Сергей Левченко просит президента Путина сменить подрядчика на БЦБК

А депутат Якубовский просит проверить правительство на предмет сговора с частниками

Вокруг БЦБК снова сгущаются скандальные тучи. Губернатор Сергей Левченко, который с помощью ничегонеделания правительства избавился-таки от подрядчика по проекту утилизации отходов, снова заходит на фигуру высшего бюрократического пилотажа – просит у президента Путина нового подрядчика.

А депутат Якубовский просит проверить правительство на предмет сговора с частниками

Но вопрос привлечения к проекту частной компании, за которую так радеет губернатор, вызывает вопрос у общественников и депутатов Госдумы. Похоже, Сергей Левченко снова лоббирует интересы частников, как это было в случае с иркутским аэроузлом. А расплачиваться за это будем мы с вами: бюджетными деньгами и экологической безопасностью.

Письмо губернатора президенту: что осталось за кадром

19 августа Счетная палата РФ в аналитической записке об исполнении федерального бюджета за первое полугодие 2019 года объяснила, что есть риск неисполнения целевых показателей по очистке Байкала в этом году: Иркутской области, а также Бурятии Минприроды не смогло добавить в качестве софинансирования 1 млрд 84 млн рублей. В Иркутской области это связано с необходимостью корректировки проектно-сметной документации по экологическим проектам. Наше главное экологическое мероприятие, которое «провисает» вот уже несколько лет – ликвидация отходов БЦБК, не начавшаяся и после того, как Федерация выделила 4 млрд рублей.

Обстоятельства складываются таким образом, что сослаться на недостаток денег невозможно. Сказать, что работать некому, тоже не получится – еще недавно государственное АО «Росгеология» работало на картах-накопителях. Но приступить к промышленному этапу, собственно к очистке, «Росгеологии» не дали. Как только дело пошло, зашевелилось, так заказчик – правительство Иркутской области – стал, что называется, тянуть резину. А фактически – саботировать, не выполняя свою часть работ, необходимых для того, чтобы очистка карт-накопителей наконец началась.

Фото: activatica.org

Сегодня ясно, что происходит «переигрывание партии» – лоббисты в Министерстве природных ресурсов РФ при активной поддержке губернатора Иркутской области Сергея Левченко заводят в дело частную компанию «ГазЭнергоСтрой», принадлежащую Сергею Чернину. Она сегодня работает в экологических «горячих точках» в Нижегородской области: на свалках ядовитых отходов «Черная дыра» и шламонакопителе «Белое море», используя технологию пиролиза – то есть сжигания.

Именно Сергей Левченко первым заявил удивленной иркутской общественности и депутатам ЗС, что предполагается смена подрядчика. А 8 августа он написал письмо на имя президента Владимира Путина, где пожаловался, что «Росгеология» «не выполняет свои обязанности по контракту», что приведет к «недостижению целевых показателей» программы по сохранению озера Байкал. Губернатор, правда, деликатно умолчал о том, что правительство само не сильно-то и торопилось исполнять свои собственные обязанности по этому контракту, помогая заказчику. Зато сообщил президенту, что, мол, ваше Минприроды рассмотрело возможность ввести в дело корпорацию Чернина, которая на заседании Совета министров под председательством заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ Логинова представила «результаты испытаний технологии по ликвидации накопленного ущерба БЦБК и положительное заключение государственной экологической экспертизы». Сергей Левченко предложил президенту внести коррективы в распоряжение правительства об исполнителе этого важного государственного заказа.

Правда, что это были за «испытания технологии» и где они проходили, губернатор не уточнил. Известно, что корпорация Чернина не стала принимать участия в конкурсе на лучшие технологии для утилизации отходов, который объявила «Росгеология» еще год назад. Известно – из инсайдерских источников – что на площадке БЦБК, пока там хозяйничала «Росгео», никаких посторонних испытаний не проводилось. Так о каких испытаниях идет речь? О кабинетных, о лабораторных? Похоже, что наш губернатор снова вводит президента в заблуждение.

Письмо депутата в ФАС: губернатор играл в свою игру

Кажется, Сергей Левченко играет не на одной площадке с жителями области, за которых в ответе, а с лоббистами Чернина, которые намерены во что бы то ни стало пропихнуть частную компанию на государственной важности объект. И если экологическая общественность и депутаты могли в случае с государственной компанией воздействовать на «Росгеологию», контролировать ход работ и так или иначе вмешаться, если произойдет что-то не то (как в случае с селом Моты, когда возникла опасность вывоза отходов на полигон вблизи него), то рычагов влияния на частную компанию практически нет. Частник всегда может закрыть доступ к информации, сославшись на коммерческую тайну.

Еще в июле депутат Госдумы Александр Якубовский обратился с письмом к руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву, в котором сообщил, что «складывается убеждение, что причина происходящего связана с действиями правительства Иркутской области». Депутат имел в виду, что еще в 2016-2017 годах губернатор Левченко вел переговоры с компанией Чернина «на предмет ее привлечения к проекту рекультивации». Выходит, получив задание от правительства Российской Федерации работать с госкомпанией, Левченко за ее спиной ведет какие-то частные переговоры с частной конторой? Выходит, подписывая обязательства, соглашения, дополнительные соглашения к контракту, правительство региона держало в кармане смачную фигу, адресованную и президенту, и народу?

Депутат Якубовский попросил антимонопольщиков разобраться, не носят ли действия правительства Иркутской области умышленный характер. Возможно, региональные власти намеренно дискредитировали «Росгеологию», чтобы заменить ее на «ГазЭнергоСтрой».

Жители области, кстати, уже наблюдали трогательное отношение губернатора к частным компаниям – в случае с иркутским аэропортом, когда вне конкурса правительство пыталось протащить на огромные контракты нужных людей. За что ФАС неоднократно грозила губернатору, а потом завела-таки дело и рассмотрела его, как говорится, по существу. И результаты рассмотрения для Сергея Левченко и его правительства неутешительны.

Общественник Юрий Фалейчик, руководитель Байкальского центра гражданской экспертизы, в связи с этим задает такой вопрос: почему Сергей Левченко обязал «Росгеологию» сделать проект переработки отходов БЦБК за свой счет? Разве для этих целей не предусмотрено общее финансирование проекта?

– И потом, вместо того, чтобы помогать подрядчику, который взялся подарить проект, Сергей Георгиевич и его правительство только палки ему в колеса вставляли, забросали его претензиями, фактически заблокировав окончание проектирования и начало работ на БЦБК.

В общем, ФАС есть с чем поработать.

Вопрос губернатору: кому будет хорошо после смены подрядчика?

Зачем губернатору и правительству это надо? Можем предположить, что с частной компанией в финансовом отношении более выгодно работать – всегда можно договориться с позиции собственных интересов.

К тому же совершенно ясно, что правительство не в состоянии рулить решением такой крупной проблемы, как БЦБК – например, если учесть, что губернатор в интервью федеральному СМИ с какого-то перепугу, то ли не зная ситуации, то ли зарапортовавшись, занижает объем отходов с 6 миллионов тонн до 5 тысяч.

К тому же правительство области идет на поводу у московских лоббистов, что, возможно, дает губернатору какие-то преференции. Кстати, инсайдерские источники указывают в числе лоббистов Чернина самого заместителя министра природных ресурсов. Телеграм-каналы транслируют, что Владимир Логинов (известный как «борец за водочные бренды», некогда торговец сахаром и, обобщая, специалист по продовольственному рынку, а ныне куратор мусорной реформы и экологических программ) контролирует «ГазЭнергоСтрой».

По факту Логинов сменил Ивана Валентика и теперь курирует проект «Сохранение озера Байкал». Заметим, что Валентик подал в отставку 3 июля этого года. Заявление губернатора Иркутской области о смене подрядчика на сессии Законодательного собрания было сделано за полмесяца до этого. То есть, внутренний процесс, который должен был привести к смене подрядчика, уже шел, Сергей Левченко активно в нем участвовал – судя по его публичным заявлениям. Антимонопольной службе несложно будет сопоставить даты.

Думает ли губернатор Иркутской области о последствиях, которые могут наступить после смены подрядчика? Компания Сергея Чернина в прессе проходит как компания с не слишком прозрачной политикой. Говорят о многочисленных скандалах, в которых она замешана так или иначе. СМИ пишут, что на «Черной дыре» и на «Белом море» все не так уж гладко. Кроме того, речь идет о методе термолиза – то есть сжигания. А сжигать на берегу Байкала ничего нельзя. То есть придется либо нарушать законодательство, либо вывозить миллионы тонн отходов. Вопрос: куда, на каких основаниях и как?

Юрий Фалейчик заостряет внимание на том, что технология чрезвычайно дорогая и малопроизводительная, особенно в сравнении с другими, которые были предложены российским научным сообществом. Кроме того, если «сказочная затея» реализуется, то что будет с другими отходами, накопленными на БЦБК: такими, как надшламовые и отжатые шламовые воды, загрязненные подземные воды, черные щелоки, золошлаки, твердые коммунальные отходы, остатки строительных конструкций и оборудования?

На все эти вопросы иркутский губернатор ответов не дает и даже не намекает. Словно предлагает жителям области самим ответить на вопросы, сделав определенные выводы. Например, такой: у губернатора нет желания оперативно решать наболевшую экологическую проблему, зато есть желание сорвать куш. Чаяния жителей области его мало волнуют, так же, впрочем, как и судьба Байкала.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру