Сергей Вахонин: платежки ЖКХ остаются одной из причин недовольства властью

Эксперт о том, какие проблемы в регионе, на его взгляд, остаются нерешенными

Сергей Вахонин, инженер-строитель, руководитель Иркутской областной общественной организации «Потребителей тепловой и электроэнергии и услуг ЖКХ», считает, что Государственный жилищный надзор, который объединяют со строительным надзором, не выполняет свое правовое предназначение. И объединение еще больше усугубит проблему.

Эксперт о том, какие проблемы в регионе, на его взгляд, остаются нерешенными
Фото: правозащита38.рф

– Обратимся к Жилищному кодексу РФ, где прямым текстом выражена задача Госжилнадзора как уполномоченного органа: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и просто гражданами требований к «использованию сохранности жилищного фонда», требований «к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условиям и методам установления нормативов, а также обоснованности размера коммунальных услуг», требований «энергетической эффективности и оснащенности помещения многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов».

А теперь несколько слов об исполнении своих полномочий этой имеющей большое влияние службой. Ни одной проверки исполнения Федерального закона № 261 «Об энергосбережении», касающегося оснащенности приборами учета энергоресурсов, не проводилось. Не пресечено бездействие ресурсоснабжающих организаций, которые являются ответственными за обеспечение приборами учета тепла в жилом фонде. h

Более того, замечены нарушения со стороны субъекта РФ в лице министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в части установления один раз в год правил расчета за коммунальную услугу по отоплению – по приборам учета или по 1/12 в течение года: были вычеркнуты из применения для большей части многоквартирных домов на территории региона средства учета тепловой энергии. Это нарушение также «не выявлено» и «не пресечено» службой ГЖН.

Непринятие региональных нормативов на коммунальную услугу «отопление и ГВС» – это уже «не выявление и пресечение» и даже не боязнь конфликта с правительством Иркутской области, это защита интересов ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний.

С принятием же этих нормативов вообще вышла показательная история.

Все-таки принятые и введенные в ноябре 2020 года министерством жилищной политики, энергетики и транспорта нормативы были им же, министерством, отменены в феврале 2021 года. С «инициативой» об отмене вышли «обиженные» ресурсоснабжающие организации, которые на заседании комиссии по ЖКХ в Общественной палате региона приняли решение «…рекомендовать муниципальным образованиям региона совместно со службой ГЖН разработать дорожную карту по оснащению приборами учета в 2021 году». То есть те, кто не выполнил федеральный закон № 261, рекомендуют тем (ГЖН), которые должны «…выявлять и пресекать» – исполнить федеральный закон. 

Фото: energy.s-kon.ru

С 2019 года на территории Иркутской области не производится расчет за коммунальную услугу по отоплению с учетом показаний индивидуальных счетчиков отопления в квартирах. Это нарушение «выявлено», но «не пресечено». С 2017 года на территории Иркутской области не производится расчет по приборам учета на коммунальный ресурс на общедомовое имущество. Это также «не выявлено» и «не пресечено» службой ГЖН. Каково же тогда главное достоинство службы? По крайней мере, для нее самой это, как я полагаю, «регулирование» рынка жилищных услуг через лицензионный отдел службы Госжилнадзора. Фактически весь бизнес жилищных услуг в руках службы ГЖН. А объем финансовых средств, проходящих через управляющие компании и ресурсоснабжающие организации, не уступает объемам строительного бизнеса.

В августе 2019 года Кировский районный суд города Иркутска отказал в иске «О признании несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию сведений» Службе государственного жилищного надзора. Иск был направлен против газеты «Восточно-Сибирская правда» и меня как руководителя ИООО «Потребителей энергии и услуг ЖКХ».

Более полугода продолжалось рассмотрение этого гражданского дела, где в поддержку и защиту истца (Службы ГЖН) организованно выступили все – от тогдашнего губернатора Левченко до (что, кстати, удивительно) общественных организаций. Вся административная машина встала на защиту службы ГЖН. Никого, казалось, не интересует суть вопроса – нарушение законодательства, бездействие службы и последствия этого для населения региона.

В течение всего этого времени мне, как ответчику, приходилось доказывать в суде факты нарушения закона – Жилищного кодекса РФ – при начислении платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в Иркутской области. И отказав Госжилнадзору в иске, суд фактически признал нарушения при начислении оплаты за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению для населения.

В основе этих нарушений – отсутствие (не введение в действие) принятых в 2016 г. нормативов на отопление и горячее водоснабжение, а также непринятие при расчете за отопление показаний индивидуальных приборов учета.

Прошло время после суда – нарушения я вижу все те же. Самое печальное для рядовых граждан то, что, похоже, руководство области, получив такой судебный результат, не сделало тогда никаких выводов о процессах, происходящих в сфере ЖКХ. И до сих пор проблемы, связанные с платежами за ЖКХ, – это одна из главных причин недовольства людей властью.

В такой ситуации натянуто звучит причина слияния служб – оптимизация бюджетных средств. Потому что, как я думаю, все те, кто имеет отношение к организации и работе службы Госжилнадзора Иркутской области, так и останутся на своих местах. А ведь именно они делают эту сферу такой, какой она была, есть и, не дай Бог, будет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру