Иркутский мусор: как разгрести 12 миллионов кубов?

Что ждет мусорных операторов в самой густонаселенной зоне Приангарья

Граждане с волнением ожидают начала «мусорной реформы». Не меньше переживаний и у региональных операторов. Рядовые граждане опасаются значительного повышения оплаты за утилизацию мусора – а что волнует  тех, кто взялся за самую вроде бы выгодную «Зону Юг» в Иркутской области?

Что ждет мусорных операторов в самой густонаселенной зоне Приангарья

Кому возить?

Для проведения «мусорной реформы» и исполнения Стратегии национальной экологической безопасности, утвержденной президентом РФ до 2025 года, регионы должны были выбрать местных операторов по обращению с отходами. И все «мусорные» вопросы сложить на плечи этих компаний. Если регион большой, то его должны были обслуживать несколько компаний. Иркутскую область разделили на Зону Юг и Зону Север. В каждой зоне – свой региональный оператор. Итак, Зону Юг – самую густонаселенную в регионе – обслуживает компания ООО «РТ-НЭО Иркутск». Компания имеет лицензию на обращение с отходами. Правда, зарегистрирована она в Белгороде – но никто из иркутских фирм на статус регионального оператора Зоны Юг не претендовал…

Региональному оператору предстоит с начала 2019 года активно строить новые муниципальные полигоны для захоронения ТКО и площадки для временного хранения отходов, убирать несанкционированные свалки, вывозить мусор не только в городах, но и в деревнях, селах, поселках (нанимая местные предприятия), налаживать сортировку мусора на вторсырье и на то, что надлежит захоронить или сжечь, следить за тем, чтобы не было новых свалок, собирать плату за вывоз и утилизацию отходов, получать разрешения, согласовывать… Все это – одновременно.

В Зону Юг включены территории городов Иркутска, Ангарска, Тулуна, Саянска, Свирска, Усолья-Сибирского, Черемхово, Зимы, Бодайбо, а также Бодайбинского, Тулунского, Балаганского, Жигаловского, Заларинского, Зиминского, Иркутского, Качугского, Куйтунского, Ольхонского, Слюдянского, Усольского, Усть-Удинского, Черемховского, Шелеховского районов, муниципалитетов Усть-Ордынского Бурятского округа.

Куда возить?

В настоящее время в Зоне Юг располагается всего 16 легальных полигонов для хранения твердых коммунальных отходов. Большинство из них заполнены более чем на 60%. И практически все они не соответствуют нормативам по техническому оснащению.

Фото: ulanmedia.ru

На самом деле полигон для захоронения отходов – это специальное сложное гидротехническое сооружение. На нем должны быть обустроены котлованы с гидроизоляцией, системой отвода свалочных газов. На полигонах не должны просто сваливать мусор кучей с самосвалов или мусоровозов: мусор должен быть рассортирован, измельчен и спрессован. Тогда в ограниченном объеме может быть захоронено больше отходов, чем если просто сваливать их в «естественном» виде.

- Сейчас мы рассматриваем организацию вывоза мусора, - говорит Тамара Соловьянова. – Нужно четко видеть, откуда и куда возить отходы, где ближайшие мусорные полигоны, где нужно организовать площадки для временного хранения отходов, где надо строить полигон для захоронения ТКО, чтобы вывоз был экономически эффективен. Вот, к примеру, вывоз мусора из Куйтунского муниципального образования необходимо производить на полигон в Черемхово. Расчетное плечо транспортирования составляет 65 километров, на деле же расстояние составляет 230 километров. Согласитесь, возить мусор на такие расстояния нерентабельно: бензин, амортизация, оплата труда водителей. Тем более что сроки вывоза мусора с контейнерных площадок определены законодательно, обусловлены требованиями СЭС. Поэтому нужно строить хотя бы временные площадки в тех же районных центрах.

При этом временные площадки, как и новые полигоны, должны быть соответственно оснащены: иметь место для складирования принятого мусора, линию сортировки, где можно будет извлечь из общей кучи отходы, которые можно будет использовать вторично (пластик, металл, стекло, органику и так далее), шредер, который будет измельчать как вторсырье, так и предназначенный для захоронения мусор, и пресс для спрессовки хвостов. Ну и место для хранения вторсырья и предназначенных для захоронения или сжигания отходов.

- У нас есть экспериментальная площадка под Ангарском, где мы как раз тестируем систему разделения отходов, - говорит Тамара Соловьянова. – И на ней мы впервые обустроили опытное поле компостирования. Там будут по определенной схеме складироваться органические отходы, которые будут в дальнейшем переработаны на удобрения - биогумус.

Кстати, в плане ликвидации мусора очень хороший эффект имеют мусоросжигающие заводы нового поколения, которые планируется строить в Бурятии и Красноярске по японским технологиям. Это уже не те монстры, чадящие и воняющие на всю округу, которые приходят на ум при словах «мусоросжигательный завод». Современные технологии позволяют установить такие системы очистки, что даже дым из труб не будет виден. При высокой температуре, которая достигается в печах такого завода, разлагаются все вредные вещества, образующиеся при сгорании того же пластика или полиэтилена. А выделяемое тепло можно будет использовать для обогрева домов, обеспечения горячего водоснабжения и на иные нужды населения.

- Не дожидаясь 1 января 2019 года, мы уже проводим ряд мероприятий по внедрению технологий и оборудования для переработки и уничтожения мусора, - говорит Тамара Соловьянова. – Испытательными площадками служат полигоны ТКО в Ангарске и Усолье-Сибирском. Так, мы проводим испытания пиролизных установок (для сжигания мусора) в Усолье и Ангарске. На полигоне в Ангарске готовится к запуску оборудование для производства биодизельного топлива. Там же будет установлен биореактор для сбора биогаза и сейчас готовится проект инфраструктуры для сбора и реализации биогаза.

Кто убираться будет?

Ну а теперь еще об одной неприятной обязанности, которая ложится на плечи регионального оператора и о которой за подсчетами того, насколько увеличатся суммы в квитанциях за ЖКХ, все забыли. Речь об уборке всех существующих в зоне ответственности регоператора несанкционированных свалок. Законом четко прописано: региональный оператор должен очистить подведомственную ему территорию и содержать ее в порядке. То есть убрать почти тысячу уже имеющихся свалок и регулярно мониторить земли на предмет появления новых.

Убрать свалки нужно в прямом смысле, и тут есть два варианта. Первый: заставить это сделать собственника земли. Второй – убраться самим, а собственнику земли выставить счет за работу. Вот тут есть одна интересная особенность: дело в том, что большинство несанкционированных свалок находится на землях лесного фонда. Дачники, грибники, несознательные отдыхающие бросают мусор там, где провели пикник. А там, где бросили хотя бы один мешок, вскоре разрастается большая свалка. Бороться с ними – обязанность регионального оператора. А земли лесного фонда принадлежат государству. Так кому счет выставлять?

Правда, существует программа «Охрана окружающей среды», в которой есть пункт об уборке несанкционированных свалок. На это предусмотрено выделение денег из регионального и даже федерального бюджетов. Так, по данной программе до конца года выделят почти 35 миллионов рублей на ликвидацию 35 свалок, находящихся в городах Иркутской области. А полностью очистить территорию региона от несанкционированных мусорных «полигонов» необходимо, по уже указанной экологической Стратегии, к 2024 году. Мусор с этих свалок нужно возить на 16 легальных полигонов, и тогда они будут заполнены уже не на 60%, а на все 100%.

Допустим, убрать региональный оператор сможет. Соберет мусор, вывезет на законный полигон, очистит территорию – но кто даст гарантию, что через несколько дней на том же месте не начнут скапливаться новые горы мусора? Особенно это касается дачников, жителей сел и деревень. И тут мы подходим к главному вопросу, который должен быть решен всеми этими экологическими стратегиями и «мусорными реформами» - изменению «мусорного» поведения граждан.

- Как изменить поведение людей – пока неизвестно, но делать это нужно уже сейчас, - говорит Тамара Соловьянова. – И действовать во всех направлениях. Нужно убеждать людей не мусорить, и одновременно  работать в направлении раздельного сбора отходов -- чтобы люди разделяли мусор самостоятельно. А чтобы простимулировать на разделение мусора, нужно открывать в пределах шаговой доступности – пусть даже по одной в микрорайоне – точки по сбору вторсырья. По примеру приема стеклотары в советские и ранние российские времена. Тогда все больше людей будут сортировать мусор, чтобы получить небольшую сумму за то, что идет на выброс.  А когда поток вторсырья будет хотя бы немного налажен, тогда можно будет думать о том, чтобы создавать перерабатывающие предприятия, которые будут использовать «вторичку».

Кстати

Масштабы проблемы : 12 миллионов кубов мусора

18 октября пресс-служба правительства Иркутской области обнародовала данные мониторинга свалок в регионе, которые легли в основу согласованной территориальной схемы обращения с отходами. Эта схема – главный документ «уборки» в регионе: она показывает масштабы «замусоренности» и позволяет оценить временные и финансовые затраты на уборку. Итак, в Иркутской области нашли 948 несанкционированных свалок. Больше всего отходов скопилось в Эхирит-Булагатском районе, откуда нужно вывезти 132,6 тысячи кубометров мусора. На втором месте – Усольский район, где мусора чуть меньше – 130 тысяч кубометров. Следующим идет Боханский район – там скопилось 60,5 тысячи кубометров отходов.

- Эти данные практически совпадают с теми, что есть у нас, - говорит директор ООО «РТ-НЭО Иркутск» Тамара Соловьянова. – Мы провели свой мониторинг совместно с министерством природных ресурсов Иркутской области и насчитали 957 несанкционированных свалок, которые занимают 1,5 тысячи гектаров. Общий объем мусора на них – около 12 миллионов кубометров.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру