Гений полуправды: губернатор Иркутской области рассказывает сказки

Политика и ничего личного – очевидно, так относится Сергей Левченко к судьбе региона и чаяниям людей

Губернатор Иркутской области Сергей Георгиевич Левченко за свой срок правления регионом хорошо зарекомендовал себя в одном: он, как истинный политик, очень много говорит, старательно убеждает всех окружающих в том, что его слова – истина чуть ли не в последней инстанции.

Политика и ничего личного – очевидно, так относится Сергей Левченко к судьбе региона и чаяниям людей

Однако к словам губернатора, сказанным по любому поводу, люди уже давно привыкли относиться с изрядной долей скептицизма: если Сергей Георгиевич говорит «черное», это вполне может означать и «белое». Что ни говори, Сергей Георгиевич – гений полуправды. Политическая хитрость, которая позволяет ему весьма вольно обходиться с фактами, приходит с годами и опытом, которых у Сергея Левченко предостаточно. Однако в последнее время хорошо заметно, что иркутский губернатор выбирает молчание, позицию предельной осторожности – «не сказать бы чего лишнего». Впрочем, молчать и скрывать правду, будучи избранным губернатором,  ничуть не лучше, чем вводить людей в заблуждение.

Поздравляю вас, гражданин, соврамши!

Самая первая большая фантазия губернатора Левченко, которую сразу вспомнят все – это оправдания после охоты на медведя. Напомним, видеоролик с изображением удовлетворенно улыбающегося Сергея Георгиевича, который расстрелял спавшего в берлоге медведя, стал достоянием широкой публики в сентябре 2018 года. Сам ролик был снят зимой, когда охота на этих животных запрещена. Ролик имел широкий общественный резонанс. Сергей Георгиевич попытался защититься и официально заявил, что не убивал спящего медведя, а принимал участие в уничтожении опасного шатуна. Однако ролик был тщательно изучен экспертами, которые показали, что никакого шатуна и в помине не было. Был мирно спящий медведь, которого цинично застрелил в его берлоге иркутский губернатор. И все попытки оправдаться со стороны пресс-службы, приближенных и самого губернатора выглядели смешно и нелепо. Проверкой губернаторской охоты занялись компетентные органы.

А помните сказки, которые рассказывал нам губернатор, когда разгорелся скандал вокруг китайского завода по розливу байкальской воды в поселке Култук? Экологи, общественники, эксперты заявили, что завод нарушит экосистему уникальных природных территорий. Губернатор решил оседлать популярного экологического «конька» и с предельной искренностью объявил, что он против строительства завода. Однако памятливые журналисты тут же раскопали историю двухлетней давности, когда тот же самый губернатор Левченко активно поддерживал строительство именно этого завода, называя его одним из важнейших инвестиционных проектов в регионе. Соглашение с китайской компанией, вкладывающей деньги в строительство, было подписано губернатором. В свою очередь, Сергей Георгиевич в ответ на это решил… промолчать, сделать вид, что ничего об этом не слышал, а может, ничего и не подписывал. Вот так виртуозно, как и подобает настоящему мастеру, наш губернатор проявляет «политическую гибкость» – переобувается, как говорится, на ходу.

Крыша, которая потекла

Неправда, которая сильно повлияла на репутацию Сергея Георгиевича как губернатора – это традиция укрывательства в отношении его подчиненных. Самые известные факты – в отношении зама Дмитрия Чернышова, который дал денег на покупку виллы в Италии своему отцу и сегодня, по смерти родителя, вероятно, выступает как наследник. Историю с итальянской виллой семьи Чернышовых не знает, наверное, только тот, кому и телевизор смотреть лень. Журналисты выяснили, что заместитель губернатора Дмитрий Чернышов постоянно отдыхает в итальянской коммуне Джеммано вблизи знаменитого курортного городка Римини на 11-комнатной вилле. Вилла принадлежит отцу чиновника Виктору Чернышову, но куплена за деньги сына. Журналисты кинулись с вопросами о коррупционной составляющей к губернатору Левченко. Но он промолчал. За него говорила пресс-служба – о том, что не может сообщить о заграничной собственности Дмитрия Чернышова, поскольку это уже защищенные «персональные данные». Потом губернатор понял, что отмолчаться не получится, и заявил, что Дмитрий Чернышов попросил провести в отношении него служебную проверку. И поручил ее управлению коррупционных и иных правонарушений, которое сам же Чернышов и возглавляет. Результат был известен еще до начала проверки. Как и ожидалось, губернатор сообщил, что «официальные ответы, которые мы получили – и на российской территории, и от зарубежных источников, – говорят о том, что никакого объекта в его собственности нет». Когда же вскоре СМИ опубликовали документы, официально подтверждающие оплату Чернышовым покупки итальянского особняка, Сергей Левченко снова ушел в привычное и политически грамотное молчание. Но история еще не закончена, свою проверку ведут СКР и прокуратура.

Следующий чиновник, в отношении которого Сергей Георгиевич также ведет политику укрывательства – это экс-министр лесного комплекса Приангарья Сергей Шеверда. Когда к Шеверде возникли вопросы по поводу незаконных рубок в заказнике Туколонь, губернатор утверждал, что это происки врагов и политических конкурентов, лесной мафии и прочих, кому выгодны очернение и снятие такого грамотного министра. Даже когда Сергея Шеверду арестовали, Сергей Левченко продолжал гнуть свою линию, всячески пытался оправдать чиновника, приводил неоспоримые аргументы в пользу его невиновности – и оставил министра при кресле. Он до последнего, несмотря на настоятельные рекомендации прокуратуры и решение суда, отказывался снимать своего министра. Положение спас сам Шеверда – после того, как следственными органами ему были предъявлены обвинения по делу о масштабной вырубке леса – написал заявление о добровольном уходе. Чем очень помог своему боссу – в противном случае Левченко пришлось бы объяснить свое упорство, а в такой ситуации у губернатора снова период "праведного" молчания.

Третий чиновник, удостоенный высочайшей защиты – это пресс-секретарь губернатора Ирина Алашкевич, которая на закрытом совещании назвала жителей Тулуна, пострадавших от наводнения, «быдлом из хлева». Тут уже на пресс-службу не свалишь. Пришлось Сергею Георгиевичу самому отвечать на неприятные вопросы. И, вопреки полной узнаваемости голоса Алашкевич, он заявил, что запись – подделка и монтаж. Этой версии губернатор придерживается до сих пор, несмотря на подтверждающую подлинность записи официальную экспертизу – проведенную в Москве по заказу «РЕН ТВ». Вот только Ирину Алашкевич временно «спрятали», от публичности подальше – видимо, скрывать правду и собственное мнение она еще только учится. У своего шефа. По версии «серого дома», она находятся в отпуске до окончания внутренней проверки.

Для «приближенных к телу» Левченко является крышей. А вот для жителей области в таком случае кем? Крышей, которая протекла?

Развесистая клюква отчетов

Жители области за время правления Левченко столкнулись с громадным количеством отчетов и цифр, исходящих от самого Левченко и от чиновников его правительства. Осмыслить их трудно и профессионалу. Но для этого есть специальные структуры. Про занижение нехороших цифр и завышение положительных показателей уже заговорили и прокуратура, и Совет по правам человека при президенте РФ, и федеральные чиновники. К примеру, в течение нескольких лет регион регулярно занижает данные о количестве и площади лесных пожаров. В 2019 году ситуация стала просто катастрофической. По официальным же данным у нас была всего пара десятков очагов на паре десятков тысяч гектаров. Правда, скрыли региональные чиновнички кое-что: в зоне контроля, где за пожарами следят, но не тушат, количество возгораний перевалило за сотню, а их площадь – за 700 тысяч гектаров. Вот такая недомолвка, неточность в отчете. Напрашивается вопрос: для чего умалчивают, что скрывают?

И таких «неточностей» – масса. В течение двух последних лет Сергей Георгиевич бодро рапортует о росте доходов областного бюджета и его профиците. Однако и тут – только половина правды. Профицит есть, но в то же время количество денег, выделяемых на основные программы, ежегодно сокращается. Экономия? Зачем, в чью пользу? Очевидно, что не в пользу простого народа – тех же бюджетников. Врачи жалуются на более чем скромные зарплаты и вместе с учителями стонут от непомерной нагрузки – а иначе на достойную жизнь не заработаешь. Зато у губернатора Левченко экономия… 

В качестве достижения в финансовом плане губернатор Левченко представляет рост поступлений в бюджет от лесной отрасли. Дескать, поступления от лесной отрасли за три года выросли в три раза – до 10 миллиардов рублей в год. Однако при этом Сергей Георгиевич умалчивает о том, что это происходит из-за роста количества договоров на аренду лесных участков для заготовки древесины. Правда, но не вся… Больше отдают под вырубку леса, который уходит прямиком в Китай, вот и все – ни о каком эффективном управлении речи не идет.

Лапша от мастера игры

Не говорить всей правды – это еще одна политическая фишка губернатора Левченко. Например, приехал губернатор в тонущие районы буквально за несколько часов до первого визита президента Владимира Путина, но на экстренном совещании браво отрапортовал, что объехал все подтопленные районы. Что значит «объехал», он при этом не уточнил. Действительно, он был в Тулуне и проезжал через Нижнеудинск и Тайшет. Масштабы катастрофы он, конечно, обозрел, но только в первом приближении, как зритель из окна автомобиля, а не как губернатор.

О своей работе в затопленных районах губернатор говорил много, но все его заявления были обтекаемы. На месте наводнения Сергей Левченко бывал наездами, к народу подходил редко и только тогда, когда не успевал вовремя убежать. Однако эта ситуация стала для Сергея Георгиевича хорошим поводом утверждать, что «никто не забыт» и он «услышит голос каждого». Но голоса для него, похоже, сливаются в некий неразборчивый шум, в общий электоральный фон, на который можно не обращать внимания. И губернатор регулярно проводит пресс-конференции, на которых отчитывается, как он много сделал для жителей затопленных районов и как много еще предстоит сделать. Про «предстоит сделать» – чистая правда. А вот про «сделал» – это надо еще доказать. Пока жители области видят лишь политические игры, в которые играют фракция КПРФ в Законодательном собрании области и сам губернатор, ею опосредованно руководящий – как глава обкома и как отец главы фракции. Да, губернатор подписал ряд указов о выплате возмещений, ряд распоряжений – но вместе с этим его однопартийцы заблокировали ряд важнейших законов, предложенных депутатами ЗС для помощи пострадавшим регионам. Ради политических амбиций Сергея Георгиевича и при полном попустительстве «самого» они сработали против тех, кого представляют.

Точно такой же ход использовали они в политическом чемпионате «Возврати прямые выборы мэра». И точно так же, используя полуправду, остался бел и пушист губернатор Левченко: когда заходит речь про возвращение прямых выборов мэра в Иркутске, он утверждает, что разработал и внес в Заксобрание закон о прямых выборах, но вот только депутаты его отклонили. При этом Сергей Георгиевич, пользуясь все тем же навыком "мудрой политики", умалчивает о том, что за отклонение ответственна фракция КПРФ, которая находится в прямом подчинении губернатора, как ни крути. Так губернатор формирует наше с вами впечатление, что он и вовсе ни при чем.

И таких пикантных моментов в деятельности иркутского губернатора столько, что их перечисление может наполнить толстенькую книгу. И пресса, и народ, и федеральные власти то и дело вводятся в заблуждение бравым Сергеем Георгиевичем. И мы бы, может, слушали эти гладкие сказки: Госплан, пятилетка, серп и молот. Проблема только в том, что Сергей Левченко не сказочник, а губернатор. А губернатор должен работать. И с него в любой момент спросится за эту работу. Конечно, привычка впустую просиживать штаны в Госдуме сказывается: Сергей Левченко был там ничем не примечательным депутатом. Об этом, кстати, иркутян предупреждал журналист и депутат Госдумы Александр Хинштейн еще в 2015 году. Обсуждая с журналистами и блогерами первый тур губернаторских выборов, Хинштейн дал оценку депутатской деятельности Левченко: ничего для региона он не сделал. За четыре депутатских года он внес десять законопроектов в составе группы авторов от 10 до 50 человек и дважды выступил на пленарных заседаниях.

Но тогда Хинштейн сказал: ничего хорошего, но и ничего плохого. Сегодня деятельность губернатора, которого подводят политические привычки (и которому, видимо, кажется, что он до сих пор выступает на пленарных заседаниях в Госдуме), сказывается на Иркутской области очень плохо. Если помножить привычки на личную заинтересованность в обогащении, а также на любовь к загранпоездкам за бюджетный счет, а также на политическое тщеславие, то ничего удивительного, что за время губернаторства Левченко область потеряла время, репутацию, деньги, ресурсы. Сказками, как говорится, сыт не будешь. А полуправда, как известно, опаснее любой выдумки и лжи. Ложь легче распознать, а полуправда раскрывается позже, но наносит вдвое больший вред.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру