Депутат Николай Николаев пригрозил Левченко потерей аэропорта

Вместо того, чтобы брать кредиты, область могла бы получить прибыль от конкурса по аэропорту

Иркутская область, вероятно, будет вынуждена влезть в долги. Однако этого можно было бы избежать, если бы правительство региона выполнило поручения президента и взялось развивать ключевые объекты, от которых зависит многое – например, аэропорт.

Вместо того, чтобы брать кредиты, область могла бы получить прибыль от конкурса по аэропорту

В долгах как в шелках

7 ноября министерством финансов Иркутской области были объявлены аукционы на предоставление кредитных линий для финансирования… дефицита бюджета. До этой поры электорат слышал из уст губернатора Левченко гордые заявления о профицитном бюджете Иркутской области, о том, как много сделало правительство Приангарья, чтобы область жила хорошо: тут и рост промышленного производства, и взлетевшие до небес доходы от лесной сферы. Однако от реальности лозунгами не спасешься. В итоге – семь аукционов по 1 миллиарду рублей на каждый лот.

Пресс-служба правительства региона, предчувствуя всеобщее недоумение, выступила с сообщением о том, что кредитные линии – мера «на всякий случай». То есть на тот случай, если прижмет, на «случай острой необходимости». Аукционы, пояснили в правительстве, сами по себе не ведут к увеличению долговой нагрузки. Они лишь «один из инструментов обеспечения сбалансированности бюджетной системы».

Это откровенное «в случае острой необходимости» в паре с заявлением Левченко о беспрецедентном росте доходов бюджета звучит весьма двусмысленно. Хотя то, что в области, несмотря на все ура-заявления, не хватает денег, косвенно подтверждается, например, последними сообщениями о нехватке средств на социальные выплаты – многодетным, на жильё для детей-сирот. Проект бюджета, который правительство Иркутской области направило в Законодательное собрание, предполагает 8-миллиардный дефицит на 2020 год, следствием чего может стать как раз недофинансирование социальных программ и социально значимых направлений в расходовании бюджетных средств, в том числе – по финансированию восстановительных работ на затопленных территориях Иркутской области.

Двусмысленность положения отмечают многие. Например, депутат Госдумы Николай Николаев 14 ноября обратился с письмами к губернатору Иркутской области Сергею Левченко и, дублем, – к председателю Законодательного собрания Иркутской области Сергею Соколу.

Депутат Николай Николаев. Фото: osnmedia.ru
В письмах он ставит на вид губернатору и грядущий дефицит в 8 миллиардов, и то, что «одновременно проектом бюджета предусмотрено резкое сокращение средств на один из главных нереализованных проектов в области – на рекультивацию отходов ОАО «Байкальский ЦБК». Последнее, как указывает Николаев, фактически означает, «что правительство Иркутской области, обладая всеми полномочиями, финансовыми средствами, статусом заказчика, в 2020 году вновь не приступит к проекту рекультивации, несмотря на сохраняющиеся риски возникновения экологической катастрофы на Байкале, наблюдаемую социальную напряженность и внимание к этому вопросу со стороны населения, федеральных органов власти и президента РФ». О ситуации с БЦБК, отходы которого сегодня – бомба замедленного действия, много говорят, но не сделано вообще ничего.

 

Ни вашим, ни нашим

При этом область имеет значительные ресурсы, но не может ими распорядиться – от слова «совсем». Николаев, который считает, что покрытие «бюджетного дефицита за счет банковских кредитов, что, безусловно, станет дополнительной кредитной нагрузкой на и без того дефицитный региональный бюджет», напоминает губернатору о том, что имеется под боком: иркутский аэропорт.

Аэропорт может и должен развиваться, этот объект в состоянии принести прибыль области в такое непростое время. Может принести – но не приносит ее. Правительство региона в этой ситуации выступает в роли «собаки на сене», само должным образом не распоряжается имуществом с выгодой и никого не пускает на эту «заповедную» территорию. Почему? Вопрос теперь уже риторический: после того, как ФАС усмотрела в действиях губернатора и правительства нарушение антимонопольного законодательства при сотрудничестве с частными компаниями, а КСП выяснила, что за счет иркутского аэропорта финансировались в том числе избирательные программы депутатов от КПРФ.

Напомним, иркутский аэропорт перешел в областную собственность в 2015 году по настоянию предыдущего регионального правительства. Подразумевалось, что он войдет в федеральную программу по модернизации и устройству нового аэропорта. Но правительство Сергея Левченко профукало возможность вовремя получить федеральные деньги. После того, как программа финансирования была приостановлена, чиновники пытались «бить копытом», ссылаться на то, что денег просто не дали. Однако же факты – например, переписка с федеральным правительством, обнародованная депутатами Законодательного собрания региона на одной из сессий, – свидетельствуют о том, что региональные власти просто не выполнили свои обязательства по программе строительства нового аэропорта. И до сих пор даже не определен участок под его строительство.

Председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям напоминает губернатору о том, что при грядущем дефиците бюджета в плане приватизации «предусмотрено лишь 3 млн рублей, что явно недостаточно для решения социальных программ и проблем». Хотя проблему финансирования можно было бы решить не за счет кредитных линий, а за счет проведения конкурса по аэропорту.

«Обращаю Ваше внимание, что Правительством региона за прошедшие 4 года так и не исполнен Указ Президента РФ «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области». Между тем исполнение данного решения президента означает не только появление в Иркутской области современного аэропорта, рост туризма, увеличение налоговой базы и рабочих мест, но и увеличение доходной части бюджета в рамках предусмотренного Указом ГЧП».

Николаев не зря напоминает об этом губернатору. Ведь в марте 2017 года на встрече с депутатами Государственной Думы Сергей Левченко озвучил планов громадье: в текущем году провести конкурс. Но обещание не было выполнено.

Между тем деньги от проведения конкурса могут покрыть часть бюджетного дефицита. «В частности, от аналогичного конкурса в соседнем Красноярском крае в местный бюджет поступило более 4 млрд руб. дополнительного дохода – от продажи 51% действующего в регионе аэропорта. В результате региональный бюджет края получил значительные средства на социальные нужды в условиях дефицита, и уже функционирует современный аэропорт, принося значительный доход в бюджеты всех уровней от увеличенного туристического потока», – сообщил иркутскому губернатору Николай Николаев.

Власти снова потеряют деньги?

Но позитивный опыт соседей мало пригождается в Иркутской области. Именно поэтому депутат в дублирующем письме Сергею Соколу, надеясь на содействие спикера ЗС, напоминает о позиции губернатора относительно аэропорта, высказанной главой региона еще в марте 2017 года. Сергей Левченко тогда сказал, что конкурс проводить «обязательно будем», но продавать аэропорт не будем: «Не будем мы продавать! Потому что все те, кто высказывал интерес к аэропорту, хотят им владеть. Некоторые даже высказывали предложение забрать его за долги. Этих людей даже постройка нового аэропорта не интересует. Им просто нужен наш старый аэропорт. Это ведь прибыльное предприятие. У нас каждый год растут проценты грузо- и пассажиропотока, растет прибыль, растет, так сказать, уровень безопасности и прочее».

Сегодня со словами губернатора могли бы сильно поспорить, например, аудиторы КСП, которые установили сильную техническую изношенность аэропорта. Могли бы поспорить и туроператоры, которые понимают, что старый аэропорт не выдерживает той нагрузки, которая сегодня на него возложена – слишком он мал, слишком отстал от современных требований. Любой рядовой пассажир мог бы поспорить. Но, видимо, губернатор ничего этого не видит или, возможно, не хочет видеть.

Именно из-за позиции губернатора Николаев, вероятно, и решил заручиться поддержкой депутатского корпуса, который неоднократно пытался «пробить» тему развития аэропорта. Спикер Сергей Сокол неоднократно и жестко высказывался относительно того, что существующие ресурсы не позволяют развивать туристическую отрасль, что аэропорт находится на той грани, за которой – упадок. Депутат Госдумы попросил Сергея Сокола «принять все необходимые меры для организации и проведения конкурса по аэропорту, а также рассмотреть возможность внесения в доходную часть бюджета Иркутской области средств от конкурса на строительство нового и модернизацию действующего аэропорта, который должен быть проведен правительством региона в рамках президентского указа».

Скорее всего, бездеятельная позиция региона наконец заставила федеральное правительство сделать окончательные выводы. Недаром Николаев обращает внимание на то, что «бездействие правительства Иркутской области в вопросе исполнения указа президента может привести к изъятию акций и имущества аэропорта вновь в федеральную собственность, что будет означать потерю региональным бюджетом значительного объема дополнительных доходов от проведения конкурса».

Фактически он сообщает о том, что конкурс в любом случае будет проведен, и правительство области и тут может опрофаниться, упустить деньги. Что, собственно, уже произошло с 23 миллиардами, которые Федерация предлагала на новый аэропорт. Готова ли Иркутская область по вине чиновников снова потерять деньги, которые сегодня ей так необходимы?..

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру