«Обнуление» как оно есть

Самые принципиальные вопросы, ответы на которые хотят знать граждане

26.06.2020 в 10:36, просмотров: 410
«Обнуление» как оно есть
Фото из открытых источников.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО ПУТИН МЕНЯЕТ КОНСТИТУЦИЮ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ У ВЛАСТИ?

Речь идет о пункте 3 статьи 81 главы четвертой Конституции России. Этот вопрос разделил общество на две части. Именно он используется для того, чтобы посеять сомнения в головах россиян и создать неявку на голосовании: мол, президент собирается обнулить свой срок и остаться навечно.

Но ведь существо поправок и в том, что они существенно меняют систему государственного управления путем перераспределения полномочий между разными органами власти. В частности, из конституции исчезает знаменитое слово «подряд»: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд».

«Поправка, о которую было сломано немало копий, была «списана» с французской конституции. Ее смысл состоял в том, чтобы дать возможность президенту, который правил страной один срок, попытать счастья в будущем. Президент России Владимир Путин использовал поправку изящно, уйдя на премьерский пост в 2007 году, а затем вновь вернувшись в кресло президента в 2012 году. Согласно новым поправкам, президент не может править больше двух сроков, правда, для нынешнего президента будет оставлена возможность баллотироваться вновь», – так объясняет суть дела портал «Финам».

Именно эта поправка, предложенная в самый последний момент депутатом-«единороссом» Валентиной Терешковой, получила в народе название «обнуление Путина».

Может ли это служить гарантией того, что Путин «останется навсегда»? Неплохо было бы, чтобы человек, который затеял изменения, провел их в жизнь – для этого Путину может понадобиться еще один президентский срок, если, конечно, он решит попытать счастья на голосовании. Но «навсегда» – это вряд ли, это противоречит самой поправке.

Поправками Путин практически сказал, что оставляет задел на будущее.

К тому же следует учесть, что другие поправки усиливают Госдуму и Совет Федерации, этим создается ответственное перед парламентом правительство. Очевидно, что это ослабляет институт президента при усилении системных основ российской политики. То есть, фактически получается, что он меняет конституцию не «под себя», а против себя. Поправки Путина нацелены на совершенствование баланса власти, а не на конструирование единоличного правления. Распределение власти между парламентом и президентом – странное поведение для человека, стремящегося к вечной собственной власти. И ведь именно за это – за ограничение полномочий Путина – и ратовали все его противники. Чем же они недовольны теперь?

ПОЧЕМУ ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТИТУЦИЮ ПРИНИМАЮТ НЕ РЕФЕРЕНДУМОМ, А ГОЛОСОВАНИЕМ?

Законных оснований для назначения референдума нет. Дополняются те главы конституции, для изменения которых вообще не требуется участие граждан. Конституция сама не допускает проведения референдума для внесения таких изменений, ведь они не затрагивают самые важные, ос­новополагающие статьи. Здесь достаточно решения Федерального Собрания и законодательных собраний регионов.

Но это позиция президента, что решающее слово – за народом. Путин сам настоял на проведении голосования, ему важно услышать голос людей, он уважает их мнение. Поэтому голосование имеет решающее значение. По силе решения голосование – это то же, что референдум. Поправки вступят в силу только если их поддержит большинство граждан.

Согласитесь, это похоже на цивилизованный диалог государства и общества. И в такой ситуации не идти голосовать – значит заявить слабую позицию со стороны граждан. Власть потом скажет, что люди аполитичны и ничего не хотят решать.

Голосование пройдет по всем стандартам президентских выборов. Ответственность за потенциальные нарушения – самая серьезная, ее пропишут как минимум в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП).

ПОЧЕМУ ПОПРАВКИ ПРИНИМАЮТСЯ ТАК БЫСТРО?

Это нормальный средний срок. Например, статус Конституционного совета Франции был изменен ровно за 30 дней, изменение конституции Бельгии в 2012 году произошло за 36 дней, Венгрия в 2012 году изменила конституцию в такой же срок.

По предусмотренной конституцией процедуре, кстати, было бы и того быстрее. Быстро одобрили бы Госдума, Совет Федерации и регионы – и все. По практике тех изменений, что вносились в конституцию ранее, процедура занимала от полутора до четырех с половиной месяцев. Сейчас вся процедура займет примерно 3,5 месяца. Так что ничего необычного в сроках нет. Тем более, что технически все стало проще, информация сегодня распространяется и обрабатывается очень быстро.

ТЕПЕРЬ ПОЯВЛЯЕТСЯ НОВЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ – ГОССОВЕТ. ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН? МАЛО В СТРАНЕ БЮРОКРАТОВ?

Госсовет не новый орган власти. Он давно существует и успешно работает. Теперь он будет просто прописан в конституции, чтобы его нельзя было упразднить, отняв у регионов возможность влиять на политику федерального центра. Именно это и делает Госсовет. Губернаторы и министры вместе обсуждают, как развивать здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность – те сферы, которые касаются нас, территорий. Кому нужно больше выделять денег, а что мешает развитию. Для регионального развития Госсовет – ключевой орган.

ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО ИЗМЕНЕНИЯ – ЭТО КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ?

Единственная поправка, которая хоть как-то попадает в сферу значений сло­ва «переворот» – это примат российской конституции над решениями международных институтов. Да, это – переворот, но это правильный переворот, наконец-то ставящий Россию вровень с другими суверенными государствами. В большинстве стран конституция имеет приоритет перед международными договорами – во Франции, Италии, Германии, в Австралии, например. А в США, более того, законы штатов могут быть важнее международных договоров! Редки государства, в которых национальная конституция считается ниже международного права, и то с оговорками (Аргентина, Бразилия, Мексика).

Подобные поправки как раз призваны защитить страну от любых переворотов, особенно от влияния извне. При прописанных принципах суверенитета будет отсутствовать любая возможность для внешнего вмешательства или внутренней нестабильности.

ЗАЧЕМ БОГА УПОМИНАЮТ В КОНСТИТУЦИИ? МЫ ЖЕ СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО?

Принцип светского государства останется в конституции, как это и предусмотрено ее 14-й и 28-й статьями. Эти положения останутся незы­блемыми. Тезисы о Боге будут изложены в историческом контексте («со­храняет память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога»). Кстати, основные конфессии это предложение поддержали («Аллах и есть Бог»).

Надо заметить, что слова о Боге есть едва ли не в большинстве зарубежных конституций, в том числе таких «продвинутых», как конституции Швейцарии, Германии, Норвегии и пр.


|