Бюджет: как «добыть средства» и не резать социально значимые программы

Депутаты Законодательного собрания решали главный бюджетный вопрос

С народной мудростью не поспоришь: сколько денег – столько песен, то есть возможностей. И под занавес года в центре внимания власти и на повестке областного парламента – финансовые планы на перспективу.

Депутаты Законодательного собрания решали главный бюджетный вопрос
Фото: irk.ru

На очередной, 36-й сессии ЗС обсудили подготовленный региональным минфином бюджет Иркутской области на 2021-2023 годы. В следующем году заложен предельный размер дефицита. «С 2020 по 2022 годы регион потеряет десятую часть собственных доходов. А в совокупности со снижением средств, которые предусматриваются в федеральном бюджете для Иркутской области, ситуация выглядит крайне проблематичной», – отметил председатель Заксобрания Александр Ведерников. Что предпринять для увеличения трансфертов от Федерации региону? Сегодня депутаты ЗС координируют усилия с депутатами Госдумы.

Сможем ли свести несводимое?

Главный финансовый документ Иркутской области проходил первое чтение на сессии в начале ноября, предварительно его рассмотрели на заседаниях всех постоянных комитетов и комиссий областного парламента. Представляя в ЗС проект закона «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова отметила, что сложная эпидемиологическая ситуация, снижение цен на сырье на мировых рынках экономике явно не на пользу и уравновесить бюджет в текущих условиях оказалось особенно непросто.

«Недостаточность доходных источников потребовала от правительства более критичного подхода к формированию расходной части регионального бюджета. В основу законопроекта положен базовый сценарий развития как наиболее вероятного вектора региональной экономики в среднесрочной перспективе», – объяснила министр.

В итоге объем планируемых доходов региона составит в 2021 году 166,66 млрд рублей, расходов – 180,65 млрд рублей. Дефицит областного бюджета – 13,99 млрд, то есть 10% от уровня собственных доходов. Объем государственного долга – 46,57 млрд.

Депутаты ЗС, внимательно изучив проект бюджета, сформулировали свои предложения. Они, как обещал губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Их аккумулировал комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС. Председатель комитета Наталья Дикусарова обратила внимание, что, по мнению парламентариев, необходимо выделить в отдельные блоки расходы на борьбу с распространением коронавирусной инфекции, обеспечение выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, поддержку сельского хозяйства, строительство и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры, а также реализацию проектов «Народные инициативы» и «Формирование комфортной городской среды». Наталья Дикусарова также напомнила: от срока принятия законопроекта об областном бюджете зависит принятие муниципальных бюджетов, а также распределение субсидий для них.

Отвечая на вопросы во время сессии, Наталия Бояринова и ее коллеги из областного правительства признали, что в рамках бюджета не удается сейчас в полном объеме удовлетворить все потребности муниципальных образований, хотя объем финансовой помощи для муниципалитетов по сравнению с первоначальным проектом бюджета на 2020 год в 2021 году не снизился.

Прозвучало, что область, как и прежде, рассчитывает на сотрудничество с крупным бизнесом, который обеспечивает солидные вливания в социальную сферу. Долгосрочные соглашения о партнерстве подписаны со многими компаниями.

Когда речь зашла о необходимости наращивания собственных доходов, заместитель председателя ЗС Ольга Носенко в числе наиболее перспективных направлений обозначила лесной комплекс, сельское хозяйство и туризм.

Кстати, предложения по поддержке аграрного комплекса, которые необходимо учесть в рамках второго чтения бюджета, подготовил комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве. Об этом напомнил зампредседателя комитета Степан Франтенко. А Павел Сумароков поинтересовался, как регион стимулирует развитие промышленности. В ответ заместитель министра экономического развития Владимир Гордеев рассказал о больших планах по привлечению частных вложений в экономику региона до 2027 года. Однако инвестпроектам, безусловно, нужно содействие чиновников.

Спикер областного Заксобрания Александр Ведерников поддержал его: «Прозвучали вопросы об источниках пополнения бюджета, и нам предстоит над этим работать, в том числе при рассмотрении проекта стратегии социально-экономического развития Иркутской области. В ней должны быть заложены векторы развития региона».

Однако реализация инвестпроектов и как следствие солидный плюс по налоговым поступлениям в бюджет – история небыстрая, как мы понимаем. А решать социальные проблемы, воплощать планы по намеченным стройкам региону нужно уже сейчас. И завтра. И в 2021 году. При этом, как подметила Наталия Бояринова, нужно «не просто жить и выживать, а развиваться».

Неудивительно, что многих, в том числе областных парламентариев, интересует, может ли Приангарье рассчитывать на помощь центра, и лучше бы еще в этом году. Минфин рассказал, что надеется на дополнительное финансирование из федерального бюджета в размере 2,6 млрд рублей. Ранее Федерация уже поддержала Иркутскую область, направив региону 3,9 млрд руб.

Сергей Брилка. Фото: Irk.ru
Что до перспектив, то сенатор – представитель ЗС Приангарья в Совете Федерации ФС РФ Сергей Брилка предложил правительству региона направить в адрес депутатов Госдумы и сенаторов свои предложения, чтобы совместно отстаивать позиции области при рассмотрении федерального проекта закона о бюджете во втором чтении.

Буквально через несколько дней после сессии, 20 ноября, в рамках расширенной коллегии депутаты Законодательного собрания региона и министр финансов Иркутской области встретились с депутатами Государственной Думы РФ. На повестку был вынесен как раз вопрос взаимодействия с федеральными органами государственной власти для увеличения размеров трансфертов из федерального бюджета в бюджет региона.

Приангарье – центру: все потребности по полочкам

Открывая заседание коллегии, председатель ЗС Александр Ведерников детализировал, как совокупность всех неблагоприятных факторов – от расклада на нефтяном рынке до разгула коронавируса – повлияла на доходную часть регионального бюджета: «По предварительным подсчетам областного минфина, с 2020 по 2022 годы бюджет региона потеряет десятую часть собственных доходов. Это более 50 миллиардов рублей».

Министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова точечно остановилась на тех направлениях, где уменьшение финансирования повлечет наиболее ощутимые последствия. В частности, в следующем году на 90% сокращено финансирование из федерального бюджета на расселение ветхого и аварийного жилья вдоль Байкало-Амурской магистрали. Не в полном объеме заложены средства на программу «Формирование комфортной городской среды», а муниципалитеты уже заключили контракты на ранее обозначенные суммы. Обострятся вопросы с обеспечением дорогостоящими лекарствами больных с орфанными заболеваниями, а также с отчислениями страховых взносов за неработающее население.

К настоящему моменту Законодательное собрание совместно с правительством Иркутской области подготовило ряд предложений для включения в федеральный бюджет, а также несколько инициатив, связанных с наиболее острыми для региона вопросами, которые можно урегулировать на федеральном уровне. Все предельно конкретизировано и сведено в отдельный документ. Цифры систематизированы, реальные потребности обозначены и подкреплены обоснованиями.

Как пояснила председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству областного парламента Наталья Дикусарова, предложения касаются в том числе проекта «Чистый воздух», строительства объектов образования и спорта, мероприятий по чистке и углублению русел рек в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и т. д.

«Нам хотелось бы, чтобы эти предложения были учтены при уточнении федерального бюджета в следующем году, а также стали тем планом, на который можно опираться при обсуждении важных для региона проблем», – обратился Александр Ведерников к депутатам Госдумы и сенаторам, отстаивающим в столице интересы Приангарья. Актуальнейший интерес – увеличение объема межбюджетных трансфертов. Сегодня, когда Федерация режет расходы, особенно важно работать единой эффективной командой, которая «будет добывать средства для региона».

И те, кто представляет Иркутскую область в «московских коридорах», тоже в целом обеими руками за взаимодействие с областным парламентом и правительством. Конструктивные отношения уже во многом настроены. Что касается приоритетов региона, то позиции по большому счету сходятся.

Сергей Сокол. Фото: Irk.ru
Депутат Государственной Думы Сергей Сокол тоже подчеркнул, что в бюджете должны быть заложены все средства на выполнение социальных обязательств. Сенатор Андрей Чернышев отметил, что несмотря на сложную экономическую обстановку, необходимо соблюдать баланс между социальной составляющей бюджета и развитием региона, и предложил активизировать государственно- и муниципально-частное партнерство. Депутат Михаил Щапов сообщил, что подготовленные им поправки к федеральному бюджету касались, например, восстановления территорий Иркутской области после наводнения и лесного хозяйства.

Говоря о рабочих механизмах взаимодействия, Сергей Тен предложил профильным министерствам правительства Иркутской области направлять депутатам Госдумы копии всех заявок на финансирование, которые они отсылают в федеральные ведомства. В свою очередь Алексей Красноштанов рекомендовал подготовить информацию об отчислениях, сделанных Иркутской областью в федеральный бюджет за последние несколько лет, а также об объеме выпадающих доходов, чтобы аргументированно защитить позицию региона при корректировке федерального бюджета в первом полугодии следующего года.

Работа депутатов Законодательного собрания Иркутской области и депутатов Госдумы от региона продолжится.