада рабочих.
Работы осложнялись сильным течением и большой глубиной, суровыми зимами и сложной ледовой обстановкой. Поэтому за четыре года были построены только опоры. А в 1935 году строительство передали «Мостотресту», и началось государственное финансирование работ. Это значительно ускорило процесс. К весне 1936 года было завершено возведение пролетов, началось обустройство проезжей части и тротуаров. Кстати, предмостовая стройплощадка будущего Глазковского моста была отсыпана битым кирпичом, привезенным от разрушенного Казанского собора.

Первоначально движение на нем было двухполосным для автомобилей. Также на мосту была узкоколейка для нужд Иркутского завода тяжелого машиностроения. Трамвайные пути были построены в 1947 году – сначала однопутная линия, а через два года – двухпутная. В 1955 году движение стало четырехполосным. В 1979 году по мосту проложили теплотрассу – нагрузка выросла на 2 тонны на каждый погонный метр. В 1995 году узкоколейку разобрали и провели реконструкцию трамвайных путей.

Проект капитального ремонта моста разработал в 2007 году «ИркутскгипродорНИИ», однако этот проект потребовал корректировки. В 2016 году стоимость доработки документации оценивали в 47 миллионов рублей. Согласно существующему проекту, ремонтные работы обойдутся в полтора миллиарда рублей.

Стариковские нагрузки

Сейчас, по расчетам мостовиков, Глазковский мост выдерживает нагрузки в 6-7 раз выше расчетных. По данным «Службы эксплуатации мостов», нагрузка на мост в общем потоке не может превышать 8 тонн, а в одиночном порядке мост выдержит 30 тонн.

Чтобы уменьшить нагрузку на мост, бетонные отбойники в 2017 году было решено заменить на металлические. Это снизило нагрузку более чем на 170 тонн.

Мостовики утверждают, что арочный мост может простоять 100-150 лет. Однако металлические конструкции лучше все-таки поменять. Для полного обследования придется обращаться за помощью к водолазам – надо проверить, что творится под водой.

На диагностику состояния моста требуется 8,5 миллиона рублей. Сначала ее планировали провести в 2018 году, но затем работы отложили. В январе 2019 года СМИ сообщили, что полное обследование состояния Глазковского моста будет проводиться в 2019 году. Вопрос о его проведении будет вынесен на заседание городской думы в июне 2019 года. Реконструировать Глазковский мост планируют после 2020 года.

«Дублер»

В 2018 году впервые заговорили о строительстве рядом с Глазковским мостом моста-дублера, который снимет часть нагрузки со старого моста. Но где его строить?

Руководитель научно-исследовательской транспортной лаборатории ИРНИТУ Александр Михайлов недоумевает: «Хорошо, мы строим рядом с Глазковским еще один мост. А что мы делаем на берегах? У нас есть пространство сделать нормальные подходы к мосту? В генпланах старых, по которым закладывались резервы территории для развития транспортной инфраструктуры, таких решений не было. Мне, например, непонятно, где этот мост будет начинаться, где будет кончаться».

Действительно, если мост делать по соседству с уже действующим, то с одной стороны здесь Затон, с другой – вокзал. Чуть выше по течению, за вокзалом, уже стоит новый Академический мост. Чуть ниже – Нижнеангарский (он же Новый Ангарский, ныне Иннокентьевский) мост.

При этом, по словам Александра Михайлова, новый мост в том же самом месте не уменьшит пробки, поскольку прилегающие улицы станут еще более загруженными. Для снижения количества машин нужно было делать предлагаемую еще в 1970-х годах связку: мост через Ангару, транспортный коридор вдоль железной дороги до Каи и мост через Иркут, который выводил бы транспортный поток на объездную Ново-Ленино. Сейчас предлагается строить обходы вокруг Иркутска, в том числе западный, который уведет часть потока в Ново-Ленино. А вот тем, кому надо с левого берега на правый, придется стоять в пробках. Две трети иркутян живет на левом берегу, а работает – на правом. Все структуры, в том числе властные, находятся в историческом центре Иркутска на правом берегу.

Кстати, градостроительный комитет в 2018 году предложил не собирать все властные структуры в одном месте, а напротив, разнести их по пяти районам. Но и в этой схеме, а также в новом генплане строительство еще одного моста через Ангару не предусмотрено.

Гораздо логичнее построить еще один мост через Иркут, соединив еще раз Свердловский и Ленинский районы. Это как раз недавно обсуждали в рамках работ по строительству «западного обхода».

А что будет, если полное обследование Глазковского моста покажет, что его надо практически полностью перестраивать?

Тогда, наверное, и будет построен новый мост. На старом месте.

Фото с сайтов photographer.ru, irkipedia.ru.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру