«Звезда» закатилась: начинается суд по лифтовому делу

В феврале в Кировском суде Иркутска начинаются слушания по уголовному делу против Андрея Левченко

Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение по делу, фигурантами в котором являются Андрей Левченко, сын экс-губернатора Сергея Левченко, а также еще четверо «заинтересантов». Факты, собранные следствием, свидетельствуют о мошенничестве и картельном сговоре. Правоохранительные органы уточнили незаконный доход, фигурирующий в материалах дела: почти в миллиард рублей. «Застрельщиком» считают Андрея Левченко, создавшего организованную группу для того, чтобы схема сработала…

В феврале в Кировском суде Иркутска начинаются слушания по уголовному делу против Андрея Левченко

Золотая молодежь на службе золотому тельцу

Левченко-младший, представитель так называемой золотой молодежи, вошел в региональный бизнес как директор семейной компании «Стальконструкция», сменив на посту отца, Сергея Левченко. Напомним, что ангарская «Стальконструкция» в свое время была успешно приватизирована Левченко-старшим, коммунистом-капиталистом. Противоречивый – или, лучше сказать, двуликий – Сергей Георгиевич возглавлял Иркутский обком и заседал в Госдуме, отстаивая интересы народа. Одновременно «народ», работающий в компании Левченко, жаловался на отсутствие элементарной социальной справедливости – если попросту, то на банальную невыплату зарплаты. Прокуратура и Следственный комитет в 2015 году проводили проверки по этому поводу. А СМИ поспешили уточнить, что поводом послужили жалобы сотрудников, утверждавших, что зарплата состоит из «черной» и «белой» частей, причем выплаты белой приходится ждать подолгу. Прокурорская проверка выявила нарушение трудовых прав сотрудников, установив, что за три месяца образовалась задолженность более чем в четыре миллиона. Старший Левченко в это время, кстати, намеревался в очередной раз баллотироваться в губернаторы, и как мы помним, небезуспешно.

Скоро широкой общественности во всей красе открылись управленческие таланты Андрея Сергеевича: он оказался должен очень много денег. Например, 57 миллионов рублей – компании «КапиталИнвестСтрой» (которой владеет дочь бизнесвумен Татьяны Казаковой). А еще в виде налогов – государству, за что ему светило уголовное преследование.

Поэтому 42 миллиона он поспешил заплатить, воспользовавшись возможностью «деятельного раскаяния», тем самым избежав трений с государством. Где он их взял – вопрос, оставшийся без ответа, но с намеком на ответ, отсылающий нас к банку «Солидарность», на счета в котором упали миллионы (как известно, «Солидарность» чрезвычайно солидарен с семейством Левченко финансово и партийно, его владельцам был передан страховой бизнес жены Сергея Георгиевича). Появилась информация о том, что для покрытия долгов использовались деньги «Международного аэропорта Иркутск». Правда, поскольку из-за огромных долгов Левченко-сын был в процессе банкротства (и в итоге признан банкротом), Арбитражный суд Иркутской области признал недействительными сделки по перечислению денег Инспекции федеральной налоговой службы и постановил применить последствия недействительности сделок, вернуть деньги в конкурсную массу…

Казалось, карьера такого бизнесмена должна была накрыться медным тазом. Но не в нашем случае. Он продолжал директорствовать в «Стальконструкции», а параллельно разворачивалась еще одна интересная и очень темная бизнес-история. Она стала возможной благодаря тому, что Сергей Георгиевич побеспокоился о будущем сынишки и обком под его чутким руководством вовремя подставил тому кресло депутата Законодательного Собрания Иркутской области.

С политического трамплина – к «Звездам»

Благодаря заботам младший Левченко занялся политикой – в 2016 году Михаил Щапов был избран в Госдуму, и на освободившееся место усадили губернаторского сына. На следующих выборах в ЗС он не только переизбрался, но и стал главой фракции КПРФ в Законодательном Собрании.

Впрочем, он не производил впечатления сколько-нибудь харизматичного лидера даже на представителей своей фракции. Но зато какие перспективы открылись в «смежных областях»!

И вскоре глава фракции КПРФ, а по совместительству бизнесмен и сын «красного» губернатора, оказался замешан в большом скандале. Крошечная фирма «Звезда» из города Ангарска умудрилась получить огромные контракты на ремонт и поставку лифтового оборудования, не имея для этого ни опыта, ни кадров. И конечно, с работой справилась из рук вон плохо, посыпались жалобы из разных городов региона.

«Я всегда говорил и буду говорить: не смогла бы маленькая фирма из Ангарска получить государственные контракты на такие запредельные для нее суммы, если бы у нее не было «политической крыши». В законодательстве есть множество препятствий для заключения государственных контрактов с такими фирмами, как «Звезда», – комментировал тогда ситуацию депутат думы Ангарского городского округа Александр Куранов, к которому приходили разгневанные пенсионеры, вынужденные пешком взбираться на свои этажи.

Причастность к «Звезде» семьи Левченко очень недолго оставалась за кадром. Очень быстро выяснилось, что учредитель ее – юрист «Стальконструкции», а люди, работающие там, так или иначе связаны с семейством главы обкома.

Когда ситуация накалилась, «Звезда» подала на банкротство. Осенью 2019 года была начата соответствующая процедура. К этому времени директора «Звезды», ангарчанина Олега Хамуляка, арестовали, и началось уголовное преследование «звездных мальчиков».

Первоначальные формулировки предполагали, что «в период с 2018 по 2019 год директор Хамуляк и иные пока неустановленные лица необоснованно завысили стоимость лифтового оборудования и объемы строительно-монтажных работ. Так, у Фонда капремонта домов Иркутской области было похищено более 185 миллионов рублей». Речь шла также о подделке документов. Очень скоро были установлены «иные неустановленные лица». С делом стали разбираться московские следователи.

Зависимые отношения

Следствие считает, что именно Андрей Левченко создал организованную группу. В деятельность этой группы он вовлек людей, которые были в той или иной степени связаны с ним или его семьей, в том числе зависимыми отношениями.

Например, есть ли связь между Антоном Александровичем Рябикиным, который работал в компании «Звезда» заместителем директора, и Александром Рябикиным, который был назначен Сергеем Левченко своим советником, а затем на один из интересных постов в регионе – посажен в кресло гендиректора того самого «Международного аэропорта Иркутск»?

Антон Александрович как раз и был откомандирован в Москву, чтобы заключить соглашение, ограничивающее конкуренцию, – вступить в картельный сговор с представителями интересов производителей лифтов (Сергеем Чернышовым и Дмитрием Коженовым). Антон Рябикин, конечно же, в числе обвиняемых.

Еще проще обстояли дела с Олегом Хамуляком, который исполнял обязанности директора фирмы «Звезда». Он дружил с человеком, который в свою очередь работал на Левченко. К моменту директорства в «Звезде» Хамуляк уже поучаствовал в предприятиях, связанных с фамилией Левченко: в скандальном строительстве Бурятмясопрома, потом стал учредителем и директором компании «КрасСтальКонструкция». «Звезда» оказалась завершающей в его «карьере».

Бывшая супруга Хамуляка Надежда Титова рассказывала журналистам, что ее отец предупреждал Олега о том, что он всего лишь «консерва» – так у зеков назывался человек, которого брали с собой беглецы, чтобы потом убить и съесть. Надежда невольно стала участницей каких-то делишек, смысла которых толком и не понимала: например, ходила с супругом к нотариусу, чтобы подписать бумагу о том, что не имеет претензий к Корпорации развития Иркутской области. Она была свидетелем первых обысков. Надежда рассказывала, что муж часто выполнял распоряжения Андрея Левченко. Рассказывала, что слышала разговоры о том, как и кому доставались тендеры – «тому, у кого папа губернатор». Став директором «Звезды», ее бывший супруг фактически положил свою голову на плаху.

Хамуляк был задержан первым и поначалу «мариновался» в СИЗО один – а потом начал давать показания. Тогда-то «иные лица», которые не назывались в начале следствия, обрели ясные черты.

Иные лица: улыбки из-за решетки

«Иное лицо» Андрей Левченко был задержан и этапирован в Москву. Фотография его довольной физиономии за решеткой в зале суда облетела все СМИ. Чему он радовался? Может быть, своему новому образу «мученика режима», который тут же поторопился создать для него Левченко-старший, приравнивая отпрыска к «борцам» типа Навального?

Правда, на малой родине то и дело всплывали подробности, которые несколько размывали героический образ. То обнаружатся недостоверные данные в декларации о доходах депутата Левченко. То в СМИ выступит какой-нибудь человек, свидетельствующий о том, как «борец» использовал людей в своих целях. Например, бывшая девушка Андрея Левченко Мария Давыдова поведала миру, как стала винтиком в его финансовых схемах: бойфренд использовал ее банковскую карту для перевода крупной наличности и крупных покупок. Перед выборами губернатора в 2015 году на ее карту он клал и сразу переводил крупные суммы политтехнологам и агитаторам. С карты подруги оплачивались курорты, билеты на чемпионат мира. Карта, как сообщало издание «Лайф», была связана со строительством дома Сергея Левченко на Байкальском тракте, а следствие заподозрило, что она использовалась для перевода денег от Хамуляка Левченко.

Следствие закончилось, многотомное дело было отправлено в суд. Согласно выводам правоохранительных органов, политический борец Андрей Сергеевич с коллегами провернул дельце на один миллиард рублей незаконного дохода – такова, по мнению следствия, выгода от картельного сговора.

Прокуратура расшифровывает: благодаря картельному сговору коммерческая организация заключила с Фондом капремонта многоквартирных домов Иркутской области ряд договоров по замене лифтового оборудования, в рамках которых коммерческой организации перечислено более 559,6 миллиона рублей, производственным предприятиям – более 435,2 миллиона рублей. Кроме того, наша троица – Хамуляк, Левченко и Рябикин – предоставила документы с завышенными цифрами по объемам выполненных работ и расходов, в том числе логистических по доставке лифтов до места назначения на некруглую сумму 55,7 млн рублей (следствие, кстати, снизило сумму ущерба по уголовному делу в отношении сына экс-губернатора – первоначально заявлялось 185 млн рублей). Возможно, вся эта схема не обошлась без участия «серого кардинала красного правительства» Дмитрия Чернышова, который мог сопровождать сделки как юрист.  

Ну и какая тут политическая борьба? Тут налицо простая жадность, порок в ряду других человеческих пороков. Все попытки выставить лифтовое дело как «преследование оппозиции по идеологическим мотивам» с треском провалились. Левченко-старший заявлял, что ни он, ни его сын не имеют «никакого касательства» к компании «Звезда» – но сегодня это заявление выглядит как обман. Что еще будет опровергнуто на суде? Какие факты всплывут? Ждет ли справедливое наказание тех, кто решил поживиться за чужой счет? Ответы на эти вопросы мы очень скоро получим уже от суда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру