Мэрия взялась за МУПы

Финконтроль выяснял, почему муниципальные предприятия свалились в долговую яму

Новая администрация Иркутска продолжает ревизию городского хозяйства, доставшегося от предыдущей команды мэра Дмитрия Бердникова. Изначально было понятно, что в нашем «датском королевстве» что-то прогнило.

Финконтроль выяснял, почему муниципальные предприятия свалились в долговую яму

И с каждой новой проверкой из тех, которые сегодня проводятся, в частности, на городских муниципальных унитарных предприятиях, становится понятнее, что конкретно: практически все.

Узаконить убытки

Управление финансового контроля администрации Иркутска обнародовало результаты проверки нескольких МУПов – для того, чтобы горожанам было понятно, отчего областной центр, претендующий на звание культурной во всех отношениях столицы, оказался на сиротском положении. Финконтроль непосредственно подчиняется мэру Иркутска и стоит на страже соблюдения законодательства, в том числе проверяет финансово-хозяйственную деятельность МУПов, контролирует исполнение решений балансовых комиссий, информирует мэра о текущей ситуации.

МУПы, в свою очередь, стоят на страже социальных и финансовых интересов города – они должны не только закрывать социальные потребности горожан, но и, работая безубыточно, приносить прибыль в бюджет или, по решению учредителя, направлять ее на свое развитие. Вопросы местного значения, закрепленные статьей 16 федерального закона «О местном самоуправлении», решаются именно через МУПы: «Комбинат питания» обеспечивает рацион ребятишкам в школах и детсадах, «ТЭСИ» решает вопросы энергоснабжения, «Иркутскавтодор» поддерживает в порядке дороги, дворы и так далее. От того, как работают эти предприятия, какие имеют производственные показатели, напрямую зависят своевременность и качество услуг, которые они оказывают горожанам. Эта взаимозависимость подтверждает правило: в случае плохих показателей МУПы нужно оздоравливать, а не оправдывать их убытки.

К сожалению, в предыдущие годы, когда городом руководила команда «эффективных управленцев», убытки МУПов старались всячески узаконить, выдавая плохую работу за хорошую, а непонятные траты списывая на обстоятельства. В итоге город имеет целую череду МУПов, уже стоящих с протянутой рукой.

К примеру, если совокупный финансовый результат деятельности всех МУПов Иркутска за 2017 год был еще положительным и принес 196 миллионов прибыли, то с 2019 года по настоящее время совокупный финансовый результат – отрицательный. В 2017 году с прибылью работали десять предприятий из пятнадцати, в 2018 году – лишь 8 из тех же пятнадцати, а за начало 2020 года маломальскую прибыль приносят лишь пять предприятий. Десять убыточных МУПов – это кошмар для городского хозяйства.

В 2017 году с совокупным убытком в 195 миллионов поработали автотранспортные «Иркутскавтотранс» и «Иркутскгортранс», «Иркутская аптека», «Комбинат питания» и «Аварийно-ремонтное предприятие». В 2018-м с убытком в 16 миллионов сработал «Горзеленхоз», а также с убытком в 89 миллионов – «ТеплоЭнергоСервис» («ТЭСИ»). Общий же убыток в 2018 возрос до 217 миллионов, а в 2019 году – до 274 миллионов, когда убыточными были признаны еще и МУП «Центральный рынок», а также МУП «Иркутскавтодор».

Дальше, как говорится, некуда…

Две тонны гнилой запеканки

Надо ли повторять, что подобное положение дел идет вразрез с интересами горожан?

Финконтроль тщательно проверил работу четырех предприятий, особенно важных для социального благополучия Иркутска: «Комбинат питания», «Центральный рынок», «Иркутскавтодор» и «ТЭСИ». Аудиторы проверили АО «Управление капитального строительства». Вывод проверяющих однозначен: в отрицательном результате виноват непрофессиональный подход руководителей предприятий и учредителей – а учредителями, напомним, являлись структурные подразделения администрации Иркутска.

Так, проблемы «Комбината питания» вытекают как раз из-за ненадлежащего выполнения руководителем своих должностных обязанностей. Проверка выявила, что 12 миллионов рублей были отвлечены из оборота и направлены на оплату больничных без предъявления их к возмещению из Фонда социального страхования. 12,4 миллиона были истрачены на уплату штрафов и пени за неисполнение условий контрактов. А вот сейчас внимание: по приказу директора без согласования с департаментом образования Иркутска (который являлся учредителем МУПа) работникам была выплачена единовременная премия за 2019 год фактически в размере чистой прибыли: прибыль составила 25 миллионов, общая сумма премии – 24 миллиона рублей.

Неэффективная работа «Комбината питания» напрямую касается интересов детей. В адрес администрации поступали жалобы от горожан, утверждавших, что детей кормят испорченными овощами. Действительно, руководство комбината допускало просрочку изготовленных и закупленных полуфабрикатов.

Специалисты финконтроля связали такую бесхозяйственность с отсутствием у руководителя элементарного опыта работы, который требовался для того, чтобы занять такую должность: не менее 5 лет руководства на предприятиях общественного питания.

Замкнутый круг иркутских дорог

А вот бывший директор МУП «Иркутскавтодор» Чайковский, руководивший предприятием в бытность мэром Дмитрия Бердникова, имеет, без сомнения, огромный опыт. В 2019 году предприятие еще было в удовлетворительном состоянии – по балансу. Но вот по величине собственных оборотных средств положение сложилось критическое. А это ограничивает МУПу возможность участия в работах по муниципальному заказу – ведь для того, чтобы обеспечить заявки для участия в аукционах, «Автодор» вынужден в этом случае брать кредиты.

Убытки этого МУПа возникают из-за того, что, буквально, асфальт в Иркутске слишком часто перекладывают и зачастую некачественно: цитируя начальника финконтроля Наталью Воробель, «из-за превышения периодичности выполнения дорожных работ по содержанию и ремонту дорог городского значения». Очень много денег, например, уходит и на уборку снега. Правда, много – по бумагам. А что было на самом деле, жители Иркутска видели и в прошлую, и в позапрошлую зиму. Эта тема активно обсуждалась депутатами городской думы, и в ходе проверки были выявлены интересные факты, в том числе и приписки в объёмах вывозимого снега.

Да, есть и объективные причины такого положения: недостаток бюджетных средств на содержание дорог. Работу сверх контрактов город оплатить не может – отсюда возникают убытки, в 2019 году это 100 миллионов рублей. При дефиците средств, считают специалисты финконтроля, нужно работать на профилактику, предупреждать разрушение дорог – заливать трещины, восстанавливать и заполнять деформационные швы.

Еще одна объективная причина – недостаток собственной техники, который вынуждает привлекать к работам субподрядчиков и арендовать технику. За прошлые годы у предприятия возникло убытков на 172 миллиона. Субподрядчики сделали работу, превысив периодичность и выйдя за рамки списка работ, которые может оплачивать муниципалитет. В документообороте выполненные работы не отражены, соответственно, мэрия не смогла их принять. Для того чтобы эти работы были оплачены, предприятие «выписывает» себе убытки и закрывает их за счет следующего года. В августе 2020 года «Иркутскавтодор» погасил задолженность перед субподрядчиками, но из них 194 миллиона – в счет средств муниципальных контрактов на 2020 год. Этот замкнутый круг породит новые убытки уже к январю 2021 года.

Более того, в ходе проверки выявлено, что МУП привлекал к работам по ремонту и благоустройству территорий микропредприятие, которое имеет признаки искусственного документооборота, отсутствия активности, сотрудниками в нем числятся три человека. А между тем эти трое смогли как-то освоить 51 миллион бюджетных рублей. Так что состав убытков «Иркутскавтодора» подвергнут еще более тщательному анализу.

Имидж за 92 миллиона

В АО «Управление капитального строительства» аудиторы, проверяя соблюдение законности и эффективность предприятия в период с 2015 по 2019 годы, обнаружили нечто странное. И сделали вывод о том, что, возможно, была создана схема незаконного вывода денег под прикрытием: под видом проведения неких имиджевых, культурно-досуговых мероприятий и большого объема рекламных услуг. На любое мероприятие, особенно праздничное, которые так любила администрация Дмитрия Бердникова, вероятно, можно списать любые деньги. В нашем случае речь идет о 92 миллионах рублей.

Кроме того, директор УКСа получил премию в 1,6 миллиона, а сотрудники – стимулирующие выплаты общей суммой 23,7 миллиона, хотя предприятие явно не имело финансовой возможности для таких трат. Также УКС щедро занимал деньги поставщикам и подрядчикам, необоснованно выдавал авансовые платежи. Итог – предбанкротное состояние, убыток в 145 миллионов рублей за 2019 год.

Много претензий и к «ТЭСИ», где руководство также ненадлежащим образом выполняло свои обязанности, что повлекло убытки. Например, были потеряны муниципальные заказы. Причем один из объектов стал обслуживаться микропредприятием, которое дублировало «ТЭСИ», а единственным учредителем и директором там был работник «ТеплоЭнергоСервиса».

Не отсидеться

Городские власти сегодня пытаются «разрулить» ситуацию с МУПами. По поручению мэра Иркутска Руслана Болотова за ними усилен контроль. Назначен единый ответственный за все предприятия, которые раньше подчинялись разным подразделениям мэрии – их учредителем отныне определен комитет по экономике и стратегическому развитию. В некоторых уже были заменены руководители («Иркутскавтодор», «Центральный рынок», «ТЭСИ» и другие).

В 2021 году могут быть тщательно проверены и другие предприятия. Причем контрольные мероприятия отныне будут проводиться по федеральным стандартам с применением риск-ориентированного подхода, на который еще в 2018 году рекомендовал перейти президент Владимир Путин. То есть контроль будет расти в зоне повышенного риска – для тех МУПов, у которых дела идут плохо. Теперь такие предприятия не смогут уйти в тень и «планово» отсиживаться – от проверки до проверки, не смогут они «легализовать», оправдать свои убытки. Придется эффективно работать, господа.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру