Иркутяне решили сами придумать себе бренд

Иркутска в крутом стиле москвичей нет совсем

Мэрия Иркутска выложила в открытый доступ все материалы по созданию бренда города. И градус обсуждения этих материалов зашкаливает. Создатель «Яндекса», например, констатировал, что Иркутска в «крутом стиле» нет совсем. Общественность же взбунтовалась и начала свое, независимое движение в сторону бренда.

Иркутска в крутом стиле москвичей нет совсем
Так в «идеальном Иркутске будущего» должна выглядеть афиша детского спектакля. Фото из открытых источников.

Волшебный пендель

Напомним, московская компания «Инстид» по контракту на 1 миллион 300 тысяч рублей изучила иркутскую идентичность и предложила свои пути привлечения туристов в наш город. Иркутяне долго ждали и наконец дождались – бренд был презентован, а материалы выложены в открытый доступ на общественное обсуждение.

С тех пор в соцсетях не смолкают споры об «иркутскости». Подключились и общепризнанные авторитеты. Создатель бренда «Яндекса» дизайнер Артемий Лебедев так прокомментировал эту работу: «Отличный крутой стиль. Там только одна проблема — во всей подаче нет Иркутска. Дизайнеры его стесняются. Иркутск, конечно, не самый красивый город, но если показывать фотки Лондона, то краше от этого Иркутск не станет». А иркутянин Вячеслав Федоров точно подметил: «Польза вот в чем: они расшурудили наш муравейник и как бы дали нам тот самый волшебный пендель. Еще они, как «внешняя экспансия», сплотили хоть как-то местный креативный класс, заставив на время отложить мелкие дрязги и брюзжание. Ну и сломали психологический барьер в расценках у госзаказчиков, «пробив» отметку в 1 миллион рублей. А нам, пока энергия не иссякла, надо уже как-то переходить к конкретным действиям».

И конкретные действия последовали: иркутяне создали хэштег #Иркутск СоздаетИркутск и наметили на конец мая дальнейшее обсуждение проблемы брендирования. Мэрия проводит массовый опрос: собирает впечатления иркутян. И потом подумает, что с этим багажом делать дальше.

Как Иркутску правильно себя «продавать»

Московская компания «Инстид» в лице Александра Гранда и Сергея Клещева попыталась найти главное архетипическое качество Иркутска. Они считают так: одно дело – «слепить» логотип из номинальных атрибутов города: бабра, наличника и нерпы — и метить им все поверхности, совсем другое – сформировать смысловые и организационные основы для появления узнаваемого стиля города в самых разных сферах городской жизни: иркутская архитектура, кухня, мода, музыка, вечеринка. Поэтому при создании бренда нельзя заниматься поверхностным использованием атрибутов. На них необходимо взглянуть более абстрактно, «вытянуть» из всех знаковых тем лейтмотивы.

Вот наиболее популярные темы и их интерпретации. Декабристы — сопротивление системе, идеалы равенства и децентрализации, романтический мотив бунта личности против системы. Деревянное зодчество — «камень из дерева», способность к переосмыслению природы вещей. Наличник — портал для одновременного присутствия в нескольких измерениях, самоценность границы. Экология — чистота, жизнь в гармонии с окружающей средой. Авиация — отрыв от земли, полет, способность делать невозможное. Бабр — независимость от административного центра, независимость мышления. В какой-то момент исследователи поняли, что бабр – это для иркутян символ насмешки над столичными чиновниками.

Бренд нужен для развития туристической отрасли. Иркутску москвичи посоветовали подавать себя так: «Мы не продаем природу, архитектуру и историю, потому что все это продают. Мы не продаем Байкал, Россию или деревянное зодчество. Мы продаем заряд.

Слоган «Включайся!» разработчики иногда заменяют на «Проснись!», а по-английски и вовсе Supercharged - то есть «c усиленным зарядом». Фото из открытых источников.

Иркутск заряжает круглосуточно и круглогодично. Люди приезжают в Иркутск, чтобы включиться, набрать энергии, зарядиться, получить озарение, прорыв в своем развитии». Это и есть главная веха концепции - «энергетически зарядиться» в Иркутске. «Проснись!», «Включайся!» Английский слоган звучит как Supercharged - что лучше всего перевести как «с усиленным зарядом». Так говорят о тюнинговых автомобилях с мощными движками с наддувом.

Жить по солнечному циклу

Иркутск должен выглядеть для мира как нечто оригинальное, феноменальное, несколько за рамками понимания обывателя, отделенное от всего мира пропастью — и желающие должны эту пропасть перепрыгнуть, чтобы приобщиться к городу, встать со звездами рядом. Это мотивирует туриста заплатить за дорогой билет, решиться на многочасовой перелет. Правда, ничего оригинального сами разработчики не предложили.

Хотя кое-что все же, пожалуй, есть: Александр Гранд предложил иркутянам выстроить городской календарь по солнечному циклу, привязав праздники к дням солнцестояния и затмениям, а содержание мероприятий выстроить по темам электричества, заряда, солнца, света, переворота, например.

В «создании системы лицензирования сувенирной продукции» многие иркутяне увидели неприкрытое желание москвичей получить право на единоличное владение брендом Иркутска, что их, разумеется, взбесило. Хотя нельзя не согласиться, что порой замечания иногородних были по делу. Например, Иркутск как город представлен в сувенирной продукции формальными атрибутами: в основном это памятники, фасады зданий или надписи «Иркутск». Чаще всего продают прошлое: многие сувениры даже искусственно состарены, чтобы придать им ощущение историчности. Современная жизнь города в тематике сувениров не представлена. Крайне мало предложение сувениров, актуальных для самого социально и экономически активного слоя туристов 25-35 лет.

С другими выводами согласиться трудно. Например, о том, что все рестораны в Иркутске неуютные и нет мест, в которые хотелось бы возвращаться снова и снова и проводить там много времени. Но это закономерно, считают москвичи, потому что уют - это не иркутская тема.

Весьма спорны и такие рассуждения «понаехавших»: «Историческая застройка, безусловно, представляет интерес и создает определенную атмосферу в центре Иркутска, хотя исключительной эстетической ценности не имеет». Им кажется, что любой исторический квартал нужно превратить в аттракцион. Больше всего москвичам понравилась архитектура Владимира Павлова, петербуржца, работавшего в Иркутске в 60-80-х годах прошлого века (его творения – это, к примеру, дом-корабль в микрорайоне Солнечный и дом-«нефтебаза» в микрорайоне Байкальский).

Александр Гранд считает, что девушка «по-иркутски» должна выглядеть именно так. Да-да, и местную моду москвичи собирались подкорректировать. Фото из открытых источников.

Какими увидели иркутян создатели бренда?

Жители города представились исследователям живыми, активными, жизнерадостными, включенными в городскую жизнь: «людьми-вспышками», людьми-феноменами, заряженными, активными, инициативными, эксцентричными, не признающими навязанных правил. Хотя и не без сучка и задоринки: «Все, судя по виду, себе на уме: довольно настороженно относятся к окружающим, но при этом не агрессивно». Иркутяне расчетливые, рассчитывают энергию на отдачу: говорят немного и скорее по делу, ничего лишнего не отдают. Люди в массе своей не уделяют большого внимания внешним факторам -- одежде и аксессуарам, все функционально. Заметно, что люди сами за себя: видимо, очень силен инстинкт выживания. «В этом состоянии о совместном творчестве речи идти не может», -- подытожили создатели бренда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру