Дотянуться до «Звезды»: куда ушла прибыль от лифтовых контрактов?

Компания, заподозренная в мошенничестве, готовится к банкротству

В Иркутской области не утихает скандал вокруг ангарской фирмы «Звезда». Арестован директор компании Олег Хамуляк, которого суд отправил под домашний арест.

Компания, заподозренная в мошенничестве, готовится к банкротству

Прокуратуре удалось добиться признания недействительным контракта, который был заключён между «Звездой» и Фондом капремонта Иркутской области на замену лифтов в Усть-Илимске. А теперь ещё и сама «Звезда» вышла на финишную прямую к своему банкротству. Вот только куда предприятие, заключившее в 2018 году полумиллиардный контракт с благословения Фонда капитального ремонта Иркутской области, подевало деньги? Кстати, информация о начале процедуры банкротства в отношении ангарской «Звезды» и введении на предприятии процедуры наблюдения появилась аккурат после прощального интервью экс-губернатора Сергея Левченко, в котором он пообещал региону «много удивительного». Удивительное, похоже, началось.

Восход «Звезды»

«Звезда» зажглась на иркутском небосклоне в 2018 году. Никому не известная компания из Ангарска с уставным капиталом в 10 тысяч рублей умудрилась выиграть контракт на замену и ремонт лифтов в трёх городах области: самом Ангарске, Иркутске и Саянске. Цена контракта – более 550 миллионов рублей. Корпорация развития Иркутской области, учрежденная региональными властями, почему-то сработала на реноме этой малочисленной организации (на тот момент в качестве сотрудников значились только директор и бухгалтер), предоставила этой компании гарантии на крупную сумму.

Весь 2018 год «Звезда» активно работала, починяя лифты, в том числе в родном городе Ангарске. Из 105 ангарских лифтов к концу 2018 года ей удалось с огромным трудом запустить только 40. Разразился грандиозный скандал, в ходе которого выяснились довольно любопытные подробности как о принципах работы компании, не имевшей, как выяснилось, своих специалистов, так и относительно происхождения «Звезды».

Оказалось, что в 2017 году компанию «Звезда» купил Андрей Ядришников, тесно связанный с КПРФ и, по слухам, близкий друг Андрея Сергеевича Левченко. Должность Ядришникова и основное место работы – юрист ЗАО «Стальконструкция» из Ангарска, которой долгое время управлял экс-губернатор Приангарья и которой сейчас руководит его сын. Директор «Звезды» — Олег Александрович Хамуляк. Он же директор и учредитель ООО «КрасСтальКонструкция», работающей в Красноярске. «КрасСтальКонструкция» была создана в 2011 году как дочерняя фирма ангарской «Стальконструкции». Заместитель директора «Звезды» по экономике – сын советника Сергея Левченко Александра Рябикина. Рябикин в свое время был назначен директором иркутского аэропорта – это произошло в то время, когда власти Приангарья договаривались о внеконкурсном сотрудничестве с холдингом «Новапорт». Это сотрудничество впоследствии стало темой для разбирательства Федеральной антимонопольной службы.

Данные об обширных, хотя и несколько односторонних в партийном смысле связях «Звезды» есть в открытом доступе.

Закат «Звезды»

ООО «Звезда» владеет 55% акций агентства недвижимости «Арбат», а ещё 45% акций агентства – у дочери губернатора Татьяны Мордуевой. Именно через это агентство компания «Байкал-Азия-Инжиниринг» выполнила работы по ремонту лифтов в 17 домах Усть-Илимска по заключённому «Звездой» контракту на 119 миллионов рублей. 19 декабря стало известно, что Арбитражный суд Иркутской области признал этот контракт недействительным. Теперь «Байкал-Азия-Инжиниринг» с большой долей вероятности своих денег не получит.

В ходе расследований «Звезду» несколько раз штрафовали, а потом вообще возбудили два уголовных дела по фактам ограничения конкуренции с помощью создания картеля и мошенничества в особо крупном размере. В сговоре со «Звездой» обвинили двух других участников торгов на ремонт лифтов в 2018 году – «Мосрегионлифт» и «Щербинский лифтостроительный завод». Дела возбудили, а о том, как они продвигаются, ничего не известно.

В ноябре 2019 года был арестован директор «Звезды» Олег Хамуляк, которого обвиняют в мошенничестве на сумму 185 миллионов рублей. И тут же «Звезду» стали спешно банкротить. Истцом по делу выступило некое ООО «Лифтовый инженерный центр» из Иркутска (ОГРН 1043801768185, учредитель и директор — Михаил Петрович Тараканов), а сумма долга «Звезды» перед этим кредитором составила два миллиона рублей. Как-то странно – из-за такой мизерной (в масштабах контрактов «Звезды») суммы банкротить компанию? Официальная сумма доходов ангарской фирмы за 2018 год — 345 миллионов рублей.

При этом представитель «Звезды» на судебном заседании долг признал и отметил, что разные кредиторы требуют с предприятия в общей сложности больше 100 миллионов рублей. Оплатить долги, подчеркнул он, компания не может. Вот интересно: прибыль есть, а по долгам рассчитаться слабо…

Суд ввёл в отношении «Звезды» процедуру наблюдения до 28 апреля 2020 года, временным управляющим утверждён арбитражный управляющий Александр Анатольевич Шпак. Наблюдение введено для анализа финансового состояния организации, для формирования реестра требований кредиторов. Временному управляющему предстоит провести собрание кредиторов. На основании решения этого собрания суд будет принимать свое решение: ввести на предприятии процедуру финансового оздоровления или внешнего управления, признать ли компанию банкротом или же утвердить мировое соглашение и прекращение производства по делу.

Дежавю: банкротство как спасение?

Интересно, будет ли спасать «Звезду» и друга своей юности Андрея Ядришникова сын экс-губернатора Приангарья Андрей Левченко? А как спасать, когда сам ты – банкрот?

В октябре 2017 года в суд обратилась компания «КапиталИнвестСтрой» (структура, близкая бизнесвумен Татьяне Казаковой), которая потребовала взыскать с сына губернатора 57 миллионов рублей в качестве оплаты за нарушение контракта истца и компании «Стальконструкция». Арбитражный суд Иркутской области на заседании 21 марта 2018 года начал в отношении Андрея Сергеевича процедуру банкротства и назначил конкурсным управляющим Дмитрия Токарева, который до 11 июля 2018 года должен был представить план по реструктуризации долгов. Этот план составляется на три года.

В сентябре 2019 года появилась информация о том, что конкурсный управляющий Токарев оспорил уплату Андреем Левченко налогов за «Стальконструкцию» в сумме более 42 миллионов рублей и потребовал вернуть эти деньги в общую конкурсную массу имущества Андрея Левченко. Деньги на налоги, как мы уже рассказывали, взялись чудесным образом со счетов в банке «Солидарность» (куда по невероятному стечению обстоятельств ровнехонько перед этим были помещены деньги иркутского аэропорта). Суд эти требования конкурсного управляющего удовлетворил.

Интересно, что в реестр кредиторов сына экс-губернатора Приангарья, согласно картотеке арбитражного суда, включен Вячеслав Арбузов, который является и. о. председателя правления того самого КБ «Солидарность», со счетов в котором Андрей Сергеевич перечислил в адрес налоговой службы 19,997 миллиона рублей пятью платёжными поручениями от 25 декабря 2017 года и 6,295 миллиона рублей шестнадцатью платёжными поручениями 15-16 января 2018 года. Информация с сайта Арбитражного суда свидетельствует, что Арбузов требовал включить его в реестр еще в декабре 2018 года – сумма требований более 45 миллионов рублей. «КапиталИнвест» заявил о фальсификации подписи, подразумевая, что долги создаются специально. Была назначена экспертиза.

В отступление от темы скажем, что банкротство физического лица даёт этому самому лицу некоторые ограничения, которые при рассмотрении под другим углом могут стать большими плюсами. Конечно, признанный банкротом гражданин должен пять лет указывать, что он банкрот, когда претендует на кредит. Три года нельзя занимать руководящую должность, заниматься индивидуальным предпринимательством и регистрировать юридические лица. Пять лет должник не может делать то же самое в сфере финансов и 10 лет – в сфере кредитов. При этом никто не мешает банкроту использовать для регистрации юрлиц подставных граждан. С юрлица, если оно признается-таки банкротом, вообще взятки гладки – после завершения конкурсного производства юридическое лицо прекращает свое существование и взыскать долги с него попросту невозможно.

Возвращаясь к нашей теме, мы сталкиваемся с интересной параллелью. Левченко-сын – банкрот. Компанию, которая с ним связана, тоже банкротят, несмотря на то, что она еще совсем недавно получила большие государственные контракты. Хочется спросить: ребята, а деньги где? Кто будет отвечать по долгам «Звезды»? Справедливости ради, может быть, Фонд капитального ремонта, который собирает с граждан деньги и заключает контракты с фирмами, подобными «Звезде»? Или, может быть, какой-то высокопоставленный чиновник – теперь уже с приставкой «экс»?..

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру