Состав преступления: как силовики зарабатывали на поставках нефтепродуктов

Взятками и мошенничеством занимались высокие чины

В феврале 2017 года с попытки передачи взятки в 20 миллионов рублей началось дело об организованной группе должностных лиц, поставивших на поток вымогательство денег у бизнесменов Иркутской области.

В распоряжении редакции «МК Байкал» оказались интересные документы, в подробностях описывающие процесс «отжимания» денег у разных бизнес-структур сотрудниками транспортной полиции Иркутской области.

Взятками и мошенничеством занимались высокие чины

Беспроигрышная метода

Дорожная сеть Иркутской области является артерией, по которой, выражаясь образно, происходит интенсивное движение материальных ресурсов, а также сопутствующая этому движению деятельность тех или иных бизнес-компаний. И в этих «жирных» условиях схема, по которой действовали «оборотни», отличалась чудной простотой. Например, в область по железной дороге приходит состав с нефтепродуктами. Нефтепродукты - например, солярка - поставлены в адрес компании, которая должна по договорам их реализовать и получить прибыль. Неожиданно для компании состав загоняют на штрафплощадку (в железнодорожный тупик), скажем, под тем предлогом, что солярка некачественная, и держат его в тупике месяц-другой. Компанию, решившую эту солярку выставить на рынок, начинают «прессовать»: мол, это мошенничество в особо крупных размерах. Сотрудники транспортной полиции возбуждают на компанию уголовное дело по ст. 159 ч. 4 «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере».

На руководителя предприятия выходили люди в гражданской одежде и предлагали «решить вопрос» мирно, без уголовщины: «утром – деньги, вечером -- стулья», за немалую сумму закрыть дело и снять арест с состава. Первоначальная ставка за снятие ареста и закрытие дела по факту составляла 100 миллионов рублей. Как правило, бизнесмен к такой стоимости «услуги» полицейских бывал не готов, а порой очень сильно не готов. Но для неготовых или непонятливых «добрые дяденьки» начинали подробно живописать, что ждет «глупого и жадного» бизнесмена. Это ни больше ни меньше арест счетов предприятия, арест имущества предприятия, арест самого руководителя. И если недогадливый буратино таки не соглашался, угрозы приводились в действие и предприятие входило в пике - убытки ставили компанию на грань выживания.

Бизнесмен начинал «искать правду», обращаясь за помощью в различные властные и общественные институты, пытался сопротивляться и продолжал нести убытки. Вся эта канитель могла длиться месяцами и годами. Торг при этом продолжался, а цена «услуги» плавно снижалась до 50, 40, 20 миллионов рублей. Все зависело от количества посредников и аппетитов людей в гражданском и в погонах. Понятно, что обычно у бизнесмена нервы не выдерживали, он в конце концов сдавался и шел на сделку со своими «доброжелателями». Схема работала безотказно – до поры до времени.

Уборка «мусора»

Забежим вперед и скажем, что в этой истории есть некоторый повод для оптимизма. Не секрет, что все силовые структуры нашей страны имеют свои службы безопасности, задача которых – «зачистка» органов от тех, кто погряз в коррупции и пятнает честь мундира. Эти службы сыграли свою роль в судьбе «оборотней в погонах», которые как раз требовали от одного бизнесмена взятку в 20 миллионов рублей -- первоначально требовали, в лучших традициях, 100 миллионов. Эту «группу лиц» уже, что называется, вели.

20 миллионов требовали от компании «РусЭнерджи», чей состав с нефтепродуктами в недобрый час попался на глаза начальнику линейного отдела МВД России по станции Иркутск-Пассажирский полковнику Прокофьеву Г. А. и заместителю начальника Восточно-Сибирского ЛУВД МВД России на транспорте подполковнику внутренней службы Ракульцеву А.Н.

Когда посредник, отправленный полицейскими чинами, получал эти злосчастные 20 миллионов рублей от компании «РусЭнерджи», он был взят с поличным и согласился работать со следствием.

Из Постановления о проведении оперативно-разыскного мероприятия от 16.02.2017 г.: «…На основании… результатов оперативно-разыскной деятельности 03.02.2017 и 04.02.2017 Восточно-Сибирским следственным управлением на транспорте СК России в отношении Ракульцева А. Н. и Прокофьева Г. А. возбуждены уголовные дела № … по ч. 6 ст. 290 УК РФ («Получение взятки в особо крупном размере»)… Получены оперативные данные о том, что Ракульцев А. Н. и Прокофьев Г. А., а также неустановленные сотрудники транспортной полиции длительное время осуществляли противоправную деятельность путем организации незаконного уголовного преследования предпринимателей с последующим получением от них взяток в особо крупном размере… В соответствии со ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 6 ст. 290 УК РФ, относится к категории особо тяжких…»

Далее в документе сообщается интересный факт: в этом деле, возможно, появится еще один фигурант, связанный с деятельностью организованной группы. Его имя всплыло в связи с другим эпизодом: мошенничеством относительно предприятия «ЗБСМ МК-162», в народе известном как «Мехколонна-162» – это бывшее БАМовское подразделение, которому удалось пережить перестройку. Дело о мехколонне было соединено с делом «РусЭнерджи». «В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий установлено, что сведениями об указанном преступлении может располагать заместитель начальника ВС ЛУ МВД – начальник следственного отдела подполковник юстиции Горбунов Петр Анатольевич 19.04.1983 г.р.», -- сказано в документе.

Кстати, подполковник Ракульцев уже осужден и отбывает срок. Дело полковника Прокофьева в суде, поскольку он причастен еще и к этому самому эпизоду с мошенничеством и вымогательством у руководства «Мехколонны-162». Сумма «требований» была заявлена сначала в 50, а затем снижена до 40 миллионов рублей.

Эффект сообщающихся сосудов

Полковник полиции Прокофьев Г. А. сегодня, вероятно, уже сожалеет о том, что решился «заработать» на «ЗБСМ МК-162» и начал «прессовать» Магомеда Камиля Курбайлова, заместителя гендиректора. Почему сожалеет? Да потому что дело о мошенничестве и вымогательстве 40 миллионов рублей к служебным полномочиям полковника Прокофьева Г. А. непосредственного отношения не имело – он курировал другой участок железной дороги, но жадность его подвела.

Вот что сам полковник Прокофьев Г. А. рассказал следствию: «…Весной 2015 года мной была получена оперативная информация… В середине 2016 года у меня состоялся разговор с заместителем начальника ВС ЛУ МВДТ – начальником следствия Горбуновым П. А. В ходе разговора Горбунов сообщил мне, что к нему обратился его давний друг Огородников А. А. с целью решения уголовного дела в отношении ООО «ЗБСМ МК-162» и предложил ему посодействовать в решении вопроса по уголовному делу Курбайлова М. М.». То есть, Прокофьеву слили информацию о возможности «заработать», он отказываться не стал и взял на себя переговоры, оказывая морально-психологическое давление на «клиента». Жертву обложили со всех сторон и начали обрабатывать.

«Содержание этого разговора я рассказал Геворкяну К. А. – заместителю иркутского транспортного прокурора. Геворкян имеет прямое отношение к назначению Горбунова на должность начальника следствия ВС ЛУ МВДТ. Мне известно, что Горбунов ранее работал в линейном отделе, над которым надзирал Геворкян, с того времени у них были дружеские отношения…» То есть Геворкян тоже участвовал в продвижении этой схемы, его фамилия фигурирует в деле «РусЭнерджи». У этого спрута очень много щупалец.

Полковнику Прокофьеву Г. А. остановиться бы, одуматься, поскольку на момент разговора с Горбуновым ни он, ни Ракульцев, ни Геворкян еще не были схвачены за руку в получении 20 миллионов от компании «РусЭнерджи» -- дела с мехколонной и «РусЭнерджи» группа пыталась прокрутить примерно в одно и то же время. Однако, как видно из документов следствия, Прокофьев Г. А. продолжал активно интересоваться делом Курбайлова и более того, участвовал в переговорах. Добром это для него не кончилось: «…Вину в совершении преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ, я (Прокофьев Г. А.) признаю в полном объеме, в содеянном раскаиваюсь, готов сотрудничать со следствием, в том числе путем изобличения иных лиц в совершении аналогичного преступления…» О каких лицах еще может рассказать Прокофьев? Мы можем только догадываться, отталкиваясь от показания других лиц по этому делу.

Один из участников этого дела о мошенничестве, в котором Курбайлов М. М. определен как потерпевший, – посредник Огородников А. А., также сделал признание в своем заявлении: признание о том, что он вел переговоры с Горбуновым, с которым знаком на протяжении 7-8 лет. В заявлении сказано, что подполковник Горбунов на одной из встреч пояснил ему, что ситуация в отношении ООО «ЗБСМ МК-162» «очень серьезная, и в ближайшее время на некоторых сотрудников предприятия будут надеты наручники, но вопрос… можно решить за 50 миллионов рублей, из которых 40 000 000 рублей – это цена решения вопроса, который в свою очередь ему – Горбунову П. А. - обозначили «другие люди», а 10 000 000 рублей – «подушка безопасности», т. е. в случае непредвиденных расходов в прокуратуре, в суде». В деле фигурирует еще один – уже, правда, бывший -- сотрудник силовых структур Ахмедов К. Р., который также является еще одним посредником в деле о мошенничестве на 40 миллионов.

Силовики - действующие и бывшие -- добились своего: 40 миллионов предприниматель Курбайлов М. М. был вынужден выложить за «услуги по сопровождению». Однако обещанные «услуги» не были оказаны, Курбайлов М. М. потребовал свои деньги обратно и обратился к начальнику Департамента собственной безопасности МВД России, к руководителю Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ, а также к начальнику Следственного департамента МВД России с заявлениями о вымогательстве.

Странно, что именно Восточно-Сибирская транспортная прокуратура осуществляет надзор за расследованием дела Прокофьева, Ракульцева, Геворкяна и Ахмедова. На непредвзятый, сторонний взгляд это вызывает вопросы: сотрудник прокуратуры Геворкян, который когда-то имел прямое отношение к назначению Горбунова начальником следствия ВС ЛУ МВДТ, находится под следствием по делу о взятках. Верхушка айсберга в коррупционных схемах – Прокофьев, Ракульцев, Геворкян и Ахмедов - сегодня известна. Повторимся: один из них – Ракульцев - уже отбывает наказание. Троих еще ждет приговор суда. Но что там, в подводной части айсберга? Какие еще должностные лица скрываются в глубине этого коррупционного скандала?

Для Иркутской области дело о широкомасштабной коррупции -- о взяточничестве и мошенничестве в особо крупных размерах, в котором замешана не «мелкая рыбешка», а высокопоставленные офицеры из «силовиков», - становится не просто скандальным. Оно становится предметом для масштабных выводов «на самом верху». В стране идет глобальная зачистка, направленная против коррупционеров – кем бы они ни были. И для честных иркутских офицеров будет огромной ошибкой оставить плавать в мутной воде больших и хищных рыб, даже если серьезно затронута «честь мундира».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру