Предприниматели региона разбираются с мусорной реформой

Они считают, что цена вопроса слишком высока

09.10.2019 в 21:28, просмотров: 708

На площадке Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области обсуждали проблемы, связанные с вывозом ТКО. Более 30 предпринимателей высказали недовольство системой. Они уже пошли в суд отстаивать права, попавшие под «мусорную реформу».

Предприниматели региона разбираются с мусорной реформой
Фото: goreco.ru

– С тех пор, как вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и на территории области были созданы регоператоры, мы получили более ста жалоб от предпринимателей, – рассказал бизнес-омбудсмен Андрей Капитонов.

Предприниматели не только жалуются, но и самостоятельно судятся: сейчас в областном суде рассматривается иск к министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, который подали предприниматели из Иркутска, Ангарска и Усолья-Сибирского, требуя пересмотреть нормативы вывоза твёрдых бытовых отходов для юридических лиц. А на прошлой неделе к региональному минЖКХ с тем же вопросом обратилось руководство сразу двадцати муниципалитетов Иркутской области.

Общую позицию бизнес-сообщества выразил общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Жемчужников:

– В области не действуют расчеты по фактическому учету услуг, оказываемых региональными операторами. На мой взгляд, существующие нормативы завышены, а регоператорам банально выгодно данное положение дел. Здесь присутствуют предприниматели, чьи платежи возросли многократно: со ста тысяч до нескольких миллионов рублей. Но при этом количество производимого ими мусора осталось на том же уровне.

Жемчужников рассказал, что замеры для установления нормативов проводило заинтересованное лицо – сам регоператор, без привлечения общественности.

К сожалению, хотя представители региональных минЖКХ и минприроды и были приглашены к участию в круглом столе, их позиция по данным вопросам озвучена не была.

– Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области вообще не прислало сюда своих представителей, а министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области отправило лишь начальника отдела. Причем этот представитель минЖКХ никогда предметно не занимался данным вопросом – она возглавляет отнюдь не профильный отдел топлива! На мой взгляд, все это весьма наглядно показывает отношение министерств к данной теме, – отметил Андрей Капитонов.

Зато данную ситуацию прокомментировал глава регионального Управления антимонопольной службы:

– Вопрос номер один: порядок утверждения нормативов и – почему полномочия минЖКХ по мониторингу объемов отходов были переданы «РТ НЭО-Иркутск»? Затем «РТ «НЭО-Иркутск» передало результаты мониторинга в минЖКХ, где на основании этих результатов были разработаны нормативы. Действительно, здесь видны признаки совмещения функций органа власти и хозяйствующего субъекта. Но строго юридически, по тем нормативно-правовым актам, которые действуют в настоящее время – нет императивных норм, которые бы говорили о том, что так делать нельзя. Впрочем, мы со своей стороны произведем разбирательство по этому поводу и сделаем соответствующие выводы, – заявил руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Александр Кулиш.

– Второй вопрос: как именно осуществлялись расчеты по определению норматива? Вопрос интересный, тем более что в существующей практике случаи, подобные иркутскому, отсутствуют. Нечто похожее было зафиксировано лишь в Тыве – но там орган исполнительной власти просто взял и утвердил норматив, что называется, с потолка, не производя никаких расчетов.

Также Александр Кулиш сообщил, что ООО «РТ-НЭО-Иркутск» считается субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, а потому будет находиться под контролем УФАС. Тем более, что в течение 2019 года к антимонопольщикам уже поступило 21 обращение, касающееся деятельности регоператора, с жалобами на тарифы, а также на уклонение от заключения договора, навязывание невыгодных услуг, неисполнение условий договора.

Представители регоператоров вроде бы продемонстрировали готовность к диалогу с предпринимателями. Но не по всем вопросам, увы. Например, общественный представитель бизнес-омбудсмена по Киренскому району Елена Леженина рассказала, что весь мусор из Киренска вывозится в Братск – то есть на расстояние в 600 километров.

– Таким образом, порядка 60% суммы тарифа составляют транспортные услуги! При этом муниципалитет Киренска разрешил регоператору складировать мусор на бывшей городской свалке, чем он и пользуется на протяжении последних 10-11 месяцев. И все это время, как ни в чем не бывало, используется норматив с включенной в него транспортной составляющей!

Представитель регоператора парировал тем, что «транспортировка была заложена в тариф исходя из территориальной схемы», а обустройством мест хранения ТКО должны заниматься местные власти. Так что выстраивание диалога только началось.