Домик в деревне: эксперт о том, куда движется развитие туризма в регионе

Власти намерены навести порядок в сфере гостевых домов и развить MICE-туризм

В Иркутске прошел форум «Время отдыхать на Байкале!», на котором обсуждались важнейшие вопросы туристической отрасли. Организаторами форума являются Агентство по туризму Иркутской области и Торгово-промышленная палата Восточной Сибири. «Наша задача показать, как выстраиваются отношения между бизнесом и властью», – уточняет одну из главных задач форума Марина Григорьева, председатель Комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности ТПП.

Власти намерены навести порядок в сфере гостевых домов и развить MICE-туризм
Фото: Кирилл Шипицин

Действительно, в этот раз главными вопросами (кроме выхода из кризиса в результате пандемии) стали законодательные инициативы в сфере туризма, а также деятельность корпорации «Туризм.РФ», созданной федеральным правительством для раскрытия туристического потенциала российских регионов.

– В каком состоянии сегодня находится региональный туризм, особенно туризм на Байкале?

– В том же, в каком находился в период начала пандемии. На прибрежных территориях – в Иркутском, Слюдянском, Ольхонском районах – продолжают действовать те ограничения, которые были наложены в июне 2020 года. Поэтому хоть потенциал на увеличение зимнего потока у нас есть, но он ограничен ковидными запретами. Мы не берем столько туристов, сколько могли бы принять.

Фото: realty.irk.ru

– Как восстановить туристические потоки в условиях пандемии? Обсуждается ли сегодня этот вопрос?

– Это один из важнейших вопросов: как по-другому выстраивать отношения в сфере туризма, какие турпотоки можно привлечь, за счет чего. Если мы говорим о приоритетности отрасли, то надо понимать, за счет чего ее экономика будет подниматься. Будет ли это только внутренний туризм или въездной туризм, и какой – международный или межрегиональный?.. Поток въездного международного туризма упал, внутренний поток потихонечку восстанавливается. Но нам необходимо было решить задачу, которую мы так и не решили – расширить сезон. Экономика отрасли страдает больше всего не из-за снижения турпотока, а потому, что отрасль проживает деньги: зимой – летние, весной – зимние.

Немаловажная связанная с этим тема, которая вынесена на обсуждение, – с какой стороны развивать потенциал региона, тот или иной вид туризма. Например, MICE-туризм – то есть деловой, корпоративный туризм – может «раздвинуть» сезоны, заняв осень и весну.

– Но какими возможностями в сфере делового туризма обладает регион, чтобы быть конкурентоспособным на российском рынке?

– Деловой туризм развивают все. У каждого региона своя фишка для этого. Нам повезло, у нас есть Байкал, и когда устроители корпоративных мероприятий решают, куда поехать, Байкал, я думаю, в приоритете всегда. Но когда мы начинаем говорить о том, какие возможности у нас есть для принятия серьезных «корпорантов», то встают вопросы: конгресс-холлы, конгресс-центры, количество номерного фонда уровня 4–5 звезд в городе, количество достойного номерного фонда на побережье, количество транспорта и качество транспортных услуг. И опять же, какие локации могут быть доступны для такого большого одномоментного показа. Это все влияет на принятие решения о том, а куда корпоратив все-таки направится.

Я бы не сказала, что мы должны конкурировать с другими регионами – но нужно создавать условия для делового туризма, имея в виду, что Байкал всегда будет в приоритете. Создать условия под брендом «Байкал» – это как раз вопрос региона.

Фото: Кирилл Шипицин

– Со стороны правительства региона и губернатора большое внимание уделяется развитию туризма, возродился координационный совет по туризму, который не собирался несколько последних лет. В Стратегии развития региона туризм прописан как приоритетная отрасль. Каких решительных шагов нам еще ждать в ближайшем будущем?

– Региональным правительством упор сделан на то, чтобы развитие отрасли шло не стихийно, чтобы в той Стратегии социально-экономического развития, которая 22 декабря одобрена Законодательным Собранием Иркутской области, раздел «Туризм» был представлен наиболее полно.

К этому разделу мы совместно создаем государственную программу (она разрабатывается в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»), пытаясь сбалансировать те меры поддержки, которые предлагаются регионам Федерацией в рамках нацпроекта, с определенными целевыми показателями со стороны региона. Помимо федеральной повестки мы хотели бы выстроить региональную поддержку отрасли, обозначить региональное видение, предложить и обосновать вложение собственных средств. Для этого и нужна отдельная программа, синхронизированная со стратегией. Государственная программа –это то, что «расшивает» цели и задачи стратегии, обосновывая финансовую часть для их исполнения.

– Какие глобальные законодательные темы сегодня обсуждаются на форуме?

– Профессиональное туристическое сообщество хотело бы понимать, куда мы движемся и на региональном уровне, и на федеральном. Наша задача в этом случае – довести до сведения, как выстраиваются коммуникации между бизнесом и властью, региональной и федеральной. В этой связи обсудим вопрос, какие законодательные нормативные акты будут введены в действие в 2022 году и к чему это приведет.

Особенно это коснется сельского туризма. Мы знаем, что приоритетные территории, которые прилегают к побережью Байкала, в основной своей части как раз сельский туризм и туризм на особо охраняемой природной территории. Соответственно в обсуждении принимают участие представители и Минсельхоза РФ, и Минприроды РФ, эксперты федерального уровня.

Сегодня «на выходе» отдельное постановление федерального правительства, проект которого уже опубликован в открытых источниках – о классификации сельских гостевых домов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Речь о сельхозпроизводителях, у которых вторым основным видом деятельности станет туризм. Это общемировой тренд, но пока в России нет нормативного акта, регулирующего его в части Земельного кодекса и в части классификации коллективных средств размещения. Этот вопрос системный, он интересен для России вообще. Недаром к форуму подключились представители Ассоциации сельского туризма из Крыма, с Алтая. В прошлом году мы эту тему начинали – и за год возникло постановление правительства о классификации сельских гостевых домов. Так и продолжим двигаться –маленькими шагами, решая глобальные задачи по развитию внутреннего туризма.

– Но будет ли в нашем регионе спрос на сельский туризм? Ведь все традиционно едут на Байкал.

– На него и сейчас большой спрос. Сельские гостевые дома у нас есть не только на берегу Байкала, но и в Усольском, Черемховском, Заларинском районах. Возле городов потенциал такого туризма очень велик. Горожанин может выехать в гостевой дом на выходные, там тоже красоты, экология. Это решает еще одну задачу: мы освобождаем место в топовых направлениях на Байкале, чтобы поток туристов из других регионов к нам был больше.

Фото: Кирилл Шипицин

Да, эти услуги сильно «в тени», и поэтому мы их пока не можем обсуждать как легитимный вид туризма. Можно сказать, что мы его толком и не знаем, так как он в большей части вне правового поля. Нам нужно еще отмониторить, каков у нас потенциальный рынок сельского туризма, сколько у нас сельских гостевых домов. В официальном областном реестре их всего 52. Но мы-то понимаем, что их в десятки раз больше.

И в свете этого наша задача – ответить на вопрос, как сельскому жителю работать в правовом поле, а горожанину получить в сельской местности качественную услугу, подкрепленную законодательно. В госпрограмме, которую мы разрабатываем, сельский туризм обозначен как приоритетное направление.

Одно большое дело, кстати, уже сделано – спасибо правительству Иркутской области и Законодательному Собранию Иркутской области, которые дали людям возможность работать на патенте. Это коснется как раз в большой степени сельских гостевых домов с маленьким номерным фондом – до 15 номеров, площадью до 500 кв. м. Это сделано впервые после отмены единого налога на вмененный доход. У предпринимателей возникли сложности с ведением бухгалтерского учета, и сегодня введение патента –самый первый шаг в их сторону. Мы сделаем еще один большой шаг.

– Сельский туризм в регионе как-нибудь объединен, хотя бы легальный? Или он развивается стихийно, где и как хочет?

– Предстоит большая работа. Когда государственная программа будет утверждена, органы власти и мы – туристическое сообщество приложим все усилия, чтобы в муниципалитетах развитие шло не стихийно, а системно и комплексно. Туризм имеет серьезный мультипликативный эффект, поэтому ставить гостевые дома «где хочу и сколько хочу», замещать жилье местных жителей гостиницами и турбазами – это асоциально, неграмотно. Мы должны просчитать нормы рекреационной нагрузки и социальный эффект – то есть понять, какие виды деятельности мы заместим туризмом. Смотрите: запретили на Байкале добывать рыбу – местные переквалифицировались в держателей гостевых домов или в перевозчиков на «буханках». А что будет с Усольским или Заларинским районом, если мы покажем людям, как можно быстро и просто зарабатывать на том, чтобы принимать гостей? Что через десять лет будет с территорией, с другими видами деятельности, которые жизненно необходимы для муниципалитета? Мы потеряем определенные профессии здесь. Так можно и угробить территорию. Предстоит стратегическая работа.

– Один из вопросов форума – проект «Большой Байкал» от корпорации «Туризм.РФ». Подобные «федеральные монстры» в регионах производят скорее пугающий эффект.

– Деятельность корпорации «Туризм. РФ» вызывает большой интерес в регионах. Поэтому у нас выступает руководитель департамента реализации комплексных туристских проектов корпорации Михаил Шелдунов. Его содокладчики – руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина и министр туризма Республики Бурятия Алдар Доржиев, а также руководители от администраций Иркутска и Улан-Удэ, как «входных ворот» на Байкал. Корпорация не делит Байкал по административным субъектам.

До этого момента мы не слышали в публичном поле мнения федералов о том, как они видят «Большой Байкал». Какие имеют в виду ресурсы, какие сроки, какую структуру будут создавать, что предлагают в части сотрудничества. Правительство региона подписало определенное соглашение с корпорацией, корпорация в свою очередь подписывает соглашение с будущими инвесторами, но в публичном поле это первое широкое обсуждение. Информация нужна и важна как раз чтобы не возникало негатива, чтобы предприниматель понимал, что это не грозит его бизнесу, маленькому или большому, что с корпорацией можно выстраивать диалог, а не бояться ее, как какого-то крокодила, который придет и всех съест.

– Этот страх не беспочвен. Взять хотя бы законопроект о туристских территориях, предложенный группой депутатов Госдумы в этом году: землю, годную для туризма, отнять и отдать в руки федеральной управляющей компании…

– Я лично сама разбиралась с этим, даже летала в Москву, дабы распознать, насколько все серьезно. Скажу коротко. Закон о туристских территориях, наверное, будет; то, что он нужен – это точно. Но в том варианте, в каком он написан, он никогда здравыми людьми принят не будет. Его нельзя было вообще показывать людям – это рейдерский закон, противоречащий Конституции. Его обсудили в Госдуме, дав полностью отрицательное заключение. Поэтому давайте скажем так: туристские территории нам нужны, но пока нет даже законопроекта.

– Чего вы, как представитель предпринимательского сообщества, Торгово-промышленной палаты, ждете от форума «Время отдыхать на Байкале!»?

– Будет резолюция, которую направят в ведомства и министерства. В ней – конкретные предложения для Минсельхоза РФ и Госдумы (постановление о гостевых домах «на выходе», и самое время направить дополнения и уточнения). Обсуждение проблем делового туризма укрепит позицию отрасли для председателя правительства, для губернатора – в части того, что нам необходимо сделать. Важны детали, например обсуждение с авиакомпаниями размера скидок, какие они могли бы предоставить для одномоментного корпоративного потока. Субсидированием мы эти вопросы не закроем, а переговорные моменты могут дать толчок для новой настройки отрасли.

Важно, что форум прозрачен. К онлайн-трансляции заседаний подключились сотни предпринимателей, в том числе пришедшие в отрасль недавно. Я надеюсь, нас слушают и студенты профильных учебных заведений – это наш кадровый потенциал.

Вообще, результат не в том, чтобы один день поговорить – и закончить, а чтобы начать диалог. Для бизнеса очень важен диалог с властью, потому что многие вопросы в регионе можно решить своими силами, без привлечения бюджетных средств. Но предприниматель должен понимать, что он нужен в данном регионе, интересен для действующей власти и что его слышат и готовы с ним взаимодействовать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру