Учителя пожаловались депутатам ЗС, что работают на голом энтузиазме

В Иркутске продолжают обсуждать увеличение базового норматива по дошкольному и школьному образованию

11.12.2018 в 11:00, просмотров: 407

7 декабря в Иркутске состоялась коллективная встреча депутатов комитета по социально-культурному законодательству с несколькими представителями школ, детского сада, а также родительского сообщества, организованная с целью обсуждения проблемы недостаточного увеличения нормативов на учебные расходы в образовательных учреждениях.

Учителя пожаловались депутатам ЗС, что работают на голом энтузиазме

На региональном уровне продолжаются обсуждения базового норматива на учебные расходы. Напомним, губернатор предложил повысить их на 200 рублей на школьника и на 250 рублей – на дошкольника, что на данный момент никак не меняет критическое положение, в котором оказались школы и детсады. Но группа депутатов Законодательного собрания Иркутской области, куда вошли представители нескольких партий, предложила, учитывая весьма неплохое наполнение областного бюджета, дать детям больше – чтобы базовый норматив в итоге составил минимум 1000 рублей в год на одного воспитанника по дошкольному образованию и до 2000 рублей в год на одного обучающегося по начальному общему, основному общему, среднему общему и дополнительному образованию в муниципальных общеобразовательных организациях. Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с населением в возрасте от 7 до 15 лет менее 100 человек на одну образовательную организацию депутаты предложили повысить сумму до 4000 рублей в год на каждого обучающегося. Они получили «отлуп» от депутатов фракции КПРФ. Сторонников большей прибавки не поддержали. Приняли губернаторский вариант.

Депутаты категорически не согласились с таким положением дел. Ровно так же, как и те, кого эта поправка непосредственно касалась – педагоги и родители. Педагоги и многодетные родители приехали в Иркутск на встречу с депутатами Ириной Синцовой, председателем комитета по социально-культурному законодательству, Ольгой Безродных, заместителем председателя комитета, и Ларисой Егоровой, которая занимает в ЗС должность председателя комиссии по регламенту. Представители областных образовательных учреждений рассказали, почему выделенных средств катастрофически не хватает и с какими проблемами из-за этого им приходится сталкиваться.

Заместитель директора одной из шелеховских школ объяснила, что субвенцию на одного ученика в 1500 рублей очень сложно рационально распределить в силу того, что сумма небольшая, средств не хватает. Например, в прошлом году их учреждению был выделен один миллион 260 тысяч рублей – из расчета по числу учеников. Из них, по словам представителя школы, около 80-90% средств уходит только на учебники, высокая цена на которые за пять лет, пока не менялась сумма из бюджета, еще больше выросла. По этой причине сменяемость учебных материалов не может обеспечиваться школами в нужной мере. Кроме того, нужно оплачивать интернет, чтобы обеспечить необходимые условия для обучения детей. Нужно подготовить для детей документ об образовании, нужно еще много чего. И в результате остаётся очень небольшая сумма, которой никак не хватает на закупку учебного оборудования.

Заместитель директора приводит пример: в год они могут приобрести не больше одного-двух мультимедийных комплекта,  при достаточно большом количестве кабинетов это  -- капля в море. А на оснащение образовательного процесса по учебным предметам средств уже практически не остается. Например, микроскоп стоит 8,5 тысячи рублей. Из-за нехватки денег подчас на класс можно выделить только один прибор. А что такое один прибор на 20-25 человек? Педагоги также подчеркнули, что из-за нехватки бюджета закупки приходится проводить точечно и брать только часть оборудования в специализированные кабинеты – например, физики и химии. А это не позволяет вести образовательный процесс соответственно стандартам.

– То качество образования, которое мы даем, строится зачастую на голом энтузиазме, не подкрепленном материальной базой. При увеличении суммы, выделяемой на одного ученика, у нас, конечно, появится возможность более мобильно создавать условия для обучения детей.

Представитель родительского сообщества, многодетная мама, поддержала педагога:

– Я как мама могу сказать: залог успешного обучения ребенка в возможности для него увидеть, услышать и попробовать. Так вот, попробовать порой не получается. Разница, наверное, понятна.

Поднимался вопрос и о жалобах со стороны родителей, которые недовольны вечными поборами в школе. Представитель родительского сообщества подчеркнула, что такие жалобы, вероятно, будут поступать до тех пор, пока размер субвенции не будет соответствовать положению.

– Ведь помимо образовательного процесса ребенка нужно одеть и накормить, а если речь идет о многодетной семье, то здесь нагрузка на семейный бюджет увеличивается в разы.

Как известно, речь идет о введении английского языка в качестве обязательного экзамена с 2023 года. Чтобы успешно сдать устную часть, ученику необходимо постоянно работать с оборудованием. А на сегодняшний день только небольшое количество образовательных учреждений может похвастаться наличием лингафонных кабинетов. Учитель английского языка одной из гимназий города Усолье-Сибирское рассказала, что в их городе таких нет. В прошлом году в гимназии демонтировали устаревший класс, где использовались еще кассеты.

Проблемы нехватки средств больно бьют и по дошкольным учреждениям. Старший воспитатель шелеховского детского сада рассказала, что в год на их учреждение выделяется от 77 до 85 тысяч рублей, и это при хорошем раскладе. Поэтому они также вынуждены проводить закупки очень ограниченно.

– В этом году мы купили один ноутбук, стульчики для музыкального класса и оснастили одну из групп стульчиками и столами. Порой сложно поделить средства и выбрать, куда пойдут деньги. Игрушки приобретаются зачастую самые дешевые, которые на следующий год уже ломаются.

По этой же причине детским садам приходится обращаться к родителям. А что делать?

Ирина Синцова отметила, что писем с рассказами о подобных проблемах поступает много.

– Мы столкнулись с тем, что педагоги малокомплектных школ вынуждены сами скидываться на покупку учебников или мультимедийного оборудования. Их желание поддержать имидж, выдержать должный уровень, конечно, заслуживает уважения.

Но это не решение проблемы. Синцова отметила, что депутаты, знающие проблемы образовательных учреждений, продолжают работать в направлении поэтапного увеличения нормативов на учебные расходы. Согласно законодательству, изменения в закон о нормативах может внести губернатор Иркутской области. Поэтому депутаты нескольких фракций Законодательного собрания разных партий и округов написали обращение к губернатору Иркутской области, в котором отметили, что крайне необходимо увеличить эту сумму до 500 рублей с 2019 года.

Фото автора.