Усть-кутский аэропорт могут выкупить

Глава Росавиации убедился в плохом состоянии северного аэрокомплекса

Усть-кутский аэропорт должен и будет работать на интересы жителей территории и бизнеса, который здесь базируется. Об этом после визита в аэропорт Усть-Кут заявили глава Росавиации и губернатор Иркутской области.

Глава Росавиации убедился в плохом состоянии северного аэрокомплекса
Здание аэропорта устарело, осталось на уровне 70-х. Фото правительства Иркутской области

Усть-кутский аэропорт должен и будет работать на интересы жителей территории и бизнеса, который здесь базируется. Об этом после визита в аэропорт Усть-Кут заявили глава Росавиации и губернатор Иркутской области. В отношении Усть-Кута, где строит крупный завод полимеров Иркутская нефтяная компания, будут приняты срочные решения, которые поменяют имущественные отношения, возникшие в конце 90-х годов.

История усть-кутского аэропорта была заложена, когда в 1928 году начались регулярные полеты на север Иркутской области и в Якутию. Усть-Кут тогда был одной из десяти промежуточных посадочных станций. После того как север начал экономически развиваться, развернулось строительство БАМа, началось и стремительное развитие Осетрово-Ленского транспортного узла. В 1963 году в Усть-Куте был построен новый аэропорт, который мог принимать и грузовые самолеты. В 1979 году завершено строительство искусственной взлетно-посадочной полосы для тяжелых типов самолетов. Работа аэропорта стала круглогодичной и круглосуточной. По объемам отправок грузов в 80-х – 90-х годах прошлого столетия аэропорт Усть-Кут занимал лидирующее положение в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации, оставив позади даже аэропорт областного центра.

Но в 90-е годы все повалилось, и к 2008 году аэропорт, который был в частных руках, оказался на грани банкротства. Между тем Усть-Кут оставался центром добывающей промышленности. И когда в 2008 началась активная эксплуатация нефтяных месторождений и строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, аэропорт снова стал необходим как воздух, поскольку через него на месторождения доставляются сменные вахты, через этот аэропорт завозятся на месторождения грузы.

Сегодня усть-кутский аэропорт остается самым крупным восточно-сибирским аэропортом регионального значения после Иркутска и Братска. Он обеспечивает грузовые и пассажирские авиационные перевозки на север Иркутской области и в Якутию. Его настоящее и будущее связано с полезными ископаемыми, с углеводородным сырьем. Только теперь не исключительно с добычей, а во многом и с переработкой: в Усть-Кутском районе Иркутская нефтяная компания создает крупный газохимический комплекс.

Масштабы этого комплекса были продемонстрированы на прошлой неделе главе Росавиации Александру Нерадько, который совместно с основателем ИНК и председателем совета директоров Николаем Буйновым посетил строительную площадку Иркутского завода полимеров в Усть-Куте. Ожидается, что благодаря вводу в 2024 году этого предприятия валовый региональный продукт вырастет на 3-4%. 

Николай Буйнов и Александр Нерадько летят на строительную площадку завода полимеров. Фото пресс-службы ИНК

Для реализации мощного проекта привлечены международные компании из Японии (Toyo Engineering), Франции (Axens), Турции (Gemont). На площадке сегодня ведутся работы по устройству фундаментов. Приобретено оборудование, которое, по словам директора завода Елены Ваулиной, «отвечает жестким международным экологическим требованиям». Оборудование произведено в Японии, Южной Корее, Китае. Производственная мощность завода, который обеспечат собственным сырьем, составит 650 тысяч тонн товарной продукции в год. Будет дополнительно создано 1500 рабочих мест.

Компания одновременно осуществляет строительство еще пяти крупных производственных объектов – гелиевого завода на Ярактинском месторождении, усть-кутского газоперерабатывающего завода, трех установок подготовки газа на Ярактинском и Марковском месторождениях. Естественно, все эти предприятия образуют в итоге единую производственную схему – от добычи до выпуска готовой продукции. И понятно, что все это будет нуждаться в нормальной логистике.

Александр Нерадько убедился, что «акционеры ИНК не жалеют средств для развития производства, обеспечения комфортной жизни для своих сотрудников, а также жителей Усть-Кута». Компания вкладывается в территорию. И при таких входящих, как сказал губернатор Игорь Кобзев, «необходимо развивать авиасообщение» и «нельзя допустить потери аэропорта». Это негативно скажется на развитии города.

Здание аэропорта Усть-Кута с 1998 года находится в собственности авиакомпании «ЮтЭйр», и состояние его удручающее. Необходимо строить новый терминал. Финансирование, по идее, должен обеспечить собственник. Но тот не торопится.

– Иркутская нефтяная компания в Усть-Куте реализует проект мирового уровня. Сюда приезжают люди со всего мира, и мы заинтересованы, чтобы транспортная инфраструктура соответствовала. Это нужно прежде всего местным жителям, рабочим, прибывающим пассажирам. Сейчас здесь инфраструктура 70-х годов, которая никого уже не устраивает, – отметил Николай Буйнов.

Александр Нерадько, проинспектировав аэропорт, пришел к такому же выводу.

– Конечно, аэровокзальный комплекс стагнирует, и это вызывает раздражение у прилетающих пассажиров.

Он сообщил, кстати, что уже разработана дорожная карта по решению проблемы.

Известно, что 31 марта правительство Иркутской области предложило авиакомпании «ЮтЭйр» выкупить у нее аэропорт Усть-Кута.

– Еще раз основательно вместе с Александром Васильевичем подошли к тому, чтобы компания отнеслась ответственно к этому вопросу. Она не может развиваться, аэровокзальный комплекс в Усть-Куте оставляет желать лучшего. Поэтому мы готовы оценить это имущество, приобрести его, а дальше будем искать инвестора, который построит новый аэровокзальный комплекс, – озвучил обстоятельства этого предложения Игорь Кобзев.

В аэропорту Усть-Кута на 2025–2030 годы запланирована реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, локальных очистных сооружений. Эта часть инфраструктуры является федеральной собственностью, из бюджета РФ планируется выделить 2,7 млрд рублей.