Антигерой иркутского аэропорта: депутаты заставят чиновников работать

Законодательное собрание решило, что правительство области не выполнило указ президента

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области 4 декабря рассмотрели результаты депутатской проверки по вопросу неисполнения правительством Иркутской области указа президента России о повышении эффективности авиатранспортного обеспечения региона.

Законодательное собрание решило, что правительство области не выполнило указ президента
Фото: iktport.ru

Заместитель председателя ЗС Александр Ведерников заявил, что у истории с иркутским аэропортом «есть свой антигерой – и имя ему Сергей Левченко», благодаря которому аэропорт продолжает эксплуатироваться в состоянии «полного нормативного износа взлетно-посадочной полосы».

Светлое несбыточное будущее

Резкость высказывания вице-спикера свидетельствует о том, что ситуация с аэропортом накалилась до предела – настолько давно она длится и настолько безрадостны перспективы. Во всяком случае, пока рулит команда Сергея Левченко, не сделавшая ничего для того, чтобы в Иркутске построили новый аэропорт и модернизировали старый. А ведь очевидно, что чиновники в курсе того, что аэропорт – задача ключевая. Об этом еще в 2017 году, незадолго до утверждения его на должности Законодательным собранием, в интервью говорил председатель правительства Руслан Болотов: «Что касается ключевых задач. Аэропорт – безусловно, ключевая. Он у нас увязан с развитием и малых аэропортов… Аэропорт – это тоже поручение президента, данное в 2010 году, и его мы тоже обязаны исполнять». Обязаны, а что же не исполняете, господа – губернатор Левченко и председатель правительства Болотов?

31 декабря 2014 года был подписан документ, согласно которому ОАО «Международный аэропорт Иркутск» полностью перешло в собственность Иркутской области. Цель передачи – развитие иркутского авиаузла, то бишь реконструкция действующей аэропортовской структуры и строительство нового аэропортового комплекса. На это были заложены федеральные деньги в размере 23 миллиардов рублей. Увы, инициатива, которая могла бы значительно повысить конкурентоспособность Иркутской области благодаря качественному и большому аэропорту, была пущена, что называется, псу под хвост. Правительство Сергея Левченко, которое в 2015 году «воцарилось» в Сером доме, пропустило все сроки, не выполнило ни одного обязательства, взятого перед федералами. А заодно и нарушило антимонопольное законодательство, попытавшись передать модернизацию международного аэропорта и строительство терминала частной компании без конкурсных процедур. Это вызвало скандал, последовали судебные разбирательства – правительство Левченко попыталось оспорить решение ФАС, но безрезультатно. Из-за волокиты федеральное финансирование было отложено «в долгий ящик» – поскольку ничего так и не сделано, даже не выбран участок под строительство нового аэропорта. Ах да! Правительство региона торжественно заложило первый камень на месте будущего терминала в действующем аэропорту. Правда, дальше этого парадного жеста дело не пошло.

Депутаты и другие заинтересованные лица пытались подстегнуть реальную деятельность правительства в нужном направлении. На одной из сессий ЗС Контрольно-счетная палата огласила результаты своей проверки ОАО «Международный аэропорт Иркутск» за 2017-2018 годы: для развития авиаузла ничего не делается, обязательства перед Федерацией и перед иркутянами область не выполнила. Всплыли факты «благотворительной» деятельности аэропорта в пользу КПРФ, обкомом которой руководит губернатор. Но тщетно. Правительство словно оглохло и продолжило делать вид, что все идет своим чередом, как надо. 11 октября 2019 года Сергей Левченко заявил, что правительство региона самостоятельно построит новый терминал. Однако же источник средств для строительства не назвал. Неужели деньги на это хотят взять из бюджета области, который сегодня и так испытывает серьезную нагрузку – надо восстанавливать затопленные территории? Но ведь правительство заявило, что область даже открыла кредитные линии на 7 миллиардов, на всякий случай, предполагая острую необходимость при дефиците бюджета… Неудивительно, что это было воспринято как очередное пустое заявление губернатора – в последнее время таких обещаний из его уст вырывается очень много. Вероятно, это задел на «светлое будущее» – расчет на то, что очередные популистские заявления и посулы пригодятся в случае участия в будущих губернаторских выборах.

Последнее предупреждение губернатору поступило от депутата Госдумы Николая Николаева, который, повторив все претензии, предупредил, что в случае невыполнения обязательств аэропорт может вернуться в государственную собственность. Николаев попытался убедить губернатора, что конкурсные процедуры по аэропорту – это хорошо, что они могут принести деньги в бюджет, которые покроют его ожидаемый дефицит. Вместо того, чтобы открывать «на всякий случай» кредитные линии на 7 миллиардов рублей, лучше уж сделать то, что давно пора было сделать – и за счет денег, полученных от передачи части акций аэропорта в частные руки, восполнить областную казну.

Но, похоже, и депутаты Госдумы (которым Левченко, кстати, еще в марте 2017 года обещал провести конкурс, но обещание не выполнил) не особо рассчитывали на благоразумие губернатора. Поэтому Николаев отправил письмо еще и председателю ЗС Сергею Соколу, попросив его «принять все необходимые меры для организации и проведения конкурса по аэропорту, а также рассмотреть возможность внесения в доходную часть бюджета Иркутской области средств от конкурса на строительство нового и модернизацию действующего аэропорта, который должен быть проведен правительством региона в рамках президентского указа».

Тайные сроки

Депутаты ЗС и его спикер вняли письму. Они уже давно и сами пытаются сподвигнуть правительство региона к действиям, необходимым для развития иркутского аэроузла. В мае было назначено депутатское расследование по неисполнению правительством указа президента. В конце ноября на одном из заседаний депутат Николай Труфанов, председатель профильного комитета ЗС по собственности и экономической политике и председатель специальной комиссии по проведению депутатской проверки, настойчиво задавал вопросы заместителю председателя областного правительства Антону Логашову, ссылаясь на письмо Николаева.

Николай Труфанов. Фото: ogirk.ru
Он требовал внятного ответа на вопрос о том, когда будет проведен конкурс и как правительство работает в этом направлении – если, конечно, работает. Депутат выразил сомнения в этом:

– Значит, в государственную программу Иркутской области, развитие транспортного комплекса Иркутской области с 2019 до 2024 года, утверждённые постановлением правительства Иркутской области от 26.10.2018 г. № 768, не внесены никакие сроки бюджета?.. Никаких действий, заложенных в бюджет на трёхгодичный срок, мы не видим. Также не предусмотрены средства на то, чтобы проводить работы по реконструкции аэродромной структуры соответственно требованиям безопасности полётов в целях, подтверждающих негативные последствия по ухудшению технических средств и имущества. У нас на это отложена норма или ко второму чтению будет правительством Иркутской области внесена всё-таки статья, заложенная как раз на развитие института Иркутской области, в частности строительство нового аэропорта и, соответственно, реконструкцию старого? Прошу ответить.

Антон Логашов. Фото: baik-info.ru

Антон Логашов тогда ответил, что «губернатор Иркутской области уже не раз публично комментировал всю ситуацию, которая развивается вокруг аэропорта»:

– Правительство и сам аэропорт занимаются проектированием. Я думаю, что, когда у нас будет проектно-сметная документация, только в этом случае мы можем заложить в бюджет какие-либо средства. Мы должны понимать, сколько мы должны закладывать. В течение 2020 года, я думаю, какие-то суммы будут появляться…

– А в Стратегию развития Иркутской области, через Минэкономразвития, будут внесены какие-то сроки? – настаивали на конкретике депутаты.

– Еще раз вы про сроки… – зампреду вопрос про сроки явно не нравился.

– В Стратегии развития не указаны сроки.

– Иркутской области?

– Да, Иркутской области. Мы бы хотели, чтобы они были конкретизированы в полном объеме.

Пришлось отвечать про сроки. Правда, ответ, как и следовало ожидать, получился не очень внятным:

– В Иркутской области в 2016 году эти сроки были чётко указаны. Они, можно сказать, и на сегодняшний день с опозданием в год соблюдаются. Но мы говорили о том, что после принятия Законодательным собранием Стратегии социально-экономического развития Иркутской области утверждается план мероприятий – детально. И там уже пообъектно указываются сроки реализации того или иного объекта. Пока документа просто нет. Поэтому если он будет, то и они, конечно, будут…

То есть, из этого следует, что пока нет Стратегии, нет и сроков. А Стратегии нет, потому что депутаты ее не приняли. А почему не приняли? Да потому что Стратегия – сырая, не проработанная, не готов документ к принятию. А когда чиновники доведут ее до нужной кондиции? Вопрос открытый... Как, наверное, приятно чиновникам создать такой вот бюрократический замкнутый круг – и ничего в итоге не делать.

«У этого позора есть фамилия»

На 24-й сессии Законодательного собрания вопрос по аэропорту стоял 22-м по счету.

24-я сессия Законодательного собрания Иркутской области. Фото из открытых источников.
Его передвинули в начало сессии – видимо, как очень важный, насущный. Вынес его на рассмотрение все тот же Николай Труфанов. Депутаты должны были утвердить или не утвердить проект постановления «Об утверждении заключения по результатам проведенной депутатской проверки по вопросу неисполнения Правительством Иркутской области Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2014 года № 833 «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области».

Вице-спикер Александр Ведерников анонсировал этот вопрос в самом начале и в самых резких выражениях:

– Сегодня аэропорт продолжает эксплуатироваться в состоянии полного нормативного износа взлетно-посадочной полосы. Каждый раз, когда на взлёте вы ощущаете «подскок на кочке» – это как раз непригодность полосы, ее повышенная опасность. Каждый день вы рискуете на взлете и посадке, и у этой проблемы есть свой антигерой, фамилия его – Левченко…

Александр Ведерников. Фото: m.altairk.ru

Он напомнил, как «по утрам пассажиры нескольких рейсов толкаются у ленты багажного транспортера». Напомнил, что «за четыре года строительство нового аэровокзального комплекса» даже не начато, «хотя в Красноярске новое здание было уже построено за это время». И тут, сказал Ведерников, «есть свой антигерой, и имя ему – Сергей Левченко».

Ведерников напомнил, что в Иркутске планируется чемпионат мира по хоккею. Спортсмены и болельщики из разных стран увидят наш «аэровокзальный душный сарай». И у «этого позора» тоже есть фамилия, догадайтесь, какая…

Вице-спикер предельно ясно дал понять, что губернатор через фракцию КПРФ в Законодательном собрании намерен надавить на депутатов и максимально затянуть процесс при голосовании по итогам расследования проблемы иркутского аэропорта – сделав его поименным. Дело в том, что 16 депутатов представили председателю ЗС Сергею Соколу документ с таким требованием. Другие депутаты возразили, сочтя это возможностью давления на «административно зависимых депутатов». Ведерников назвал эту акцию «свалкой, которую устроили депутаты от КПРФ и которую возглавляет сын губернатора – Левченко-младший». Он высказал мнение, что «свалка» создана с единственной целью – «проконтролировать голосование по итогам парламентского расследования по аэропорту и не допустить утверждения его итогов». Кажется, налицо попытка саботажа одного из важнейших вопросов развития области, который касается практически каждого жителя региона.

–И у этого позора есть фамилия организаторов – Левченко. «Семейный подряд» готов на все, чтобы скрыть результаты своего правления, – подвел итог происходящему Ведерников.

Правительство отчитается в феврале

Николай Труфанов, председатель комиссии по проведению депутатской проверки ситуации вокруг аэропорта, доложил коллегам, что она была назначена в мае, срок проверки – до 20 августа 2019 года. Основание – требование группы депутатов. Одна из главных причин работы комиссии – бездействие правительства Иркутской области.

Были проведены три заседания. В итоге члены комиссии рекомендовали правительству региона, во-первых, выбрать уже наконец участок под строительство нового аэропорта, во-вторых, объявить конкурс на привлечение инвестора по программе государственно-частного партнерства. Кроме того, нужно предусмотреть средства для реконструкции аэропортовой инфраструктуры (и хорошо бы правительству подумать, где их взять: областной бюджет на 2020 год принят с дефицитом, прибыль аэропорта пополняет областной бюджет – нужно, видимо, искать какие-то иные источники). А еще нужно включить развитие аэроузла в программу развития транспортного комплекса Иркутской области на 2019-2024 годы. Работы для властей нашлось много. А в феврале депутаты предложили заслушать доклад правительства – отчет о том, как выполняются рекомендации депутатов.

Евгений Сарсенбаев, выслушав доклад Николая Труфанова, усомнился, по карману ли вообще Иркутской области содержать такую махину, как аэропорт, целесообразно ли это. Другие депутаты предложили выслушать мнение правительства на этот счет. А Сергей Сокол предложил оформить все это в виде депутатского запроса. Тем более, что правительство в своих лучших традициях не отправило на слушания ни одного своего представителя, который мог бы доложить депутатам что-то по существу. А ведь к месту было бы, например, выступление Руслана Болотова – как главы правительства, к работе которого и выдвинули претензии депутаты. Но присутствовал лишь полномочный представитель губернатора в ЗС Роман Буянов, который сослался на то, что письменный ответ комиссии правительство давало и готово выступить в феврале, когда вызовут отчитываться. Что же было в письменном ответе правительства? Да все то же: по словам Труфанова, там содержалась информация о том, что региональные власти «работают над этим вопросом».

По итогу тайного голосования заключение по результатам проверки о невыполнении правительством указа президента было принято. 25 депутатов высказались за, 4 – против, 14 воздержались. Большинство депутатов, таким образом, согласились с тем, что правительство ни указа, ни своих обязательств не выполнило. Большинство согласилось с тем, что губернатору Левченко, председателю правительства Болотову и другим чиновникам придется все-таки поработать, как и положено, на благо жителей области. Только вот смогут ли они – если за четыре года не удосужились сделать вообще ничего? И найдутся ли в областном дефицитном бюджете лишние средства для модернизации действующего аэропорта при том, что надо выполнять майские указы президента и платить зарплату бюджетникам, платить пособия многодетным семьям, обеспечивать бесплатное питание детям с ограниченными возможностями, поднимать подтопленные территории?..