Что не так с именем Виталия Венгера?

Чиновники Приангарья проигнорировали письмо, подписанное Денисом Мацуевым и еще 30 деятелями культуры

Полгода прошло с того момента, как «МК-Байкал» опубликовал статью известного иркутского журналиста и писателя Арнольда Харитонова о попытке общественности добиться присвоения имени замечательного актера Виталия Венгера Иркутскому театральному училищу. Фигуру такого уровня представлять жителям Иркутской области не надо -- его знают все. Логично, что и власти области, города, руководство училища должны бы только обрадоваться такой инициативе, которую выдвинула городская комиссия по топонимике. 

Чиновники Приангарья проигнорировали письмо, подписанное Денисом Мацуевым и еще 30 деятелями культуры
Виталий Венгер. Фото: dramteatr.ru

Но вот уже полгода общественность ждет ответа от властей – и ожидание безрезультатно. Именно поэтому в преддверии второй годовщины смерти замечательного актера общественность снова обратилась с открытым письмом – уже не только к властям, а ко всем, кто мог бы как-то повлиять на ситуацию. Мы публикуем это письмо.

Да, как это ни горько – уже два года Иркутск живёт без своего замечательного артиста, любимца зрителей Виталия Константиновича Венгера: он ушел 20 сентября 2016 года. Мы вместе с истинными театралами будем помнить его Лаэрта, Адуева-старшего, Мэкки-Ножа, Подколёсина, Несчастливцева, Тевье-молочника и ещё десятки, сотни замечательных сценических образов. Его всю жизнь будут помнить десятки его учеников во всех концах России. Среди них немало народных, заслуженных артистов, ведущих мастеров сцены Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тольятти, Омска и многих других театральных городов. Коренной москвич, выпускник знаменитой «Щуки», он навсегда остался верен подмосткам театра имени Охлопкова, нашему городу, Ангаре, Байкалу, ради них отказался от знаменитой сцены Театра Сатиры и никогда не жалел об этом.

Он ушёл, его нет больше -- но Иркутск его помнит. Он остался в памяти верных театру зрителей, в памяти городских улиц, скверов и площадей, намоленной охлопковской сцены, уютной гримёрки, которую он делил со своим другом и партнёром Виктором Егуновым.

Но когда-то уйдёт и последний зритель, который восхищался искусством Венгера, не станет его партнёров, учеников и друзей. И только какой-нибудь театровед будущего раскроет пожелтевшие от времени страницы книг, написанных Виталием Венгером, перелистает ветхие полосы старых газетных подшивок и задумается ненадолго: кто же он такой, этот москвич, ставший сибиряком?

Память надо хранить, передавая из поколения в поколение. Потому культурная общественность так горячо поддерживает просьбу городской комиссии по топонимике – назвать именем Виталия Венгера безымянное ныне Иркутское театральное училище. Когда эта просьба ушла в правительство области, мы были уверены, что она будет поддержана министерством культуры и коллективом училища. На глухой, никак не объяснённый отказ мы налетели как на бетонную стену.

Было несколько публикаций в поддержку этой достойной и вполне логичной инициативы. В ответ - молчание. Открытое письмо на имя губернатора области подписали тридцать деятелей культуры – народные артисты России Денис Мацуев, Наталья Королёва, Владимир Яковлев, несколько заслуженных артистов, лауреаты Государственной премии РФ, академики, профессора, почётные граждане Иркутска и области. Но и губернатор не ответил на это письмо. Министр культуры и архивов Ольга Стасюлевич признала, что её ведомство должно было создать комиссию по увековечению памяти мастера, и даже вроде бы собиралась сделать это (лучше поздно, чем никогда), но дальше -- снова тишина, такая же глухая. Директор училища Светлана Домбровская никак не может внятно сформулировать, почему руководимый ею коллектив не хочет носить имя Мастера, и предпочитает обижаться, когда у нее пытаются получить ответ.

Возникает вполне логичное мнение, что люди, от которых зависит принятие решения, почему-то не хотят его принять. Появляются альтернативные предложения. Например, назвать именем Виталия Венгера иркутский Дом актёра или сквер вокруг него, там же -- соорудить памятник в виде скамьи со скульптурными портретами двух друзей и партнёров Венгера и Егунова. Вполне достойный проект, к тому же пафосный, дорогостоящий. Но почему он альтернативный? Что мешает назвать именем Мастера ещё и театральное училище? Это ведь не составляет труда и стоит сущие копейки. Были бы желание и воля…

Но вот беда – нет ни того, ни другого. На все недоумённые вопросы – только возмутительное молчание. Даже объяснить причину отказа никто не хочет. Всё это просто оскорбительно для памяти великого Артиста, кстати, немало сделавшего для Иркутского театрального училища, в котором он начал преподавать в 1962 году. Несколько лет был его художественным руководителем.

При жизни Венгера, казалось, его любили все. Что изменилось после смерти? Да ничего: есть зрители, которые его помнят и чтут, остались родные, друзья. Но что за беда с чиновниками?! Значит ли их молчание, что до поры до времени они держали где-то в глухих закоулках своих душ какой-то тяжёлый камень то ли зависти, то ли каких-то незримых обид? Мы просим их снова: не молчите, объясните своё нежелание сохранить память о Мастере в родном ему училище.

А мы, его друзья и почитатели таланта, 20 октября обязательно помянем Виталия Венгера, Вилю. И будем помнить, пока живём.

Сергей Захарян, кандидат филологических наук, доцент, театральный критик

Евгений Корзун, кинооператор, лауреат Государственной премии РФ

Тамара Панасюк, заслуженная артистка РФ

Валерий Кирюнин, преподаватель Иркутского театрального училища, заслуженный работник культуры РФ

Арнольд Харитонов, литератор, заслуженный работник культуры РФ

Светлана Михеева, поэт, главный редактор проекта «МК-Байкал»

Александр Князев, фотохудожник

Роман Днепровский, журналист

Артур Пьянов, журналист

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру