Губернаторские выборы в Иркутской области: старт дан

Сейчас претенденты на кресло «берут фильтр» и готовятся к главному старту

Закончилось общероссийское голосование за поправки в Конституцию, прошедшее в Иркутской области без административного давления и фальсификаций.

Сейчас претенденты на кресло «берут фильтр» и готовятся к главному старту

Протестный портрет региона при типичной для Иркутской области электоральной апатии и пандемия коронавируса, конечно, повлияли на явку, хотя она была выше ожидаемого. Это голосование обрисовало те сложности, которые, скорее всего, возникнут и в выборной губернаторской кампании. Однако эти выборы важны для региона, оказавшегося на критической грани, к которой его подвела администрация Сергея Левченко. Итак, что нас ждет…

Какой пришла область к началу кампании

Отставка Сергея Левченко, которой он так рьяно поначалу сопротивлялся, совершилась при обстоятельствах, свидетельствующих об упадке экономики, коррупции в органах власти, о неспособности администрации реагировать как на социальные вызовы, так и вызовы стихии. Наводнение в Тулуне обнажило все проблемы разом.

Неспособность эффективно действовать в критической ситуации считается вероятной причиной того, что Левченко все же сложил полномочия. Тяжелым шлейфом за его администрацией волочились лесные дела, в которых правоохранительные органы однозначно усматривали коррупционную составляющую, скандал с компанией «Звезда», полный провал по иркутскому аэропорту, результатом «реконструкции» которого стали лишь дела против администрации и лично Левченко, возбужденные Федеральной антимонопольной службой за допущенные грубые нарушения. Здравоохранение катилось вниз под «чутким» руководством бывшего министра Ярошенко, начали протестовать и массово увольняться медики. Бизнес-сообщество при этой администрации было разделено на своих и чужих, нормальная работа на регион в таких обстоятельствах оказалась для многих просто невозможной. Область топталась на месте, теряла средства, выделенные из федерального бюджета. При всем этом из уст бывшего главы области звучали отчеты об успехах области, популистские прожекты вроде Госплана, а также похвальба профицитным бюджетом. Однако в конце 2019 года Левченко вдруг заговорил о необходимости кредита для области в размере 7 млрд рублей.

Общий развал при том, что случилось наводнение и горели леса, которые администрация не очень торопилась тушить, потребовал вмешательства правительства РФ и лично президента. И дело было не только в финансировании, но и в адекватном руководстве, которое помогло бы региону преодолеть свалившиеся несчастья и разгрести накопленные проблемы. И в конечном результате привести к политической стабилизации – к консолидации региональных политических и бизнес-элит, к контролю над протестным потенциалом (благодаря которому, кстати, Сергей Левченко в 2015 году и попал в губернаторское кресло). Наводнение показало, как области не хватало эффективной административной вертикали, которая позволила бы без задержек привести пострадавшие регионы в относительную норму. После того, как руководителем региона был назначен Игорь Кобзев, жители региона смогли убедиться, что власть еще чего-то стоит, что она может помочь – новый глава реально пошел на контакт с людьми, внял их потребностям, погрузился в суть накопленных проблем.

Очевидно, что определенные успехи новой администрации привели в движение противостоящие политические силы – в частности, Сергей Левченко, добровольную отставку которого в разгар ликвидации последствий наводнения принял президент, неоднократно заявлял о своем желании включиться в грядущую губернаторскую гонку. Его инициатива не была поддержана никем – ни законодателями на местном уровне, ни президентом, к которому он обратился за разрешением. Однако содержательно послания, которые публиковал бывший губернатор, негативно сказывались на настроениях элит и на общественных настроениях – настолько, насколько слова проштрафившегося чиновника могли быть восприняты всерьез. Эти вбросы были очень похожи на кампанию по раскачке протестных настроений в целях реванша – не только и не столько для самого Сергея Георгиевича, сколько для его окружения и других кандидатов, в которых заинтересована КПРФ.

Кандидаты пытаются взять фильтр

Всего в данный момент на пост главы региона претендуют 16 человек. Это много даже для такого специфического региона, как Иркутск, где губернаторская гонка традиционно непроста и порой приводила к неожиданным результатам. Шесть кандидатов идут от партийных объединений. Это региональный координатор ЛДПР Андрей Духовников, депутат Законодательного собрания региона Лариса Егорова от «Справедливой России», депутат иркутской городской думы Григорий Вакуленко от «Гражданской платформы»; депутат Госдумы Михаил Щапов от КПРФ, проректор ИРНИТУ Геннадий Щадов от КПСС, а также председатель ИРО «Родина» Максим Евдокимов.

В рядах самовыдвиженцев врио главы региона Игорь Кобзев, мэр Бодайбо Евгений Юмашев, безработные Вадим Катков, Андрей Ибрагимов и Денис Букалов (известный в некоторых кругах как общественник), кроме того, домохозяин Александр Плескач, пенсионер Валерий Николаев, завотделением училища олимпийского резерва Юлия Бережнова, гендиректор компании «Смартлидер» Анатолий Сопов и президент ГСА Сергей Гагаркин. Треть кандидатов – должники по базе УФССП, на них висят задолженности по штрафам и кредитам. Впрочем, это не помешает им в гонке.

А помешать может непрохождение муниципального фильтра – с 19 по 29 июля кандидаты должны предоставить документы для регистрации, для этого, согласно действующему закону, самовыдвиженцам необходимо собрать не менее 9,3 тысячи подписей избирателей, а также получить поддержку 252 муниципальных депутатов и глав не менее чем из 32 муниципальных районов и городских округов области.

Евгений Юмашев, например, уже 13 июля объявил о том, что он собрал необходимое количество подписей. Два списка – подписи простых избирателей и голоса муниципалитетов – должны проверить на достоверность и качество в избиркоме. Надо сказать, что пытающихся «взять фильтр» слишком много, и это гарантирует им определенные трудности.

Можно предположить, что от самовыдвиженцев лишь двое смогут набрать подписи для фильтра. И в первую очередь это Игорь Кобзев, который руководит регионом. Популярности Кобзеву в последнюю неделю стремительно прибавила мгновенная и адекватная реакция властей на иркутские подтопления, высылка главой региона регионального минстроя в Тулун после того, как комиссия обнаружила недостаточно быстрые темпы работы по строительству жилья в городе – Кобзев обещал выпустить чиновников оттуда только после того, как будет уложен последний кирпич и всю работу примут. Кроме того, Марат Хуснуллин, инспектируя Тулун 16 июля, дал трудам врио губернатора высокую оценку: «Я считаю, что команда Игоря Кобзева за такое короткое время проделала в Тулуне колоссальную работу».

По прогнозам политологов, подписей вообще хватит лишь на треть выдвинувшихся кандидатов. Они заявляют о том, что не более пяти кандидатов пройдут фильтр и вступят в борьбу за губернаторское кресло.

Главные кандидаты: как они выстроят свои кампании

Главными кандидатами называют Кобзева и Щапова. Не в пользу Щапова послужит то, что товарищеское плечо (или подножку?) ему в самом начале выборов подставил Сергей Левченко, представив его избирателю – фактически в какой-то момент вложив в его уста свои собственные речи, а кое-где и говоря за него. Конечно, сегодня Щапов говорит сам. Но приведем цитату из его речи: «Было бы правильно, если бы кандидатом в губернаторы Иркутской области от КПРФ был Сергей Георгиевич Левченко, с его опытом и его достижениями. Но по юридическим причинам это оказалось невозможным…». К тому же Щапов публично заявил, что Сергей Левченко – прямой кандидат в кресло сенатора от Иркутской области.

Тем более, что и Сергей Георгиевич тоже продолжает пиарить то ли себя, то ли идеалы КПРФ – не проявляя особой активности в соцсетях, он дает интервью о своем конфликте с Кремлем, используя фигуру опального и народно поддерживаемого хабаровского губернатора Сергея Фургала. Тем не менее следует напомнить, что Сергея Левченко после отставки поддержало всего несколько человек, и сегодня опираться на казус Фургала по меньшей мере смешно.

На чем будут пиариться кандидаты? Ситуация понятна с Игорем Кобзевым – его будет пиарить собственная работа на благо области. С первых дней он много встречается с людьми в территориях, активно общается в социальных сетях, заставляя чиновников реагировать на обращения жителей. Немаловажно, что первыми озвучили намерение поддержать выдвижение Кобзева врачи, точнее – от имени врачей председатель общественной палаты профессор Владимир Шпрах. Способность услышать и пойти на диалог, которую продемонстрировал Кобзев, ему, безусловно, зачтется. Тем более, что изначально он позиционировал себя как представитель государственной системы, которому на высшем уровне доверено управление областью.

Щапов схватил первую «вкусную» протестную тему – принятый правительством РФ закон, разрешающий сплошную рубку на берегах Байкала ради расширения БАМа. Клюнет ли избиратель? Особенно учитывая, что последняя инициатива депутата от КПРФ Щапова относительно Байкала – высказанное им в 2018 году мнение о том, что следует отдать процесс ликвидации отходов БЦБК в руки правительства Левченко на том основании, что именно региональное правительство заинтересованно в выполнении работ с должной тщательностью. Он, как показала практика, сильно ошибался, как раз по милости прежней администрации ничего не сдвинулось с места. Так что пиар на теме проблем Байкала в прошлом может обернуться даже и против самого кандидата. Тем более, что старт в гонке был взят не лучшим образом – стартовая пресс-конференция Михаила Щапова продемонстрировала его зависимость от Сергея Левченко. И многие теперь могут справедливо подумать, что именно Левченко и члены его команды будут определять стратегию и тактику кампании, чтобы затем «на плечах» Щапова вернуться во власть. Есть также сомнения в том, что Щапов действительно всерьез заинтересован в регионе – может быть, вступая в губернаторскую гонку, он «разогревается» перед выборами в Госдуму, которые состоятся в будущем году. Тем более, что сегодня постоянное место жительства Михаила Щапова – Москва, и в глазах многих он вряд ли захочет ее покидать, а значит, в некотором смысле уже перешел в разряд «варягов». В глазах рядового избирателя московский депутат-капиталист в рубашке от «Бриони» в принципе выглядит не слишком демократично.

Остальные кандидаты пока никак не проявили себя. Некоторые партийные, впрочем, уже заявили свои программы: например, Лариса Егорова, как и положено постоянному кандидату от партии «Справедливая Россия», нацелена на «человека труда» и идет, соответственно, с социально ориентированной программой. Егорова имеет некоторый политический бэкграунд, ведет активную политическую жизнь с 2003 года. Кроме того, она общественница, занимается созданием женсоветов, возглавляет региональное отделение общероссийского общественного движения «Социал-демократический Союз женщин России» и является директором благотворительного фонда «Справедливая Энергия», созданного в 2013 году для помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Бэкграунд Юмашева беднее – его политический капитал и его главное предложение жителям области – это его прописка. Его рейтинги как мэра не так уж и высоки, особенно после майских заявлений о необходимости ослабить меры ограничения в связи с пандемией, что выглядело всего лишь как попытка раскачать недоверие к действующей власти, тем более, что в итоге Бодайбинский район вошел в тройку лидеров по числу заразившихся. Кроме того, изначально Юмашев пытался выдвинуться от КПРФ, и хотя партия его «прокатила», сделав ставку на Щапова, он все же напрямую ассоциируется именно с командой Левченко, что, очевидно, не придает ему обаяния (и не сулит массового доверия).

Вообще, КПРФ уже на раннем старте избирательной кампании продемонстрировала раскол, затяжные дискуссии относительно выбора кандидата. Поэтому избиратель, скорее всего, настороженно отнесется к тем, кого она поддерживает. Тем более, что год выдался тяжелый и тут уже не до социальных экспериментов, нужно стабилизировать ситуацию.

Вероятность того, что кто-то из других потенциальных оппонентов Кобзева, представляющих системные политические силы, сможет предложить внятную и разумную повестку для развития региона и донести ее до всех значимых электоральных групп, очень невысока. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру