Волшебный пендель: за два месяца ручного управления область ожила

Нерешаемые проблемы региона оказались решаемыми

Новый руководитель области, «варяг» Игорь Кобзев оказался, если смотреть со стороны, в ситуации довольно тяжелой: наследие прежней администрации примотано к его ногам тяжелым грузом, а особенность местных элит – дружить исключительно против кого-то и в личных интересах – сводит шансы не утонуть к нулю.

Нерешаемые проблемы региона оказались решаемыми

Во всяком случае, именно так об этом говорят в кулуарах кухонные политологи, фантазируя о «неминуемом поражении» Кобзева. Между тем генерал уже начал командовать и, надо признать, за два месяца накомандовал куда больше полезного, чем прежний губернатор за все время своего правления. Самый главный результат этих месяцев: люди поняли, что те проблемы, которые считались нерешаемыми, можно решить.

У последней черты?

Элиты, конечно, несколько растеряны – отсутствует привычка общения с людьми государственными, которые не ищут выгоды для себя, а радеют исключительно за дело. Чиновники в ауте – привыкнув к заволокичиванию всего и вся под аккомпанемент победных маршей, они столкнулись с очевидным фактом: проблем в области много, чтобы их решить, придется поработать. Причем на высокой скорости. Об этом, собственно, всех остающихся высоких чинов областной администрации Игорь Кобзев предупредил сразу, заключая договоры с кем-то на три месяца, с кем-то – на девять. На данный момент испытательный срок не прошла пока только министр культуры: Ольга Стасюлевич по собственному желанию освободила кресло. Новые люди в министерствах – например, министр лесной промышленности Дмитрий Петренев, министр здравоохранения Наталия Ледяева – сразу сообразили, для чего их пригласили, и работают. Ледяева ревизует руины здравоохранения, оставленные Олегом Ярошенко, Петренев «расчищает бурелом» в ценных лесах после заключенного под стражу министра Сергея Шеверды – уже запущены механизмы, останавливающие незаконные вырубки, акционированные ранее чиновниками, пересматриваются границы «зон контроля» – труднодоступных территорий в тайге, которые не тушили при возгорании.

Сегодня вокруг Кобзева собираются люди, которые знакомы с реальностью, настоящей, не сказочной (за последнюю все еще стоит «старая гвардия» – сохранившие свои посты чиновники Левченко). Это особенно важно при решении экологического вопроса с Байкалом – БЦБК и селезащитой в Слюдянском районе, который за последние четыре года превратили в разменную монету, не сделав ничего вообще. Другие проблемы – обманутых дольщиков, капремонта домов, образования и так далее – тоже набрали критическую массу. Все они традиционно считались нерешаемыми – во всяком случае, при Левченко их никто не решал, всю деятельность перевели в бумажное русло.

А когда область накрыло наводнением, стало очевидно, что на фоне бессилия региональной власти вся ситуация в регионе – это наводнение проблем. Если на горе людей пытаются впрямую наживаться сами чиновники, региональные и местные, которые должны оказывать помощь – это показатель того, что ситуация достигла последней черты и без жесткого управления не обойтись.

Новый подход

Появление Кобзева стало, пожалуй, шоком: прогнозов от кухонных аналитиков и от представителей элит поступало множество, но этой кандидатуры в списках местных политгадалок не было.

Фото: trk-bratsk.tv

Дальше – больше. 24 декабря на встрече с Общественной палатой Иркутской области новый руководитель доказал, что он «в теме», назвав приоритетные вопросы – выполнение программ по ликвидации последствий наводнения, решение застарелых проблем Байкала, реализация нацпроектов в 2020 году, подготовка к сезону половодья и лесных пожаров, развитие лесной отрасли и воспроизводство лесов, а также рыбных ресурсов и т. д. В числе приоритетов – подготовка стратегии развития региона-2030, реалистичного и продуманного плана, без которого невозможно представить комплексный подход к развитию региона. А ближайший к исполнению пункт – и в каком-то смысле самый проблематичный – подготовка к чемпионату мира по хоккею с мячом, который пройдет в Иркутске в марте этого года. Строительство ледового дворца шло замедленными темпами, жизнь на стройплощадке теплилась, а не кипела. Все, к счастью, изменилось, похоже, область вырулит – во всяком случае, полпред в СФО на прошлой неделе подвел черту под двухмесячными стараниями нового руководства: дворец достроят.

Трудно было предположить, что новый человек так быстро сориентируется в ситуации и моментально, без раскачки возьмется за дело. Погружаться в лесную сферу Иркутской области – все равно что нырять в Марианскую впадину. Тем не менее война «черным лесорубам» была объявлена, силовики подключены (недаром новый министр – бывший природоохранный прокурор Братска). Начата реорганизация «Лесхоза Иркутской области» – то есть разрушается сама система, работающая на коррупцию.

Заниматься иркутскими дольщиками – немногим лучше, чем наводить порядок в лесу. Недобросовестные застройщики «записались» в банкроты, оставив людей без денег и жилья, а региональная власть до сей поры предоставляла людям самим разбираться со своими проблемами. В конце января Игорь Кобзев встретился с Виталием Мутко, назначенным генеральным директором АО «Дом.РФ», и было принято решение о создании Регионального фонда защиты прав дольщиков к 1 марта. Теперь имущество и обязательства застройщиков-банкротов будут переданы в фонд для достройки трех десятков незавершенных домов, квартиры в которых ожидают более тысячи человек. Что мешало прежним региональным властям сделать это, ведь проблема дольщиков «висит» уже добрый десяток лет? Были только обещания достроить дома за областной счет, а фонд так и не создали, хотя президент поручил принять «исчерпывающие меры» не вчера.

Наверное, дело в подходе. Новый глава области при любом удобном случае озвучивает свой принцип – быстро работать над конкретной проблемой, и никакой раскачки. Взвешенное решение воплощается в дорожной карте – то есть в документе, где прописаны конкретные объемы и сроки (вспомним: документы правительства Левченко были лишены всякой конкретики). По мере необходимости привлекаются федеральные средства – например, это касается доведения до ума иркутских недостроев, поскольку понятно, что речь идет о существенных затратах. Наконец появилась надежда, что и стратегия социально-экономического развития Иркутской области-2030 будет не отвлеченными бумажками, не дутым «красным» госпланом на ближайшую пятилетку, а программой конкретных действий в конкретные сроки.

Авторитетная фигура

Надо заметить, что у Игоря Кобзева сегодня есть все шансы заслужить авторитет у активной общественности. Если элиты пытаются сыграть по отработанным правилам, выстраивая привычные схемы взаимодействия с областной властью – заигрывая или доходя до политического шантажа, то общественники, которых Кобзев слушает и в среде которых находит себе советников, готовы к сотрудничеству.

Это касается в первую очередь экологических проблем – тех двух, которые встали костью в горле: «Усольехимпром» и БЦБК. И в Усолье, и в Байкальске решение проблемы зависло уже на уровне проекта, дело заволокитили до такой степени, что оно стало казаться нерешаемым. Притом создавалось впечатление, что власть отгораживается от всех предложений, даже слышать ничего не хочет – лишь бы не работать.

Игорь Кобзев вник в проблему, подтянул экспертов к решению вопросов. Председатель общественной организации «Байкальский центр гражданских экспертиз» Юрий Фалейчик, который последние два года занимался проблемой БЦБК, стал советником Игоря Кобзева по экологии. Более того, в обсуждение проблем была вовлечена широкая общественность – новый глава довольно много общается с людьми.

С другой стороны, Кобзев подтянул федеральные ресурсы, включились крупные чиновники. По «Усольехимпрому» в январе было подписано стратегическое соглашение с «Росатомом», который взялся ликвидировать опасные отходы на территории промплощадки и параллельно создать инфраструктуру. Вся необходимая информация уже передана корпорации. В Усолье надеются, что сотрудничество решит не только экологическую проблему, но и привлечет в регион инвестиции.

Чего же раньше не хватало – ведь «Усольехимпром» отравляет ртутью почву, воду и воздух уже не первый десяток лет. Наверное, волшебного генеральского пенделя.

Кто не работает, тот не с нами

Системный подход, при котором проблема может быть решена – вообще не самая сильная сторона иркутских чиновников. Пожалуй, народ уже и отвык видеть какие-либо системные проявления у властей, кроме, конечно, коррупционных: здесь система расцветала буйным цветом практически в любой отрасли, с которой можно было что-то взять. Например, скандализованная тема при экс-губернаторе Левченко – крайне низкие темпы строительства жилья для подтопленцев в Тулуне – также напрямую вытекает из коррупционного принципа: на стройплощадки правдами и неправдами заводятся свои, не своим бюджетных денег не даем. Как результат – полнейшее недоверие бизнеса к власти, которая «кидает». Как результат – в зоне наводнения застопорилось строительство жилья.

После прихода Кобзева дело пошло. История со строителями показательна (и в чем-то она стала поворотной для авторитета нового главы в среде иркутских строителей, которые, не секрет, являются одной из мощных политических сил региона), она характеризует его управленческий стиль. Игорь Кобзев был удивлен тем, что местные компании не хотят строить в Тулуне, и первый разговор с ними был жестким, но честным:

– Мне стыдно, что за полгода для пострадавших от наводнения не построили жилье. Почему федеральные деньги есть, а освоить их мы не можем? Если среди вас желающих не найдется, то я обращусь за помощью в Союз строителей России. Мы должны сдвинуть этот вопрос с мертвой точки.

После такого ультиматума быстро нашлись те, кто захотел строить – 25 иркутских компаний, которые полностью закончат работы к 15 августа. Следующий разговор, соответственно, был другим:

– Я полностью рассчитываю на строительные организации региона. Считаю, что они должны активно включиться в реализацию этих проектов и показать, что мы способны решать вопросы такого масштаба.

Надо полагать, теперь важное общее дело доведут до логического завершения. И, кажется, всего-то надо было – распространить на ситуацию, что называется, политическую волю, принять жесткое управленческое решение, потребовать, а если надо – пристыдить. Конечно, принцип Кобзева «пришел, увидел, решил» труднее всего будет привить в прохладной среде чиновников, которым больше не удастся «замотать» вопросы. Теперь область на ручном управлении и сам и. о. губернатора контролирует все мало-мальски важное. Всем потребуется перезагрузка. Но, собственно, жителям области такие перемены на руку. Мы все их давно ждали.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру