Цифры будущего: региональный бюджет ставит на развитие

Бюджет и стратегия развития Приангарья стали главными темами прошедшей 48-й сессии Заксобрания Иркутской области

Откуда взять деньги и куда их лучше направить? Какие задачи для региона и муниципалитетов являются приоритетными? Эти вопросы на площадке Законодательного Собрания Приангарья на самом деле обсуждаются круглый год, но в преддверии нового календарного периода обретают особую остроту. Закладываются главные цифры бюджета.

Бюджет и стратегия развития Приангарья стали главными темами прошедшей 48-й сессии Заксобрания Иркутской области
Фото: Лора Гул

Да, позже возможны корректировки в зависимости от реальных поступлений и дополнительных траншей от Федерации, но основные параметры по региональным финансам определяются в ноябре-декабре. Итак, с каким «кошельком» область войдет в 2022 год? И какие стратегические планы помогут региону встать на путь уверенного развития?

За цифрами, которые утверждает или просит скорректировать региональный парламент, «стоят реальные люди, со своими горестями и потребностями». «И они ждут нашей поддержки», – заметил во время дискуссии по основному региональному финансовому документу Георгий Любенков, зампред комитета ЗС по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству.

Баланс возможностей и потребностей

Проект бюджета Иркутской области на 2022-2024 годы на прошлой неделе депутаты рассматривали в первом чтении. На этом этапе необходимо было утвердить соотношение доходов и расходов. Обсуждение законопроекта включили в повестку 48-й сессии Законодательного Собрания Приангарья. Она состоялась 17 ноября под председательством спикера Александра Ведерникова. Предварительно документ рассмотрели все профильные комитеты и комиссии. Также в соответствии с законодательством были проведены публичные слушания.

В итоге на голосование в областном парламенте был вынесен законопроект об областном бюджете на предстоящий трехлетний период, где доходы на 2022 год заложены в объеме 202,6 млрд рублей, расходы – 211,3 млрд. Дефицит составит 5,3%. 146 млрд рублей направляется на социальную сферу. Это около 70%, почти две трети областного бюджета.

Серьезный акцент на национальные проекты. Как пояснила министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, регион будет реализовывать 11 нацпроектов – через 39 региональных проектов, включенных в 21 государственную программу. На эти цели из областного и федерального бюджетов направят в следующем году 78 млрд рублей. Также предусмотрена поддержка сельхозтоваропроизводителей, дорожного хозяйства, субсидии ресурсоснабжающим и транспортным предприятиям. Общий объем инвестиций в государственную и муниципальную инфраструктуру составит более 18 млрд рублей.

Вырастет дотация на выравнивание бюджетов муниципальных районов и городских округов. При этом поддержка городских и сельских поселений будет осуществляться посредством предоставления муниципальным районам субвенции в размере 3,5 млрд рублей. Также планируется увеличить премии муниципалитетам, обеспечившим прирост собственных доходов. Тем, у кого в этом году уровень муниципального долга выше 85% собственных доходов, в 2022 году предусмотрено списание задолженности по бюджетным кредитам из областного бюджета. Для муниципальных образований, которые в этом году направят собственные средства на благоустройство территорий, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства и дорожное строительство, также спишут бюджетные кредиты, направленные на вышеперечисленные цели. Общий объем межбюджетных трансфертов составит 77 млрд рублей.

Вариант с этими базовыми цифрами был одобрен парламентом на 48-й сессии. Законопроект «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» принят в первом чтении. Второе чтение планируется на сессии 30 ноября.

Депутаты уже направили в правительство свои предложения. Часть из них парламентарии еще раз публично обозначили во время обсуждения, предшествовавшего первому голосованию по законопроекту.

В частности, председатель Заксобрания Александр Ведерников подчеркнул: списания бюджетных кредитов отдельным муниципалитетам недостаточно. Дело в том, что большинство кредитов у муниципальных образований коммерческие. Им нужна программа замещения коммерческих кредитов бюджетными, уверен глава регионального парламента. В то же время есть задача – стимулировать муниципалитеты к наращиванию собственных доходов.

В свою очередь депутат Артем Лобков попросил поддержать финансирование капитального ремонта объектов, прилегающих к центральной площади Усть-Илимска. В 2023 году город будет отмечать 50-летний юбилей, и ремонт площади проведут за счет федеральных средств. Их Усть-Илимск получил как победитель всероссийского конкурса. Но стоит преобразить и прилегающие к площади объекты. По ним за счет муниципального бюджета подготовлена проектно-сметная документация.

Уделить особое внимание индексации зарплат работникам образования, а также капремонтам детских садов попросила Галина Кудрявцева. Вице-спикер Кузьма Алдаров тоже за своевременное увеличение финансирования капитальных ремонтов учреждений социальной инфраструктуры. Их очень ждут практически во всех районах Иркутской области.

«Наши предложения по бюджету, порой вызывающие споры на комитетах и даже внутри фракций, – это не личные депутатские требования, – подчеркнул Кузьма Алдаров. – Мы выражаем интересы жителей, с которыми парламентарии непосредственно встречаются, общаются во время поездок по территориям».

О финансировании медицинской сферы высказалась вице-спикер областного парламента Лариса Егорова. Она настаивает, чтобы средства, необходимые учреждениям на борьбу с коронавирусной инфекцией, в рамках второго чтения бюджета были заложены в полном объеме. В том же ключе выступил и Сергей Бренюк. А индексация путевок в детские оздоровительные лагеря, по мнению Егоровой, должна быть выше уровня инфляции. Такой же позиции придерживается и Георгий Любенков. В противном случае отрасль можно вообще потерять.

Усиленная поддержка требуется и агропромышленному комплексу. Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Роман Габов заметил, что доля таких целевых средств в областном бюджете снижается, а надо бы, наоборот, наращивать.

Безусловно, прорабатывая меры социальной поддержки, нельзя забывать о стимулировании экономического развития региона, деловой активности. Нужны новые производства, рабочие места. Очевидный ориентир – не бесконечно вливать средства в поддержку малоимущих, а снизить уровень бедности.

Это, собственно, также и конечная цель стратегии социально-экономического развития Иркутской области.

Наталья Дикусарова, председатель бюджетного комитета: «Во втором чтении законопроекта о бюджете парламентарии совместно с правительством сосредоточатся на обеспечении выплаты зарплаты бюджетникам в полном объеме, поддержке муниципальных образований, проведении капремонтов социальных объектов, обеспечении нужд здравоохранения, а также на организации питания школьников с ограниченными возможностями здоровья, летнего отдыха детей, поддержке некоммерческих организаций. Мы уточним суммы межбюджетных трансфертов, которые область получит из федерального бюджета». Фото: baikal24-sport.ru

Долгосрочные ориентиры

Регион активизировал работу по формированию стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года. В Приангарье заседает профильный Стратегический совет. К обсуждению наравне с областными чиновниками привлечены представители активного бизнеса. Документ рассматривали на заседаниях всех комитетов и комиссий Заксобрания региона. Он согласован федеральными органами исполнительной власти и Минэкономразвития России.

17 ноября за проект закона «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года» голосовали депутаты областного парламента.

Принципы, на которых строится стратегия, парламентариям еще раз резюмировал первый заместитель губернатора Иркутской области – председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев. Он обозначил 4 основных приоритета: накопление и развитие человеческого капитала, создание комфортного пространства для жизни, сохранение уникальной экосистемы региона, экономический рост и эффективное управление. Обозначены следующие целевые показатели: численность населения региона восстановится до уровня 2,4 млн человек, средняя продолжительность жизни увеличится с 69 до 82 лет, уровень бедности снизится с 18% до 9%;, рост внутреннего регионального продукта – в 2,2 раза; умножение инвестиций в основной капитал – почти в 4 раза. По «социалке»: к 2036 году необходимо построить 92 объекта здравоохранения и 347 фельдшерско-акушерских пунктов, открыть 12,6 тыс. новых мест в детских садах и 51,4 тыс. мест в школах. Учреждений культуры по всей области намерены строить не меньше трех в год, в столице региона должны появиться концертный зал на 1200 мест, новое здание театра «Аистенок», а здание ТЮЗа нужно реконструировать. Стратегические цифры по ЖКХ: 19 газораспределительных станций для газоснабжения населения, обеспечение жителей региона чистой питьевой водой на 95,8%, ремонт 9 тыс. жилых домов. Запланированная транспортная инфраструктура: 5 аэропортов, 10 причалов для нужд жителей и развития туризма.

Двигаться в обозначенных стратегией направлениях предложено в три этапа. В правительстве понимают: стратегия – «живой» документ, в который при необходимости, с учетом существующих реалий и меняющихся параметров, можно вносить изменения.

Депутаты Заксобрания расставляют свои акценты. Александр Вепрев, например, считает, что доработки требует такой показатель, как рост заработной платы. Надо обозначить, за счет чего он обеспечивается – в какой мере связан с ростом ВРП и производительностью труда, в какой – с инфляцией. Также стоит конкретизировать, какая доля инвестиций будет направлена на создание новых рабочих мест, а какая – на модернизацию существующих производств.

Алексей Красноштанов лоббирует усиление работы с федеральным центром, а также наличие знаковых, имиджевых для региона и Иркутска проектов, в том числе касающихся строительства жилья.

В целом сессия стратегию приняла в первом чтении. Парламентарии совместно с правительством и предпринимательским сообществом продолжат работу над документом в рамках второго чтения, в том числе на площадке Стратегического совета.

Региональный бизнес, кстати, энергично включился в работу.

«От принятия стратегии во многом зависит дальнейшее развитие нашего региона, – прокомментировал член Стратегического совета, генеральный директор ООО «Профитстрой» Иван Готовский. – Признаюсь, что с документом такого масштаба знакомлюсь впервые. Что касается строительства, увидел много, чего не ожидал, и не нашел того, что, думаю, должно быть отражено. Потребуется проработать более четкие ориентиры, а не только общие показатели. В строительном секторе – тоже. Должны быть обозначены ответственные лица за выполнение тех или иных задач. Готов поделиться своим опытом и знаниями, чтобы усилить стратегию».

И Маргарита Ли, вице-президент национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес», тоже настроена на конструктивное взаимодействие. Ее солидный опыт работы как на госслужбе, так и в бизнесе будет полезен.

«Думаю, реально минимизировать количество мероприятий, которые так и останутся неисполненными, либо предусмотреть дополнительные механизмы для их реализации и установить корректные сроки для этого, – завила Маргарита Ли. – Сейчас я представляю лесопромышленный сектор, и для Иркутской области это ключевая отрасль. Чтобы она развивалась и при этом помогала приумножать природные богатства, важно устанавливать разумные требования для лесозаготовителей».

Участники стратсовета не сомневаются: объединение людей разных профессий и сфер – учителей, ученых, врачей, строителей, энергетиков, лесников и других – это правильный шаг. При таком подходе должна получиться не просто концепция «на бумаге», а реальный план работы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру