Дружба дружбой, а денежки врозь

В Иркутской области ждут губернатора-хозяина

Любая дружба имеет свои пределы, ведь есть вещи, которыми не делятся даже с друзьями. Иркутская область за последние три года стала настоящим клондайком для проворных, предприимчивых гостей из Поднебесной.

В Иркутской области ждут губернатора-хозяина

Китайские партнеры за это время буквально озолотились, а вот большинство жителей региона вновь остались с грошами. Происходит это потому, что настоящего хозяина в области так и не появилось.

Были ваши, стали наши

Географическое положение, развитая железнодорожная инфраструктура, обилие природных богатств Иркутской области – все это давно вызывало живейший интерес у китайского бизнеса. Поэтому Китай стремится стать – и становится крупнейшим торговым партнером Иркутской области. При губернаторе Сергее Левченко, который так любит бывать в этой стране, товарооборот вообще стал расти как на дрожжах.

Год

Товарооборот, тыс. долларов США

Экспорт, тыс. долларов США

Импорт, тыс. долларов США

2015

2 423 985,4

2 118 378,8

305 606,6

2016

2 682 905,8

2 457 321,7

225 584,1

2017

3 627 649,3

3 322 546,0

305 103,3

2018

4 664 167,5

4 285 736,0

378 431,5

 

 

По данным Сибирского таможенного управления, можно отметить увеличение стоимостного объёма экспорта товаров в КНР с 3,3 млрд долларов США в 2017 году до 4,3 млрд долларов США в 2018 году. Основную долю экспорта в Китай составляют природные богатства Иркутской области. В первую очередь это минеральное топливо и нефть, на них приходится почти 50% общего объема (2,1 млрд долларов США в 2018 году).

Также одним из лидеров экспорта в Иркутской области является древесина – 23%, или 1,1 млрд долларов США. Лес бесконечными составами идет в Китай. Этот железный поток обеспечивают десятки лесопилок, спрятанных в тайге, где вахтовым методом трудятся китайцы-нелегалы. Древесина, проданная за бесценок, наполняет карманы китайских бизнесменов, немалая часть дохода остается местным лесным дельцам, а также связанным с ними чиновникам. Поэтому среди российских регионов Иркутская область – настоящий рекордсмен по количеству незаконных рубок, когда под видом оздоровления тайги вырубается здоровый и спелый лес. Природный заказник «Туколонь», ставший причиной приземления Сергея Шеверды в СИЗО, не единственный пример такого рода. Совсем недавно активисты ОНФ обнаружили в Тайшетском районе еще один массив, который варварски уничтожили охочие до денег «лесники» Тайшетского лесхоза. Выбиралась только деловая древесина, которая, скорее всего, ушла в КНР.

Остались пеньки, сучья и никому не нужные больные деревья. Весь этот массив, скорее всего, будет жарко гореть следующей весной.

Еще одним привлекательным сектором экономики для китайских «инвесторов» является не менее многострадальное сельское хозяйство. Белеющие крышами теплицы не слишком убавились площадями, несмотря на объявленную им несколько лет назад войну. Уже проверено: после аграриев из Поднебесной десять лет на этих землях ничего расти не будет, все отравлено неизвестными химикатами. О качестве помидоров, огурцов, свеклы, капусты и моркови можно не говорить – отдаленные негативные последствия для здоровья обеспечены многим жителям Иркутской области.

Очередь дошла и до воды Байкала. В поселке Култук компания «Аквасиб», 99% которой принадлежит гражданам КНР, вознамерилась построить завод по розливу воды. Ее планировалось отправлять в Поднебесную. Каким путем компания «Аквасиб» получила необходимые документы – вопрос к чиновникам. Строительство завода пошло стремительными темпами. Прибыль, как и в случае с лесом, китайские бизнесмены планировали оставлять себе. Скорее всего, ни Слюдянский район, ни Иркутская область от этого «инвестпроекта» отдачи бы не увидели.

Местные жители увидели в строительстве завода по розливу воды опасность для экологии Байкала и организовали сходы в защиту озера. Известный стилист Сергей Зверев, родившийся в Култуке, горячо поддержал земляков. А 24 марта 2019 года в Иркутске собралось более трёх тысяч человек, которые протестовали против строительства завода с транспарантами «Спасём Байкал!». Протест, получивший всероссийский размах, дошел до правительства. Дмитрий Медведев инициировал прокурорскую проверку. В ходе нее были установлены многочисленные нарушения, и строительство завода остановили.

Примечательно, что все эти месяцы Сергей Левченко никак не мог определиться: то ли китайского инвестора поддержать из коммунистической солидарности, то ли жителей региона. Когда стало понятно, куда клонится чаша весов, губернатор просто дал задний ход и открестился от завода по розливу воды, который прежде активно поддерживал как инвестиционно привлекательный проект.

«Добрососедские» разборки

На протяжении последних лет китайский туристический поток в Иркутск растет. Теперь Китай занимает лидирующую позицию среди иностранных государств по количеству туристских прибытий своих граждан в Иркутскую область. Если в 2015 году ее посетило 17,2 тысячи китайских туристов, то в 2018 году этот показатель вырос до 186,2 тысячи. По сравнению с 2017 годом это выше на 37,2% и составляет 63,1% от общего количества иностранных граждан, посетивших наш регион. В 2019 году эти цифры вряд ли будут меньше.

Казалось бы, такое увеличение турпотока должно обернуться существенными поступлениями в бюджет и новыми рабочими местами. Но не тут-то было: китайский туристический поток – это практически неконтролируемая лавина, от которой в регионе прибыли почти нет. Областные власти здесь в роли статистов: цифры фиксируют, а повлиять на отдачу отрасли почему-то не хотят или не могут.

Местные представители турбизнеса возросшей конкуренции, безусловно, не радуются. Они считают, что китайские коллеги работают по сомнительным схемам. Более половины прибывающего из Поднебесной турпотока встречают и обслуживают проживающие в регионе граждане КНР. Таким образом, китайские предприниматели не только заходят на региональный рынок, но и создают вокруг себя замкнутую инфраструктуру: со своими гидами, гостиницами, магазинами, транспортом, подпольными банками. В той же Листвянке не менее шести таких гостиниц, чуть меньше – на острове Ольхон.

По словам экспертов, следует более жестко регулировать китайское присутствие в российской туриндустрии. В частности, необходимо более строго соблюдать существующий запрет на работу китайских гидов на территории РФ, ведь и в Китае россияне гидами работать не могут. По мнению, например, руководителя компании «Байкал-сити», председателя комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной, ресторанной и гостиничной деятельности при Торгово-промышленной палате Восточной Сибири Марины Григорьевой, нужно как можно скорее разработать собственные правила отдыха и туризма, меры поддержки местных туроператоров.

Ропщет и местное население, ведь в Иркутской области расцветает нелегальный китайский бизнес, который располагает большими деньгами и немалыми ресурсами влияния, да еще и наносит ущерб экологии Байкала. Люди возмущаются, когда видят, как на самых лакомых, красивых местах возле Байкала появляются китайские гостиницы. В отдельных вопиющих случаях правоохранительные органы как-то реагируют, признают китайские новостройки незаконными. В прошлом году, например, прокуратура Ольхонского района оспорила два разрешения на строительство, выданные Хужирским поселением. В январе 2019 года Иркутский районный суд постановил, что два строения в Листвянке не являются индивидуальными жилыми домами. При этом площадь ольхонского «домика» составляла 500 квадратных метров, а одного из листвянских – и того больше, 800 квадратов. Здесь же обнаружили и настоящую гостиницу на 23 комнаты общей площадью 1200 квадратных метров. Подобные «частные домики» позволяют китайским предпринимателям получать хорошую прибыль, поскольку вкладываться в инфраструктуру Листвянки или Ольхона нет надобности. Муниципалитеты же несут дополнительные расходы, убирая за китайскими гостями тонны мусора. Байкал и байкальская территория несут огромную антропогенную нагрузку, что многократно ухудшает экологическую обстановку на Байкале.

Так, из-за коррупции, бесконтрольности, и повышается градус недовольства. Дело уже не раз доходило до бытовых конфликтов. Очевидцы рассказывают, что летом 2017 года, когда на паром собралась огромная очередь, толпа китайских туристов избила двух членов экипажа парома «Ольхонские ворота», в том числе капитана. Чрезвычайное происшествие попытались замять, а капитана, отдавшего службе 38 лет, как говорят информированные люди, просто уволили. Кипели страсти и в этом году, когда китайские туристы не давали проехать на паром иркутским машинам. Можно ли смириться с этими пока еще редкими случаями? От наплыва таких туристов Иркутская область практически ничего не получает в свой бюджет, неся при этом дополнительные расходы на содержание территорий вокруг Байкала.

Кому-то, очевидно, трудно поверить в «теорию заговора» Левченко с КПК или крупным китайским бизнесом. Однако сегодня уже проще поверить в то, что известные своей конъюнктурностью и хитростью китайцы обязательно воспользуются (и пользуются сейчас) его управленческой слабостью, политической деформацией (приоритетностью политических результатов) и коррумпированностью его окружения.

Очевидно, что регулировать процессы миграции, проблемы туризма, китайской бизнес-экспансии на региональном уровне можно и нужно. Однако Сергей Левченко определенно заинтересован в развитии «китаизации». Иначе чем еще можно объяснить все вышеописанное?

Если упустить время, позволить этому продолжаться, мы рискуем сделать процесс «китаизации» области необратимым. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру