Жители поселков Марковского МО выступают против градплана

Генеральное планирование на местах может привести к социальному взрыву

-- Генплан -- как удавка для народа! Предлагаю генплан как антинародный отклонить! – после полуторачасовой беседы жителей небольшого поселка Мельничная Падь, что в 12 км от Иркутска, с представителями Марковского муниципалитета предложил член Общественной палаты Иркутской области Павел Ведерников. Жители собрались на общественные слушания, которые пропагандируются как демократический инструмент для участия населения в жизни муниципалитетов. 

Генеральное планирование на местах может привести к социальному взрыву
Фото автора.

Впрочем, мнения у жителей особо не спрашивают, их ставят перед фактом, каким бы он ни был. Это может в скором времени привести к бунту какого-нибудь муниципалитета против чиновничьих раскладов -- возмущение высказывается открыто. Сейчас к этому близки поселки Марковского МО, администрация которого «согласовывает» с людьми свои невероятные прогнозные решения по генплану – жители подозревают: не для того, чтобы улучшить условия для местных, а фактически чтобы их ухудшить.

Кому принадлежит берег?

В Марковском МО положение с генпланом особое, как, впрочем, и по другим «байкальским» МО Иркутского района -- оно состоит из земель со скандальной репутацией, которые навыделяли предприимчивым людям во времена «царствования» мэра Игоря Наумова. Предприимчивые люди положили глаз на самые сладкие участки – по берегам водохранилища, по заливам на Ангаре, по Байкальскому тракту в направлении Байкала. Вопрос по этой земле давно перерос муниципальный и районный масштаб, стал областным, а впоследствии из-за крупного коррупционного дела и лоббирования вопроса о лесной амнистии - федеральным.

Мэр под следствием уже несколько лет, лесная амнистия случилась. А большая часть земель и сейчас спорная. Береговая полоса в Мельничной роздана в разные частные руки. Генплан должен привести всё в соответствие. Это и обсуждает чиновничество муниципального уровня со своим народом.

Обсуждают – это, конечно, громко сказано. На общественных слушаниях, которые проходят в нескольких поселках, муниципальные чиновники лишь ставят граждан в известность о том, что уже решено. А решено, что муниципальное образование, которое граничит с Иркутском, будет расти и процветать – и поселки у водохранилища зарастут или многоэтажками, или коттеджами типа «дорого-богато». Граждане зрят в корень и понимают, что лесозащитные полосы исчезнут, россиянам типа «пенсионер» или «учитель» будет все труднее подбираться к воде, поскольку берега превращаются в «частную территорию» тех, кто проживает в «дорого-богато». Не будет для них и леса -- все застраивается на правах той же самой «частной территории». Жители поселков возмущены, потому что не хотят проснуться однажды в густо застроенном городе бесправными обитателями своих домиков в такой вот режимной «частной» зоне, где ни шага влево, ни шага вправо сделать не получится.

Но бунт их малосильный -- потому что мало тех, кто понимает масштаб происходящего и его механизмы. Юлия Карельченко, общественница, председатель ТОС «Мельничный» поселка Мельничная Падь, хорошо понимает и то, и другое. Она понимает, что речь главным образом идет о последствиях «хозяйствования» наумовской администрации, которые сейчас требуется легитимизировать, поскольку участников в этом процессе было много, выгодополучателей – тоже. И процесс «приведения в порядок» так же сейчас затрагивает интересы местных жителей, как затрагивало их хозяйствование при Наумове. Речь все о том же: как, на каком основании и кому выделяются земли, строительство на которых лишь ухудшает экологическую ситуацию и быт местного населения, которое само стоит в очереди за землей на улучшение жилищных условий десятилетиями.

Нью-Васюки

Градплан Марковского МО подразумевает, что в одной только Мельничной Пади, где проходит санитарная зона Ершовского водозабора, к 2030 году будет жить 4 тысячи человек при нынешних тысяче с хвостиком (в общем по Марковскому МО – 100 тысяч, что равняется шестой части населения всего Иркутска сегодня, при том, что убыль населения у нас значительная). Застройка здесь будет коттеджная. Планируются школа на 500 мест, садик на 240 мест, клуб и спортзал, предприятия бытового обслуживания, дорога до поселка и водный транспорт. На месте лесов в границах поселка, говорит Юлия Карельченко, будет перспективная жилая застройка: «Они нарушают наши права и забирают у нас все участки общего пользования».

Коттеджная застройка кипит на северо-западной окраине Мельничной Пади. Фамилии, которые называют местные применительно к этой роскошной собственности, весьма известные. Вокруг поселка сплошная частная территория.

Юлия Карельченко. Фото автора.

--Вся береговая полоса у нас частная, включая 20-метровую полосу вдоль берега – по ней дорога проходит, – Юлия провезла нас вдоль поселка и показала один лаз между заборами, единственное место, где граждане, не нарушая ничьей собственности, могут, так сказать, приникнуть к воде. Она сама привыкла задавать чиновникам вопросы: как, на каком основании здесь все частное, кто выдал прибрежную землю, а кое-где и заходом в воду, частникам? И привыкла получать один ответ: это не мы землю выдавали, это Иркутский район (или, в других случаях, министерство имущественных отношений области). Собственно, чиновники теперь на всякий земельный вопрос разводят руками: это не мы.

Доходит до анекдотических нелепостей: чтобы сделать пожарный подъезд к воде, нужно договариваться с собственником на одном из участков – болотистом, как говорят местные, и предлагать ему на обмен другой участок – настолько плотно захвачена береговая полоса. Поэтому-то и продекларированные генпланом 3,8 км под устройство набережной в Мельничной Пади были подняты на смех – нету такого протяженного свободного участка, чтобы народ мог променады совершать, и для кого тогда, для какого частника вы набережную планируете за казенный счет? Главный архитектор Марковского МО, который и вел слушания, со знанием дела отбрил раззявивших роток на променады: «Это не о прогулочной набережной речь, а о берегоукреплениях. Все остальное – частная территория». «Ну а для кого тогда укрепят берег?» – не унимались обиженные жители. Ведь «при Наумове» – и не только при нем – не выдавали землю только одной категории граждан: нуждающейся.

Фото автора.

Экология поневоле

При том, что окрестности зарастают коттеджными грибочками, в Мельничной Пади существует очередь из пяти десятков местных, которые никак не могут получить участки – их, участков, как бы нету. Но люди не слепые, они видят, что для тех, кто строит коттеджи, участки находятся.

 -- Сколько человек получили землю под жилую застройку за пять лет? Нам тогда понятна будет демография, прирост населения, который вы озвучили, – поинтересовался Павел Ведерников.

-- 12 человек.

В общем-то, на этом всякие рассуждения можно было бы свернуть, чтобы не съехать вдруг к рассуждениям на тему социальной справедливости, с ней сегодня все ясно. Однако же остается вопрос экологии: по закону прописано чиновнику ее охранять. Поэтому жители и спрашивают, например: где канализация, почему с 2012 года о ней только говорят, если зона санитарная и все воды с нее нужно собирать? «Мы записали ваш вопрос, ответ получите письменно», -- говорит главный архитектор. И всем понятно, что ответа, скорее всего, не будет.

И вопрос о выделении земель – экологический во всех смыслах. Вот что говорит Наталья Бублик, чиновница Марковского МО, о попытках добиться земли для местных: «Мы подаем на выделение определенных участков земли в минимущества, нам приходит отказ. Они мотивируют это тем, что это земли РФ – хотя мы получили письмо, что РФ не могла закрепить их за собой…» Речь идет о федеральных землях, покрытых лесами, собственность на которые Федерация сегодня оспаривает в судах. Но многие из таких земель, на которых растет лес, переводились в земли сельхозназначения, передавались под рекреацию какому-нибудь предпринимателю, а потом вдруг оказывались под строительством. Поэтому Юлия Карельченко раз к разу встает в пикет возле здания областной администрации: то за чистоту воды в Ершовском водохранилище, то против вырубки лесов.

Депутат муниципальной думы Ольга Московских, которая проживает в поселке Березовый Марковского МО, рассказывает, что и в Березовом, где накануне проходили слушания, жители были категорически против изменений в градплан. И теперь надежда на то, что местные депутаты, представляющие разные населенные пункты МО, отвергнут поправки. Ведь голос простых граждан услышан не был: «Мы митинговали в 2012 году против. Вплоть до милиции. И что же? Оказывается, основной план этот еще в 2012 году приняли!» -- удивляются пенсионерки Пади Мельничной. И получают типичный для демократического общества ответ:

--Мы вас услышали. Если есть предложения, то пишите, сдавайте. Голосования не будет. Регламентом не предусмотрено.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру