Региональное правительство ждёт миллиарды на БЦБК

Чиновники пытаются оправдаться за срыв экологической программы

Правительство Иркутской области снова бодро рапортует о том, что губернатором была дана команда приступить к утилизации отходов БЦБК в 2019 году. Так областные чиновники пытаются оправдаться после обнародования результатов проверки Счетной палаты РФ, которая подвела печальный итог – экологическая программа, в частности, утилизация отходов БЦБК, была провалена, не принеся никаких положительных результатов. 

Чиновники пытаются оправдаться за срыв экологической программы
На заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Байкал был одним из главных предметов обсуждения. Фото: rosgeo.com

На брифинге, состоявшемся на прошлой неделе, министр природных ресурсов Иркутской области Андрей Крючков сообщил, что в течение 2019-2021 годов область получит на это пять миллиардов рублей. И для целевого освоения этих денег уже все готово. Позволим себе крепко усомниться в оптимистических заявлениях министра.

Фото: open.irkobl.ru

Заявления кажутся тем более надуманными, что всего пару недель назад области пришлось вернуть деньги, которые не были потрачены на утилизацию – правительство и его подрядчик «Росгеология» просто не смогли их израсходовать. Крючков «прокомментировал несколько слухов, которые распространяют некоторые СМИ» – это факт о возврате средств в федеральный бюджет, который министр почему-то окрестил «слухом», хотя тут же этот слух сам и подтвердил. «В связи с тем, что реализация проекта стала невозможна», – так объяснил представитель правительства возврат и передвижку средств на следующие годы, точнее же на 2021. Лукавство региональных чиновников воистину границ не знает! Накануне крупнейшие СМИ обнародовали результаты проверки федеральной Контрольно-счетной палаты, согласно которым выполнение контракта по утилизации изначально (!) было невозможно, и стороны, то есть правительство Иркутской области с его красным флагманом Сергеем Левченко и подрядчик «Росгеология», об этом не знать просто не могли.

Чиновники из Серого дома привыкли все проблемы списывать на сакраментальное «денег нет». Но в случае с отходами БЦБК деньги как раз есть! Чиновники пытаются успокоить население: мол, деньги-то есть, целых пять миллиардов нам на утилизацию дадут... А где гарантия, что эти средства тоже не придется возвращать в бюджет РФ? Главный вопрос в том, способны ли региональные власти эффективно эти деньги использовать. «В 2020 году завершится действие федеральной целевой программы охраны озера Байкал, начнется действие национального проекта «Экология», и на первый год проекта уже будут средства», – цитируют СМИ регионального министра. Но почему-то министр на брифинге забыл упомянуть, что программа охраны озера Байкал, которая «завершается», за последние три года была провалена.

Крючков отчитался перед журналистами: мол, все готово для рекультивации отходов в 2019 году, который вот-вот наступит. Что же подготовлено? Во-первых, по сообщению Крючкова, создано, в соответствии с распоряжением губернатора Сергея Левченко, специальное учреждение «Дирекция по эксплуатации гидротехнических сооружений и ликвидации экологического ущерба» – в том числе и для ликвидации накопленного экологического ущерба в районе Байкальского ЦБК. Но, согласитесь, для того, чтобы создать еще одну бюрократическую структуру и присвоить ей актуальное название, большого ума не надо. Другое дело – заставить эту структуру работать по профилю. А вот с этим совсем плохо: структура была создана без малого год назад, а толку от нее за этот год так и не случилось. Руководит дирекцией охотовед Валентин Бороденко, некоторое время руководивший Прибайкальским нацпарком. На общественных слушаниях, которые проходили в Иркутске в минувшем октябре и были целиком посвящены проблеме утилизации отходов комбината, г-н Бороденко продемонстрировал весьма слабую осведомленность о проблеме, зачитав по бумажке беспомощный доклад.

Какие еще козыри есть в рукаве у правительства? Чем докажет, что в 2019 году работы все-таки начнутся? Выясняется, что никаких.

– По поручению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева был заключен договор с компанией «Росгеология» как единственным поставщиком по контракту о ликвидации накопленного ущерба БЦБК, – доложил Крючков. Далее он описал все треволнения вокруг этого контракта: мол, стало понятно, что проект от 2015 года, на основании которого и заключили контракт, не может быть реализован из-за несоответствия требованиям безопасности. В марте правительство поехало на БЦБК и обнаружило, что части оборудования на месте нет, а очистные не работают; к тому же нашли еще один источник загрязнения – 160 тысяч тонн черного щелока… Но наши не сдаются, и теперь идет доработка проекта…

Напомним, проект, на основании которого заключили контракт правительство области и «Росгеология», генпрокуратура «забанила» еще до заключения контракта – как неэкологичный. Как мог быть подписан контракт, если проект признан не соответствующим экологическому законодательству? Пожалуй, это вопрос для компетентных органов. Из той же серии ссылка на то, что неработающие очистные и отсутствие нужного оборудования зафиксировали только в марте этого года: а куда же раньше смотрели, когда готовились контракт заключать? Туда же отнесем и черный щелок, который обнаружила вовсе не комиссия чиновников, а прокуратура, причем значительно раньше, в октябре 2017-го. А в начале ноября 2017 года газета «Областная», которая издается на бюджетные деньги и является рупором регионального правительства, даже посвятила черному щелоку большую статью. То есть проблемы, с которыми столкнется подрядчик при исполнении контракта, заказчику могли – и должны были быть – известны заранее. Неинформированность правительства свидетельствует либо о вопиющем пофигизме по отношению к одной из важнейших экологических проблем области, либо о намеренном утаивании информации.

На брифинге Крючков напомнил, что на картах-накопителях БЦБК уже находятся несколько установок, которые отжимают воду и перемешивают шлам-лигнин. А зачем отжимают и перемешивают? Технологии-то еще нет!

Установки, с помощью которых «Росгеология» «перемешивала» шлам-лигнин на картах БЦБК. Фото: m123ru.net
Технологию-то, по признанию самого министра, «дорабатывают» – идея с вывозом отходов в село Моты, которую поддержал друг народа губернатор Левченко, с треском провалилась, поскольку народ не поддержал, не захотел жить возле ядовитого полигона. Народ, конечно, всячески успокаивали. «Росгеология» чуть ли не клялась, что опасность отходов минимальна, что бояться нечего. Предполагали пятый класс опасности, на уровне бытового мусора. Взяли анализы (как раз там, где отжимают и перемешивают) – но о результатах до сих пор не сообщили, хотя они ожидались еще в октябре. На запрос «МК Байкал» представители «Росгеологии» ответили: результаты пока неизвестны.

Так что, исходя из вышесказанного, заявление о том, что правительство в июле 2019 года планирует приступить к ликвидации карт-накопителей, не внушает никакого доверия. Ведь нужно выбрать технологию, провести ее через круги бюрократического ада, получить добро от госэкспертизы, провести подготовительные работы (такие, например, как строительство полигона ТБО в Слюдянском районе – карта-накопитель N 12 используется сегодня как городская свалка).

Но, забегая вперед паровоза, правительство тут же, ссылаясь на поручение губернатора Левченко, анонсирует и полную ликвидацию БЦБК, включая промплощадку, в 2019 году, Федерацией на это выделено 95 млн рублей. Однако в первую очередь нужно решать вопрос о передаче имущественного комплекса БЦБК, который собственники не хотят отдавать «за так», бесплатно. Крючков заявил о «трудностях, которые нужно решать на федеральном уровне». Причем министр описал сложный и долгий путь передачи – сначала Байкальскому муниципальному образованию, а только затем в собственность Иркутской области. Не известны пока ни объем предстоящих работ, ни, соответственно, сумма. В общем, понятно, что дело долгое. Так что речь министра Крючкова перед журналистами – бравада, попытка скорчить хорошую мину при плохой игре. А уж на фоне заключения директора департамента Счетной палаты Сергея Нероева о «крайне сложной» ситуации с ликвидацией отходов, которая «фактически еще даже не начиналась» (с заключением согласились и представители профильного министерства РФ), она выглядит прямой дезинформацией. Или, может быть, правительство Иркутской области живет в какой-то другой, отдельной реальности?

В последние два месяца на Байкале происходили ощутимые землетрясения. Последнее случилось 23 ноября. В эпицентре сейсмическая активность достигала пяти баллов. Ученые также говорят о возможности схода селя и прогнозируют его исходя из статистических данных. А отходы БЦБК все еще на месте.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру