Виталий Рябцев: проверками и штрафами Ольхон не спасти

Эколог считает, что на острове нужно строго ограничить строительство турбаз

В последние годы туристов на острове Ольхон стало особенно много. Вследствие антропогенной нагрузки на экосистемы острова исчезают редкие виды растений, сокращается численность животных, а также существенно загрязняется вода Байкала: в районе Сарайского залива самое чистое озеро в мире уже не соответствует нормам и признано непригодным для купания. 

Эколог считает, что на острове нужно строго ограничить строительство турбаз
Фото: m.activatika.org

По мнению эколога Виталия Рябцева, который много лет изучает Ольхон, единственная мера, которая может повлиять на ситуацию -- введение запрета на строительство новых турбаз и гостиниц на Ольхоне.

 Когда начался и как развивался экологический кризис на Ольхоне?

– Этот процесс шел в несколько этапов. Увеличение числа туристов на острове началось в 2000-х годах, когда из-за падения курса рубля в 1998 году стали невозможны поездки иркутян на юг. Следующий скачок объема турпотока произошёл в 2005 году в связи с электрификацией Ольхона. В последующие годы наплыв туристов значительно увеличился после запуска второго парома, а затем и третьего -- в прошлом году. С тех пор антропогенная нагрузка держится на запредельном уровне. Выстроено также запредельное количество турбаз.

Виталий Рябцев. Фото: irk.land

При этом особенно много стало китайских туристов, их численность преобладает над остальными иностранными туристами и, похоже, скоро будет преобладать и над российскими. Не вижу в этом ничего хорошего ни для природы, ни для туристического бизнеса – ведь они ориентированы на гостиницы, построенные китайским капиталом специально для них, а местные жители теряют появившиеся было возможности получать доход.

– Летний турсезон закончен. Он ознаменовался закрытием Сарайского пляжа. Каковы последствия этого турсезона?

– К сожалению, экологическая обстановка продолжает ухудшаться. Массовые застройки турбазами стали причиной существенных загрязнений острова. Мало того, они захватывают новые земли. Масса отдыхающих оказывает давление на весь остров: разрушается степь, замусоривается территория, возникают лесные пожары, исчезают животные, сокращается численность птиц и вытаптываются растения.

Сейчас на Ольхоне в пик сезона больше 90% туристов отдыхают именно на турбазах и в гостиницах. Было время, когда туристы-палаточники были главным бичом Ольхона, но уже давно ситуация такова, что основной урон окружающей среде наносят организованные туристы.

Кроме того, турбазы ведь сбрасывают жидкие отходы, канализационные стоки прямо в Байкал. Ранее я никогда не наблюдал на Сарайском заливе такой плёнки на поверхности воды, как в этом году. Впервые за все годы там поставили таблички о запрете купания. На мой взгляд, это огромный удар по туристическому имиджу.

Но, возможно, у этого запрета будут хорошие последствия, и на будущий год туристический поток перестанет расти или даже сократится, потому что на данный момент он преодолел все мыслимые и немыслимые пределы. Дальнейшее загрязнение воды приведет к распространению кишечных заболеваний.

-- То есть деградация на Ольхоне видна уже невооруженным глазом. Какова же тогда ситуация возле самого крупного населенного пункта – в районе Хужира?

-- Приходится наблюдать, как деградирует побережье Хужирского залива – уникального природного участка. Раньше там была самая крупная популяция черепоплодника щетинистоватого (который в Иркутской области растет только на песках Ольхона),  включённого в Красную книгу, а сейчас от неё осталась лишь малая часть из-за постоянного движения автомобилей и квадроциклов, из-за многочисленных палаток. Дальнейшее бездействие со временем приведёт к полному исчезновению уникальной растительности.

Хужирский залив всегда был интересным местом для наблюдения за птицами. Здесь есть единственный на Ольхоне сырой луг. С середины июля до начала октября на побережье останавливаются для отдыха и кормежки стаи мигрирующих куликов. Но в последние годы местная растительность вместе с птичьими гнездами активно уничтожается колесами тех же квадроциклов и джипов. Численность пернатых сокращается.

-- Вы орнитолог, изучаете птиц. Ольхон когда-то был центром орлиного культа. В шаманизме культ белоголового орла – самый древний. Остались ли на острове орлы?

-- На сегодняшний момент на острове уже практически нет орлов. А раньше Ольхон действительно был центром орлиного культа. Шаманы, ведущие свой род от орла, считались самыми могущественными. Все изменилось: нынешние шаманы показывают на летающих в небе коршунов и называют их орлами.

Журавли-красавки, появившиеся на острове на моих глазах, когда я работал в национальном парке, тоже исчезли несколько лет назад. Перестала гнездиться на острове и дрофа. Раньше Ольхон славился высокой численностью глухарей, рябчиков, куропаток, красных уток, которых тоже теперь практически нет. Сократилось количество оленей, а рысей на острове осталось буквально одна-две. В разы уменьшилась и популяция узорчатого полоза, занесённого в Красную книгу.

– В этом году был введён запрет на установку палаток на Сарайском пляже. По вашему мнению, повлияло ли это на сокращение турпотока?

– Этот запрет действовал на огороженном участке Сарайского пляжа. Но я не скажу, что удалось полностью избавить его от туристов. Хотя, конечно, туристов было несоизмеримо меньше, чем, например, в 2015 году, когда ещё не было ограждений. Благодаря этому растения частично восстановились, в том числе и редкие виды. Например, на Сарайском пляже восстановились практически полностью исчезнувшие здесь популяции черепоплодника щетинистоватого. Сохранились не только считанные экземпляры, но и появились новые – за последние три года их стало больше в два-три раза.

В ольхонском лесу в этом году тоже не было замечено таких нарушений, как в прошлые годы, и уже начала формироваться лесная подстилка, ранее постоянно разрушаемая людьми и автомобилями. Но положительные изменения произошли локально, только на одном участке. И если на следующий год усилия в этом направлении вдруг перестанут прилагаться, всё вернётся к той же печальной ситуации, которая была три года назад.

– Что вы думаете по поводу проектирования дороги на Ольхоне?

– Приоритетом такого рода работ на Байкале должно быть нанесение минимального ущерба природе, а не создание максимума удобств автомобилистам. Но это мечты, на деле природу вновь приносят в жертву экономике, удобствам и т.д.

– Какие действия, на ваш взгляд, помогут сохранить природу Ольхона?

– В первую очередь надо ввести запрет на строительство новых туристических объектов – турбаз и гостиниц. Дело в том, что их количество ежегодно растёт, а это приводит, соответственно, к возрастанию численности туристов. Однако я очень сомневаюсь, что это произойдёт. Власти, на мой взгляд, ориентируются не на охрану Байкала, а на доход, который можно получить за счёт природных ресурсов. К тому же многие представители власти сами связаны с туристическим бизнесом и готовы жертвовать природой ради своего достатка. Ни для кого не секрет, что заместитель губернатора выкупил рыбзавод в Хужире, лакомый кусок земли с берегом и пирсом, где, возможно, появится ещё один гостиничный комплекс. Поэтому вместо реальных действий они отделываются популистскими заявлениями. Например, в этом году был введён учёт туристов, приезжающих на Ольхон, согласно которому все должны были проходить регистрацию, отчитываться, куда едут, и получать пропуск. Я посетил остров уже после того, как было объявлено, что этот режим начал действовать, но могу сказать, что никто этим не занимался. Сейчас говорят об установке видеокамер для контроля, но всё это не способно существенно повлиять на ситуацию.

Так что ограничить количество турбаз – самая первая необходимая мера, которую нельзя откладывать, поскольку только так можно приостановить турпоток. После моратория на дальнейшее строительство турбаз и гостиниц нужно навести порядок в том, что есть – например, закрыть объекты, наносящие вред окружающей среде и не отвечающие нормам.

-- Деятельность некоторых турбаз приостанавливают. Об этом широко сообщается в прессе. Может быть, какие-то движения в сторону спасения Ольхона начались – не популистские заявления, а реальные действия?

-- В прессе то и дело появлялась информация о закрытии в Хужире крупного гостиничного комплекса «Байкалов острог», у которого серьезные проблемы с очистными сооружениями. Но турбаза, заполненная туристами, продолжала работать и в этом году. Ко всему прочему началось строительство ещё одной крупной турбазы у Хужирского залива. А значит, мы будем наблюдать только дальнейшую деградацию острова. Вместо реальных действий структур, официально отвечающих за состояние острова, по большей части имеет место только имитация действий по охране природы. Проверки и штрафы Байкал не спасут.

Фото: baikal-info.ru

МК-справка:

Из 164 туристических баз и гостевых домов, которые находятся на Байкале в Иркутской области и Бурятии, более 90% работают с нарушениями требований действующего законодательства. 1 октября 2018 года об этом сообщила Байкальская природоохранная прокуратура по результатам проверки туристической  деятельности на Байкальской природной территории.

 

Сюжет:

Падение курса рубля

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру