Большая чистка: прокурор перезагружает минлес Иркутской области

Расторгаются контракты на рубку в заповедниках

Врио министра лесного комплекса Иркутской области Дмитрий Петренёв на форуме «Лес – главное богатство Восточной Сибири: баланс интересов экологии и экономики» в прокуратуре региона 22 января объявил, что региональный минлес начинает перезагрузку отношений с лесопользователями.

Расторгаются контракты на рубку в заповедниках

Отныне желающих взять участок и получить прибыль, просто напилив древесины и сбыв её в Китай, ждут дополнительные трудности.

Прокурор в кресле министра

В принципе, этого и следовало ожидать сразу же после того, как врио губернатора Игорь Кобзев назвал имя временно исполняющего обязанности министра лесного комплекса Иркутской области. Им стал Дмитрий Петренёв, ранее занимавший пост начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Иркутской области. А ещё ранее Петренёв возглавлял Братскую межрайонную природоохранную прокуратуру. То есть с незаконными рубками бывший природоохранный прокурор знаком и методикой борьбы владеет.

Первое, что он сделал на посту министра – подготовил документы для суда и подал иски об остановке рубок в заказниках. На такие рубки было заключено 10 договоров и ряд дополнительных соглашений. Суд в таких вопросах всегда встаёт на сторону истца, и 10 договоров уже расторгнуто.

А как такие договоры вообще могли быть заключены? Все относительно просто – вспомним заказник «Туколонь». Время от времени в заказнике (любом) требуется проводить санитарную рубку деревьев. Лес естественно стареет, а ещё болеет, поражается вредителями и гибнет от пожаров. Сухие деревья мешают здоровым расти. Можно пустить всё на самотёк, как это было сотни лет назад: лес – организм самовосстанавливающийся, спустя некоторое время и с вредителями справится, и сухостой «переварит», однако во времена покорения человеком природы лес идут спасать. Минлеса заключает договор на санитарные рубки. Правда, в Иркутской области часто выясняется, что лесу на данном участке санрубка совсем не требуется – но поздно пить боржоми, ибо подрядчик уже нарубил там спелой и промышленной древесины на симпатичную сумму. Бывает и так, что вместо выборочной санитарной или уходовой рубки, пользуясь моментом, подрядчик делает сплошную лесосечную, очень прибыльную.

Кого обманули? Себя обманули

При этом прокуратура отмечает, что действительно требующий рубки лес никто рубить не желает. Первый заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Алексей Калинин заявил, что те участки, которые требовали срочных санитарных мероприятий, не были задействованы в этом процессе. Например, поражённый вредителем лиственничный лес в Ольхонском районе или заражённый бактериальной водянкой лес в Слюдянском районе, прямо на побережье Байкала. Конечно, реально больные деревья можно только населению на дрова продать, прибыли особой из них не извлечешь.

А вот лес из той же «Туколони», объявленный супербольным, был продан по цене первой категории в Китай. Об этом заявил на форуме прокурор Иркутской области Александр Воронин:

«(...) То, что произошло в «Туколони». Тут секрета никакого нет. Я с губернатором (экс-губернатором Иркутской области Сергеем Левченко. – прим. ред.) откровенно общался. Когда я говорю: «Вырубили лес!», он говорит: «Надо было рубить, там жучок его поел». Хотя мы-то знаем, что там по документам совсем другое основание ставилось. Ну хорошо, а почему вы его тогда продали по цене леса первой категории в Китай? Ответ такой был: ну хорошо, нам же медаль надо дать – мы китайцев обманули… Мы себя обманываем».

Александр Воронин. Фото из открытых источников.

Мы, действительно, обманываем только себя. В Иркутской области вырублено почти 24 тысячи гектаров защитных лесов. Ущерб от этого составил 44 миллиарда рублей, по подсчётам Рослесхоза. В 2018 году более половины незаконно вырубаемого леса в России приходилось на Иркутскую область, несмотря на официальные заявления тогдашних губернатора Сергея Левченко и министра лесного комплекса Сергея Шеверды о том, что количество незаконных рубок в Приангарье сократилось в десятки раз.

Видимость законности в коридорах власти

– Документы, которые создавали видимость законности лесозаготовок, подготавливались, скажем так, в органах власти. Позиция же министерства на сегодняшний день такова, что этих документов больше не будет, – сказал Дмитрий Петренёв.

Дмитрий Петренев. Фото: sever138.ru
– Сейчас наши требования основаны только на законе. Мы исключили двойные стандарты, когда организационные соглашения на договоры аренды лесов заключались с определёнными предпринимателями, понятно, для каких целей. Такого больше не будет. Мы сейчас перестраиваем работу министерства так, чтобы пользователям лесов стало невозможно и невыгодно относиться к предоставленным им возможностям заготавливать древесину безответственно, используя при этом «серые» схемы. Мы в полной мере готовы к сотрудничеству и рассчитываем и на ответные жесты со стороны предпринимателей.

Следующее требование министерства к арендаторам лесов – это предоставление техники для тушения лесных пожаров. Дмитрий Петренёв заявил, что нельзя допустить ситуации с лесными пожарами, как в 2019 году. Тем, кто не будет предоставлять технику, заготавливать лес запретят.

Еще одно требование министерства к арендаторам лесов – это предоставление техники для тушения лесных пожаров. Теперь принцип простой и справедливый: не хотят тушить, не будут и рубить. Фото: usolie.info

При заключении договоров на аренду участков леса министерство планирует проводить многоступенчатые проверки как предоставляемых документов, так и самих лесозаготовителей, с привлечением правоохранительных органов. По мнению министра, это позволит сократить и даже полностью исключить вырубку молодой и зрелой древесины.

К 1 марта министерство лесного комплекса Иркутской области должно предоставить главе региона Игорю Кобзеву концепцию развития лесного хозяйства области. По словам Дмитрия Петренёва, важнейшим направлением в ней будет восстановление лесов – «то, что было во многом забыто и упущено в нашем регионе». К восстановлению планируется привлечь в том числе и частные инвестиции.

Особый отдел: Рослесхоз усилит контроль за регионом

Между тем Федеральное агентство лесного хозяйства уже создало в Иркутской области обособленный территориальный отдел для усиления контроля за исполнением переданных региону федеральных полномочий в области лесных отношений. Это было сделано в исполнение поручения, данного ведомству министром природных ресурсов и экологии РФ Дмитрием Кобылкиным.

Таких отделов, которые должны контролировать местные власти по вопросам лесного хозяйства, в России больше нет. Административно иркутский отдел включили в состав Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу. Отдел располагается в Иркутске, но рассматривается возможность открытия подразделения в Братске.

Сотрудники территориального отдела Рослесхоза будут контролировать лесопользование в части соблюдения законодательных требований санитарной, пожарной безопасности, назначения санитарно-оздоровительных мероприятий, правил заготовки древесины.

Однако в распоряжении министра природы РФ есть и другая формулировка. Рослесхоз должен был подготовить «предложения по изъятию у Иркутской области переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, а также о создании в структуре Рослесхоза подразделения по прямому управлению вопросами лесного хозяйства Иркутской области». Распоряжения министров в подконтрольных ведомствах обычно выполняются. Может, Приангарью дали ещё один шанс?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру