Смерть в Тулуне: кто виноват в гибели подростка в его первый рабочий день

Корреспондент "МК Байкал" разбирался в причинах трагедии

В Тулуне при проведении дорожных работ возле дома № 17 в микрорайоне Угольщиков погиб 16-летний мальчик. Подросток работал в дорожной бригаде и по не установленной пока причине упал на свежий асфальт в то самое время, когда его разравнивали катком.

Корреспондент "МК Байкал" разбирался в причинах трагедии
Фото: ntr-24.ru

Водитель катка не заметил упавшего мальчика и дважды проехал по его голове.

Вопиющий случай вызвал пристальное внимание правоохранительных органов, которые сейчас проводят свои проверки. Прокуратура уже выяснила, что 51-летний водитель дорожного катка был трезв, однако удостоверения на право управления спецтехникой не имеет. Также известно, что погибший мальчик рос в благополучной семье, на профилактическом учете не состоял, учился в среднеспециальном образовательном учреждении. В этом деле сейчас разбираются все. И мы тоже решили разобраться.

Роковая госзакупка

По данным системы «Контур. Закупки», тендер на благоустройство дворовых территорий жилых домов № 17, 24, 26, 27, 28, 29, 30 в микрорайоне Угольщиков в Тулуне на общую сумму 23 223 594,45 рубля признали несостоявшимся, поскольку заявка, подходящая под требования закупки, была подана только одним участником – ООО «Сиб-Авто». С ним потом и был заключен контракт на производство работ.

По данным «Руспрофиль», компания «Сиб-Авто» зарегистрирована в 2006 году, работает по многим направлениям, в том числе и по дорожным работам. Компания относится к числу надежных, многократно выигрывала разного рода контракты по благоустройству в Тулуне и Тулунском районе. Ответчиком в арбитражных спорах компания не числится – в общем, сплошной позитив. Вот только среднесписочная численность сотрудников компании, по данным разных источников, составляет 3-4 человека. В их числе – учредитель и генеральный директор ООО «Сиб-Авто», депутат думы города Тулун, председатель комиссии по ЖКХ, административно-территориальному устройству и градостроительству Александр Лабекин.

Странно было бы думать, что Александр Лабекин самостоятельно вскрывает асфальт, раскидывает горячую асфальтовую смесь, сидит за рулем дорожного катка или вкапывает скамейки во дворах. Кто же из четырех сотрудников тогда выполняет все эти работы в семи дворах? Никто.

Схема давно известна всем и опробована очень много раз. В качестве участника аукциона заявляется компания, которая может обеспечить такие условия, как внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, обеспечение гарантийных обязательств (в нашем случае – по 1% от начальной цены контракта) и обеспечение контракта (5% от его стоимости). Общим счетом в нашем случае участнику аукциона предстояло внести чуть больше 1,6 миллиона рублей. У обычных ИП таких возможностей нет.

А потом полученный контракт разбивается по частям и передается субподрядчикам. И уже субподрядчики ищут технику и нанимают рабочих, которые будут копать, разбирать, ставить, укладывать и закатывать. Генеральный подрядчик только ездит и контролирует ход работ, качество и сроки, а потом сдает готовое и получает свои деньги. Часть денег генподрядчик отдает субподрядчикам, часть оседает у него в кармане. Какая – зависит от договоренности.

В Тулуне дело пошло именно по этой схеме.

Напросился и упал?

– Субподрядчик, который выполнял работы по благоустройству возле дома № 17 в микрорайоне Угольщиков, проверенный и достаточно надежный, – говорит гендиректор ООО «Сиб-Авто» Александр Лабекин. – Мы работали совместно уже не один год, и работы этот субподрядчик всегда выполнял качественно и в срок. Мы регулярно контролировали ход работ и следили за тем, чтобы сотрудники на всех наших объектах были трезвыми, не употребляли наркотические вещества.

Вот только бригады редко оформляются по Трудовому кодексу. И даже срочные трудовые договоры заключаются не со всеми. Обычно людей нанимают на определенные работы, платят им понедельно или помесячно, никаких больничных и прочего в таких бригадах нет, отчислений в фонды также нет, а о страховке они и не мечтают. Вот и работавшая на Угольщиков бригада, в которой произошла трагедия, трудилась именно так.

Ну а люди, которые машут лопатами, нанимаются по звонку начальства, среди знакомых, родственников, друзей. Приходят, работают, получают какие-то деньги. Кто привел погибшего подростка?

– Нам удалось выяснить, что погибший подросток сам подошел к работавшим на укладке асфальта и попросился на работу, – говорит гендиректор ООО «Сиб-Авто» Александр Лабекин. – Детей, подростков на такие работы не берут, но парень был крупным, крепким и еще сказал бригадиру, что ему 19 лет. Ему сказали, что это очень тяжелая работа, и предложили пока посмотреть, как все делается, прежде чем наниматься. Парень какое-то время стоял, потом взял лопату и начал поправлять асфальт. Как именно он упал под каток, я не знаю. С рабочими я еще не разговаривал.

Фото: russia24.pro

Не находите ли, что все это напоминает ситуацию с «пьяным мальчиком» в Балашихе?..

Где работают школьники

Разумеется, ни подростков, ни школьников привлекать к таким работам, как капитальное благоустройство территории, нельзя. Это регулируется Трудовым кодексом. Максимум, что они могут делать – это сажать цветы на клумбах, и то с условием: не таскать коробки с рассадой. Копать, кидать асфальт, устанавливать скамейки несовершеннолетним вообще нельзя. Да и брать на себя ответственность за возможные инциденты с несовершеннолетними вряд ли кто-то захочет.

Школьники регулярно устраиваются на работу на лето. Могут они работать и в другое время года – если это не вредит учебе.

– В Тулуне ежегодно трудоустраивается около 400 школьников и подростков, – говорит Вера Андреева, ведущий экономист ЦЗН города Тулуна. – Наши школьники работают либо на летнем оздоровлении, либо на рабочих местах, которые предоставляют предприятия города. В текущем году мы пока не трудоустраивали школьников, поскольку летнее оздоровление детей еще не началось, а компании не нанимают сотрудников из-за пандемии коронавируса. Как только мы получим разрешение, начнем трудоустраивать желающих.

Что теперь делать?

Как сообщила глава аппарата администрации Тулуна Елена Абрамова, все работы на объекте, где случился инцидент с гибелью подростка, проводит подрядчик, получивший субсидию из городского бюджета. После ЧП работодатель официально прислал в мэрию уведомление о несчастном случае на производстве. Сейчас по данному факту проводится проверка.

Однако глава фирмы-подрядчика сам признал, что работы ведет субподрядчик. Чиновница чего-то не знает или чего-то недоговаривает? В отношении кого проводится проверка и кому придется ответить по ее результатам?

– Мы обязательно будем разбираться в том, как это ЧП могло произойти, – говорит Александр Лабекин. – Сейчас будет усилен контроль за техникой безопасности. Мы проведем инструктаж по технике безопасности среди субподрядчиков и их рабочих и обязательно заново заполним все журналы. Сейчас пока неизвестно, будет ли продолжать работу подрядчик, который занимался благоустройством двора в доме № 17 в микрорайоне Угольщиков. Я так думаю, что он откажется от исполнения договора – который мы еще пока даже не подписали, документы находятся на стадии подготовки.

Правда, родителям погибшего подростка от этого ни жарко ни холодно. Сына не вернешь, хоть 20 журналов по технике безопасности сейчас заполни. Кто ответит за гибель подростка?

Прокуратура и Следственный комитет проводят проверки. По результатам проверок будет принято правовое решение.

– Мы предложили помощь родственникам погибшего подростка, – говорит Александр Лабекин. – «Сиб-Авто» готова оказать всяческую помощь, но пока они от нее отказались. Сказали, что все эти вопросы будут решать, когда пройдет 9 дней со дня смерти. Я от своих слов не отступаюсь.

Крайнего в ситуации, конечно, найдут. Кого-то оштрафуют. Кому-то объявят выговор. Но избежать таких трагедий невозможно, пока строительные работы будут производиться в таком порядке: генподрядчик – субподрядчик – неизвестная бригада без оформления и документов. Пока люди не знают, на кого они работают, пока подрядчики не знают, кто работает у них, пока нет страхования, четкого следования правилам техники безопасности, ответственности за нарушения конкретных лиц – люди будут гибнуть. Под катками, в канавах, свалившись с высоты на стройке, где никто никого не знает и никто никому ничего не должен.

Кстати

Мальчик был раздавлен катком 23 июня. За два дня эта новость стала известна всем, облетела все СМИ. Между тем 27 июня власти Приангарья, в частности, заместитель губернатора Дмитрий Бердников, в интервью рассказали о темпах строительства и о том, что с отстающими компаниями проведут работу. Процитируем прямую речь c сайта Irk.ru:

«У нас есть целый ряд организаций, заключивших на первом этапе договоры на строительство индивидуальных жилых домов и на многоквартирные дома в микрорайоне Угольщиков, которые не в полной мере осознали свою ответственность перед жителями. Те компании, которые включились в работу уже в 2020 году, демонстрируют хорошие и мощные темпы строительства. С отстающими компаниями ведется работа. Люди о них знают, и что эти компании не до конца понимают социальную ответственность, которая перед ними стоит. Параллельно мы ведем административную работу вплоть до подключения правоохранительных органов. В этом году мы должны выполнить запланированные работы по строительству индивидуального жилья и многоквартирных домов». Дмитрий Бердников также отчитался, что до 15 июля в микрорайоне Угольщиков завершат работы по благоустройству с учетом замечаний и предложений от жителей.

О смерти ребенка – нигде ни слова. А между тем, он погиб, выполняя работы за государственные деньги, исполняя государственный контракт, за которым, очевидно, не было не то что достаточного – вообще никакого контроля. Так кто же виноват?..

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру