Не говорите «да»: мошенники ловят жителей Приангарья на слове

Жулики «переквалифицировались» из банкиров в сотрудников силовых ведомств

У россиян пока еще держится, глубоко в генах, страх перед правоохранительными органами. Часть психологов считает, что он идет из раннего социализма, а именно из 30-х годов прошлого века, когда НКВД приходил, забирал на допрос – и люди пропадали навсегда и бесследно. Поэтому еще с тех времен, когда полстраны сидело, а другая половина ее охраняла, фраза «Предъявите документы» на улице способна вогнать в ступор большую часть россиян. 

Жулики «переквалифицировались» из банкиров в сотрудников силовых ведомств

Сюда же относятся фразы: «Откройте, полиция!» – за дверью или «Старший оперуполномоченный…» – по телефону. Именно на подобные фразы и перешли телефонные аферисты, которые постоянно ищут способы совершенствования обмана и отъема денег у населения. Сегодня мошенник не стесняется представиться сотрудником полиции, Следственного комитета, прокуратуры или даже ФСБ. В Иркутской области только за первые четыре месяца 2021 года полицейские зарегистрировали свыше 20 таких случаев.

Способ первый: полицейский + банковский работник

Сначала вам звонят якобы из банка и говорят, что ваши данные были проданы одним нерадивым сотрудником, причем все: личные данные, паспортные, номера банковских карт и счетов, остатки денег на них и чуть ли не номера телефонов. Далее предлагается сверить эти самые данные якобы для того, чтобы убедиться, что вы тот самый человек, данные которого слили. Вам предложат назвать паспортные данные, номер карты, три цифры с обратной стороны карты (CVC-код), а потом – код, пришедший в СМС. Если вы это все сделаете, то второй мошенник может и не вступить в действие – вы сами скажете код для попадания в ваш кабинет на сайте банка и даже код для списания денег.

Если же «клиент» сообразит, что тут что-то нечисто, или прочитает СМС полностью – а там обычно написано, какая операция подтверждается пришедшим кодом – и бросит трубку или начнет возмущаться, что звонящие – мошенники, в дело вступает «сотрудник полиции/прокуратуры/Следкома». Буквально через пять минут на телефон несговорчивой жертвы поступает следующий звонок, и уже более наглый собеседник, не давая возразить ни слова, начинает, представившись сотрудником правоохранительных органов, отчитывает вас за то, что вы мешаете банковским сотрудникам выявлять пострадавших от действий мошенников. При этом номер телефона, с которого звонит вам «правоохранитель», будет пробиваться по базе как реальный номер отдела или даже управления МВД по вашему региону, а в полиции будет сотрудник с такой же фамилией, как тот, что вам звонит. Потом вас просят «оказать содействие следствию» и никому не говорить об этом, поскольку «тайна следствия» – ну вы понимаете. И после этого опять звонит «банкир». И обработанные «правоохранителями» граждане послушно диктуют все коды. 

Фото: orenburzhie.ru

Совет: никого не слушайте, бросайте трубку. Никакие следственные действия по телефону не ведутся: только после вручения повестки, только в отделе полиции, только под протокол и совершенно без выспрашивания у вас номеров банковских карт и всех кодов для них!

Способ второй: против вас возбудили уголовное дело

Способ действует как на обычных граждан, так и на бизнесменов. Таким способом пытались развести сотрудника «МК Байкал». Рассказываем, как это было.

«Мне позвонил девушка и представилась следователем Следственного комитета России. И сразу же заявила, что на меня завели уголовное дело за выдачу фальшивой доверенности на снятие денег в банке и операции со счетом. При этом она сообщила, что заявление на меня написал якобы тот самый гражданин, которого задержали в банке из-за того, что у него была фальшивая доверенность. Я спросила:

– А почему вы не с ним работаете, не узнаете, кто на самом деле дал ему фальшивую доверенность, а мне звоните?

– Потому что он написал заявление, где указал, что доверенность выдали вы!

– А если ее выдала я – почему она фальшивая?

Однако девушка гнет свою линию – настойчиво требует назвать ей номера моих счетов, открытых для ведения бизнеса, а также остатки денежных средств. При этом она обвиняет меня в том, что я препятствую следствию, и сообщает, что мне за это предстоит отвечать по закону».

Конечно же, никаких данных звонившей сотрудник редакции не назвала и повесила трубку. Инцидент был исчерпан. Но часто люди ведут себя иначе, вступая в переговоры. Потому что «полицейский/следователь/работник прокуратуры» объявляет, что против этого гражданина возбуждено дело по запросу Банка России – и у гражданина возникает страх. И человек в замешательстве идет на «сверку данных», называет персональные данные, данные банковских карт, сведения об операциях по картам. Звонящие могут даже про вывод средств заявить прямо: мол, на период следствия деньги ваши будут переведены на резервный счет, чтобы вы не могли их снять и спрятать.

Тут способ один: положить трубку. Сотрудники полиции, СКР или прокуратуры такие вопросы по телефону не решают. Даже сейчас, в условиях пандемии коронавируса. Они присылают повестку. И все следственные действия ведутся либо в отделении, либо у вас дома, по ордеру, со свидетелями и понятыми, под запись на бумаге. Да, и номера банковских карт, коды к ним и остатки денег на счетах с вас не будут требовать даже в отделе полиции…

Способ третий: ваша квартира продана/ваш счет заблокирован/на вас взяли кредит

Эти способы уже довольно старые – если с данными вопросами вам звонят представители «службы безопасности банка». Но и на них все еще «ведется» огромное количество народу. А если вам при этом звонят «полицейские/следователи/прокурор» и сообщают, что ведется спецоперация по поиску мошенников, и предлагают помочь в поимке, да еще и сберечь ваши средства… Очень часто на такие звонки покупаются пожилые люди, которые вообще крайне доверчивы во всем. Банковские услуги для большинства из них сложны.

При этом мошенники сейчас уже не просят у потерпевших данные банковских карт (в этом конкретном случае). Они предлагают взять «зеркальный кредит» и снять все свои деньги в банке самостоятельно, а потом через банкомат в другом банке внести на продиктованные номера «ячеек». И как только преступники будут пойманы – деньги вы снова заберете. Врут, конечно.

Настоящие полицейские/следователи никогда не будут «спасать» ваши деньги путем перевода их на «резервные» счета. Они никогда не потребуют с вас снять все ваши средства и куда-то их перечислить или вложить.

Способ четвертый: скажите «да»!

Специалисты предупреждают: никогда, ни при каких условиях, не говорите незнакомцам по телефону «да». Если вас спрашивают, вы ли это, назвав ваше имя-отчество – не говорите «да». Если вас спрашивают: «Вы меня слышите?» – не говорите «да». Вспомните детскую игру: «Да» и «нет» не говорить…». Этот запрет связан с биометрическими данными, которые собирают банки: голос человека, его лицо, отпечатки радужки или сетчатки глаза и т. д. Говоря «да», человек может подтвердить транзакцию с карты – если мошенник грамотно «нарежет» и смонтирует ваши ответы. А то, что они это умеют, не вызывает никаких сомнений.

Способ пятый, классический: кошелек или жизнь!

Новым способом мошенничества поделились в соцсетях буквально на днях неравнодушные граждане. Будьте осторожнее: способ быстро набирает популярность и работает исключительно на страхе.

Итак, человеку звонит якобы участковый инспектор и говорит, что в районе якобы орудует преступная группировка, которая вымогает деньги и угрожает расправами. В разговоре он роняет фразу о том, что ребята «серьезные» и уже было зарегистрировано несколько летальных исходов. Потом он оставляет свой номер телефона «на случай тревоги» и прощается. Спустя несколько дней звонит мужчина, который требует немедленно перевести на определенный счет деньги, заявляет, что за вами и вашей семьей следят уже два месяца, и если вы немедленно не сделаете перевод, вас всех убьют. И звонящий бросает трубку.

Разумеется, гражданин тут же звонит «участковому». Тот расспрашивает подробности и велит переводить деньги, заявив, что прямо сейчас начинается спецоперация, в ходе которой при вашей помощи преступников возьмут с поличным. Но «ради секретности» об этом никому нельзя рассказывать.

Потом опять звонят «преступники» и требуют перевода. Могут, угрожая, грубя и всячески воздействуя на психику, заставлять взять кредит и отдать деньги им. Главное при этом для мошенника – держать жертву в напряжении и страхе. Однако они разговаривают недолго и часто прерывают разговор.

Тут способ обезопасить себя один: сразу после звонка «участкового» перезванивать в свой отдел полиции и уточнять, есть ли в отделе сотрудник с такими данными, называть номер телефона. Звонить надо по номеру, указанному на сайте отдела полиции, а не по тому, с которого вам звонил «участковый», и никак не по тому, который он оставил в качестве контактного.

И этот способ отъема денег уже не мошенничество, а вымогательство. Статья тяжелее, последствия для вымогателей серьезнее. Если поймают.

В общем, не поддавайтесь на провокации. Ни на чьи.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру