На минувшей сессии ЗС обсудили бродячих собак и зарплаты медикам

Слушания по бюджету прошли спокойно

20 ноября прошла 23-я сессия Законодательного собрания Иркутской области. Повестка сессии была крайне насыщенной, и эксперты ожидали бурных дебатов, политических баталий, жарких споров и чуть ли не скандалов при обсуждении каждого вопроса – ведь речь шла в том числе о бюджете Иркутской области на 2020 год.

Слушания по бюджету прошли спокойно

Вот только для столь большой повестки сессия прошла на редкость тихо, мирно и благопристойно.

Поспорили о повестке

В повестку 23-й сессии вошёл 31 вопрос. Обсуждение повестки в самом начале сессии вышло довольно-таки жарким. Так, споры начались вокруг вопроса об изменении статуса нескольких рабочих посёлков – их хотели признать сельскими поселениями. Такой статус дал бы возможность жителям получать сельские льготы, платить за электроэнергию по сельским тарифам, а женщинам – работать по сокращённому рабочему дню. В списке для смены статуса – Большой Луг и Балаганск. И тут же депутат Лариса Егорова попросила отложить вопрос по смене статуса для Балаганска.

– Что касается Балаганска — жители просят не принимать столь поспешного решения. Они выпадут из некоторых программ, например, по комфортной городской среде. Прошу по Балаганску не спешить, – сказала Лариса Игоревна.

Фракция КПРФ предложила внести на рассмотрение 23-й сессии целых семь дополнительных законопроектов. Виктор Побойкин был против – он заявил, что проекты законов поступили в профильный комитет поздно и депутаты не успели их рассмотреть.

Потом депутаты немного пообсуждали вопрос о введении поимённого голосования по всем вопросам, выносимым на сессии парламента – эту норму предлагает ввести фракция КПРФ. Илья Сумароков сразу высказался за – «пусть избиратели смотрят». Однако было заметно, что большая часть депутатов в этом вопросе его не поддерживает. Небольшая пикировка произошла между спикером Сергеем Соколом и Сергеем Бренюком из фракции КПРФ.

– Сергей Михайлович тут рассказал про театр и сразу начал претендовать на главную роль, – съязвил Бренюк.

– Сергей Алексеевич, когда вы в зале, я претендую только на роль второго плана, – парировал спикер.

Прошёл час, а повестка ещё не была принята. Зрители и люди в зале слегка приуныли: если целый час спорят о таких мелочах – включать тот или иной проект в повестку сессии или нет, – то что начнётся при обсуждении бюджета? Или даже законопроектов о перераспределении налогов, уже известных под названием «закон Петрова» и «закон Серебренникова»? Однако бурным и напряженным оказалось лишь начало.

Налогов не дали

При обсуждении законопроекта о перераспределении налоговых доходов в пользу муниципалитетов, предлагаемого мэром Ангарска Сергеем Петровым, ожидалась серьёзная дискуссия. При принятии закона крупнейшие муниципалитеты – Иркутск, Ангарск и Братск – получат дополнительно 5% с НДФЛ и 20% от «упрощёнки». Это уменьшит доход областного бюджета на 3,3 миллиарда рублей.

Сергея Петрова поддержали дума Иркутска, комитет по бюджету Заксобрания и ряд депутатов. Однако при голосовании законопроект принят не был… За него проголосовало только 15 депутатов.

Следующим выступал заммэра Братска, который презентовал законопроект о перераспределении транспортного налога в муниципалитеты. Глава Братска предложил оставлять этот налог муниципалитетам и пускать его на ремонт и содержание дорог. Однако и комитет по бюджету не рекомендовал данный проект, и депутаты его не поддержали. И особо полемизировать никто не стал.

Собачье дело

Вопрос, вынесенный на муниципальный час, был довольно-таки острым: об отлове и содержании безнадзорных животных. Ранее агрессивных животных предполагалось отлавливать и усыплять, неагрессивных – лечить, стерилизовать и выпускать. Сейчас, в свете нового федерального законодательства, агрессивных собак усыплять нельзя – нужно до конца их дней содержать животных в питомниках. Которых в Иркутской области нет. Частные питомники на это не пойдут – получив 2,5 тысячи на отлов одной головы, они должны будут не только стерилизовать, но и содержать животных. Даже обещанное Службой ветеринарии региона повышение тарифа в 2020 году до 3,6 тысячи рублей ситуацию не спасёт.

Тема была такой острой, что муниципальный час занял у депутатов часа полтора. Высказывались все. Говорили и о том, что только в Иркутске уже есть 7 тысяч заявок на отлов бездомных собак. А в целом по области за год отлавливается около 8 тысяч безнадзорных животных. В итоге после жаркой дискуссии к теме отлова и содержания было решено вернуться позднее. Так что, сограждане, ходим тихо, носим с собой палки.

Министр от денег не отказывается

Перед обсуждением бюджета депутаты заслушали доклад министра здравоохранения Иркутской области Олега Ярошенко о ситуации с онкологическими заболеваниями в регионе. Поддержать Олега Николаевича пришла Виктория Дворниченко, главный онколог Иркутской области, а также несколько главврачей больниц, где в последнее время открываются центры онкологической помощи.

Олег Ярошенко. Фото: iokb.ru

Олег Николаевич был, как обычно, подготовлен – презентация, обилие слайдов. Но буквально с первых слов окружающие подметили, что наш министр, обычно эмоциональный, необычайно спокоен. Фильм-презентацию областного онкодиспансера по ходу комментировали и министр, и главный онколог региона.

Вопросов также было много. Депутаты интересовались оснащением больниц современным диагностическим оборудованием, созданием сети онкоцентров на территории региона, оснащением этих центров не только оборудованием, но и кадрами. И вот тут министр встал на любимую лыжню – заговорил о росте зарплат врачей региона, заявив:

— Иркутская область находится на втором месте по уровню заработной платы. К нам приезжают из Томска, Краснодара. И у нас высокие темпы строительства служебного жилья.

Поспорили немного. Но постановили дальше развивать борьбу с онкологией.

Сразу же после этого обсуждения депутаты перешли к бюджету. Сначала заслушали все ещё стоявшего на трибуне министра здравоохранения, который вещал о доходах ТФОМС и заявил, что денег в территориальном фонде обязательного медстрахования вполне достаточно. И вообще, здравоохранению становится все лучше и лучше.

И тут не выдержал присутствовавший на сессии уполномоченный по правам человека Виктор Игнатенко.

Виктор Игнатенко. Фото: baikal24.ru
Он заявил, что к нему регулярно поступают жалобы на снижение заработной платы врачей и среднего медперсонала. В целом на зарплаты врачам не хватает двух миллиардов рублей в год – чтобы по-настоящему привести их в соответствие майским указам президента Владимира Путина. И поэтому для того, чтобы поднимать зарплаты хоть как-то, медики вынуждены забирать деньги с других статей расходов. Именно из-за этого в больницах нехватка лекарств, медицинского оборудования, проблемы с питанием пациентов.

– Зарплату госслужащим мы поднимаем на 20%, причём уже в текущем году, – сказал омбудсмен. – А зарплата среднему медицинскому персоналу будет увеличена только с октября 2020 года, и только на 3%.

Получается, что 3940 госслужащих (по данным на июль 2019 года) – самая нуждающаяся в повышении заработной платы категория.

И тут все узрели чудо. Министр Олег Ярошенко, который всегда защищает идею о росте зарплат, молчал! Он молча выслушал Виктора Игнатенко, который критиковал зарплаты медиков, и не то чтобы словом – жестом не выразил своего возмущения. Что-то странное творилось на 23-й сессии ЗС…

После Виктора Игнатенко слово взяла Наталья Дикусарова, которая заявила о росте кредиторской задолженности медицинских учреждений Приангарья.

Наталья Дикусарова. Фото: visrf.ru
Чаще всего это долги за коммунальные услуги. Наталья Игоревна предложила добавить денег на здравоохранение, чтобы можно было погасить эти долги – ведь бюджет-то у нас профицитный в текущем году и регион может себе позволить дать здравоохранению недостающие 170 миллионов рублей. Здравоохранение должно только попросить. И опять чудо – министр Ярошенко молчал. В прошлом году при обсуждении бюджета Олег Николаевич буквально кидался на каждого, кто осмеливался сказать, что здравоохранению не хватит денег, на каждого, кто предлагал добавить финансирования. Он сыпал цифрами и слайдами, он оперировал разного рода статистическими данными и отказывался от дополнительных средств. А сейчас – молчит! В общем, министр здравоохранения слегка испугал экспертов, смотревших онлайн-трансляцию сессии, и даже возник вопрос: не заболел ли глава регионального минздрава? Желаем ему здоровья.

 

Если что, бюджет подправят

По бюджету в целом не было почти ни одного вопроса. Доходы в 2020 году запланированы в сумме 176,1 миллиарда рублей, расходы – 184,6 миллиарда рублей, дефицит – 8,5 миллиарда (или 4,8% от доходов). Все согласны. Исполнение нацпроектов в Иркутской области на 1 ноября – 55%. И опять все согласны. Иркутская область, по словам министра финансов Наталии Бояриновой, в 2020 году лишается федеральных субсидий. Ну ладно, что поделаешь, никто не возражает.

Потом всё же нашёлся желающий поговорить. Им стал – вполне ожидаемо – депутат Антон Романов, который предложил… поиграть в развитие – чтобы по окончании депутатского срока дать толчок в развитии Иркутской области. Антона Васильевича вежливо выслушали.

Слово взяла Наталья Дикусарова, которая заявила, что бюджет сырой, не сбалансированный, множество программ в нём не отражено, но ко второму чтению комитет по бюджету внесёт поправки. Как всегда – исправят то, что можно будет исправить. Наталья Игоревна к такому раскладу уже привыкла, ей это исправление даётся крайне тяжело, но почти всегда удаётся. Бюджет приняли в первом чтении, поправки должны быть внесены до 2 декабря. Следующая сессия ориентировочно пройдёт 4 декабря.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру