Крутой облом: КРИО не дали денег на самолеты

Депутаты отказались докапитализировать Корпорацию развития Иркутской области

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области на сессии 22 мая рассматривали поправки в бюджет региона. В числе данных поправок была дополнительная капитализация печально-скандально известной Корпорации развития Иркутской области.

Депутаты отказались докапитализировать Корпорацию развития Иркутской области

Докапитализировать КРИО ещё в мае собирался губернатор Иркутской области Сергей Левченко, пообещав добиться выделения в общей сложности 870 миллионов рублей. На них собирались купить в том числе авиакомпанию «ИрАэро».Однако депутаты его не поддержали – и проголосовали за то, чтобы отложить вопрос о докапитализации КРИО.

Никто не понял, зачем области авиакомпания

Как сообщила председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова, спор вокруг докапитализации начался ещё в момент обсуждения вопроса на заседании профильного комитета. Депутаты так и не поняли, зачем нужно докапитализировать Корпорацию и на что будут потрачены вновь выделенные деньги. Именно поэтому на заседании было принято решение переместить эти 500 миллионов в нераспределённый резерв – ровно до того момента, когда станет ясно наверняка, для чего они нужны.

В принципе, информация о том, на что могут пойти средства Корпорации, есть. Но она настолько расплывчата и неясна, что ни руководство КРИО, ни губернатор, пообещавший эту самую докапитализацию, не смогли её конкретизировать.

Одним из направлений является выкуп 51% акций авиакомпании «ИрАэро». Однако для чего Иркутской области нужна авиакомпания, базирующаяся на аэродроме в Жуковском под Москвой (которым к тому же управляет «Рампорт Авиа», которая должна строить новый терминал международного аэропорта Иркутска)? Из-за рискованного менеджмента и пакета плохих кредитов «ИрАэро» фактически находится на грани банкротства, размер долговых обязательств превышает 1 миллиард рублей, а сама компания, с учётом долгов, стоит не более 300 миллионов.

Губернатор Сергей Левченко, говоря о выделении полумиллиарда для КРИО в феврале 2019 года, сообщал, что средства пойдут на реализацию проектов, связанных с озером Байкал и ЖКХ. Но при этом никакой конкретики о проектах не говорилось.

В принципе, о работе КРИО можно судить и без губернаторских рассказов. Давайте коротко рассмотрим основные вехи её деятельности.

Корпорация развития Иркутской области была создана в 2013 году. Её бюджет сейчас составляет два миллиарда рублей.

В июне 2016 года выяснилось, что за три года своего существования КРИО не сдала ни одного проекта. Правда, в этом же году, но чуть позднее Корпорация отчиталась о реализации двух проектов: строительство филиала Иркутского областного диагностического центра в городе Братске и реконструкция системы теплоснабжения посёлка Новая Игирма.

«Звезда» засияла благодаря КРИО

С приходом к власти губернатора Левченко получателями денег от Корпорации стали проблемные госпредприятия, находящиеся на полном содержании области. В частности, КРИО выделила средства на реструктуризацию долгов «Автоколонны 1880» (владеет Иркутским автовокзалом), «финансовое оздоровление» аграрного комплекса «Искра» в Иркутске. Среди проектов КРИО на сайте значится три строительства жилых домов в Иркутске, Саянске и Шелехове, помощь в создании грибной фермы в Шелехове и фермы по выращиванию индейки в Ангарском районе, строительство завода по производству тест-полосок для глюкометров в Иркутске.

В 2017 году КСП выявила нарушение федеральных и региональных законов в том, что КРИО вложила более 106 миллионов рублей в Агентство инвестразвития и Фонд микрокредитования, связанные с ангарскими бизнесменами. Весной 2019 года стало известно, что КРИО выдала поручительство на 173 миллиона компании «Звезда». Благодаря этому поручительству и другим махинациям «Звезда», аффилированная с семьей губернатора, смогла получить подряды на капремонт лифтов в Иркутске, Ангарске и других городах. Вокруг нее развернулся скандал.

Коммерческая тайна губернатора

В дополнение ко всему вышесказанному, у КРИО есть доли в двух странных предприятиях. Первое – это «ИркутскАэроинвест», где у Корпорации доля в половину уставного капитала. Вторая половина принадлежит «дочке» холдинга «Новапорт», которым владеет олигарх Роман Троценко – «Новапорт-Инвест». С именем Троценко и «Новапорта» связан скандал вокруг реконструкции иркутского аэропорта и строительства нового терминала. Именно «ИркутскАэроинвест» должен был подготовить проект строительства нового аэропорта Иркутска, но документацию до сих пор никто не видел.

Второе предприятие – это «Разрез Велистовский». Чтобы его организовать, в 2013 году Иркутская область купила угольный участок за 46 миллионов рублей. Основным видом деятельности «Велистовского» является добыча бурого угля на месторождении в Тулунском районе. Этим углём, по данным на сайте разреза и КРИО, отапливают школы, больницы, детские сады Тулунского, Слюдянского, Нижнеудинского районов и социальные объекты города Вихоревка в Братском районе.

Корпорация, когда её спрашивают про «Велистовский», заявляет, что это одно из самых прибыльных предприятий в арсенале КРИО. В 2015 году Корпорация инвестировала в разрез «Велистовский» 37,2 миллиона рублей, и за три года на них было начислено 25 миллионов в качестве дивидендов.

Самым прибыльным проектом КРИО назван угольный разрез "Велистовский". Фото из открытых источников.
Сумма налоговых платежей, поступивших от «Велистовского» в бюджеты разных уровней за это же время, составила более 76 миллионов рублей, создано 24 новых рабочих места.

Вот только в 2017 году чистая прибыль разреза составила всего 73 тысячи рублей против 23,8 миллиона рублей в 2016 году. Да и сама сделка по инвестированию вызвала множество вопросов. Суть вот в чём: в 2014 году КРИО приняла решение увеличить свою долю в уставном капитале ООО «Разрез Велистовский» до 95%, что составляет 37,2 миллиона рублей. Остальная доля в 1,96 миллиона была за ОАО «Облжилкомхоз». Сделка была проверена в 2017 году надзорными органами, которые установили, что решение об участии КРИО в уставном капитале разреза собственник — минимущества Иркутской области — принял в нарушение постановления правительства региона. Отсутствовали экономические расчёты, обосновывающие необходимость сделки и влияние на результаты деятельности ООО. Это подтвердила и проверка Контрольно-счётной палаты. Сделку даже опротестовывали в Арбитражном суде Иркутской области, однако судебное решение обнародовано не было.

В мае 2018 года депутаты Заксобрания Иркутской области решили проверить, насколько эффективно КРИО управляет разрезом «Велистовский». Для этого они пригласили на заседание комитета по собственности и экономической политике зампреда правительства области Антона Логашова, министра экономического развития Приангарья Евгения Орачевского и тогдашнего директора КРИО Олега Севрюкова. Однако все приглашённые проигнорировали это мероприятие. Ранее все попытки уточнить информацию о разрезе «Велистовский» и роли КРИО в его деятельности тоже заканчивались ничем – приглашаемые министры и чиновники правительства не являлись. Депутаты даже расценили это как оскорбление и сердито предположили, что «докладчики не явились на комитет, потому что им есть что прятать».

В ответ на просьбу депутатов к Сергею Левченко предоставить информацию о деятельности КРИО и разреза «Велистовский» глава региона сослался на коммерческую тайну.

Бла-бла-бла и уголовные дела

Парламентарии отметили, что тема «сошла бы на нет», если бы в Заксобрание были предоставлены все цифры и разъяснены некоторые моменты организационного характера. Например, зачем «Велистовскому», в котором работают 20-25 человек, нужен президент при наличии генерального директора.

За всё время существования Корпорация сменила девять директоров. В январе 2019 года на пост директора КРИО был назначен экс-мэр Иркутска, экс-заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор Кондрашов.

На сессии в защиту докапитализации КРИО выступил глава фракции КПРФ Андрей Левченко:

– Мы почему-то предлагаем убрать 500 миллионов рублей, которые в первом чтении единогласно добавили. Я категорически против того, чтобы не добавлять средства на развитие Иркутской области через такой хороший инструмент, как КРИО. Мы два года назад обвиняли её, что она не работает, а сегодня практически все средства вложены в проекты. Если мы не хотим область развивать, давайте вообще КРИО закроем, – поддержал предложение старшего Левченко Левченко-младший.

Депутат Виктор Кондрашов, возглавляющий КРИО, заявил, что все проекты были представлены, и ключевой из них – создание биотехнопарка в Чистых Ключах в Шелеховском районе. Напомним, из федеральной собственности КРИО был передан участок земли, а также имущество бывшей военной части. Несколько лет назад, в процессе «междусменки» очередных гендиректоров КРИО, часть имущества «Чистых Ключей» пропала. Куда она делась и кто в этом виноват, выясняет следствие – возбуждено сразу два уголовных дела.

– Механизм расходования средств чётко прописан, директор КРИО не имеет права никуда ни копейки без согласования направить. Все проекты проходят через членов совета директоров, минэк, минимущества. Любой проект проходит защиту, экспертов привлекаем различных, – прокомментировал Виктор Кондрашов и тут же предложил депутатам посмотреть ролик о проектах Корпорации. Это предложение вызвало бурное возмущение вице-спикера ЗС Александра Ведерникова.

– Уважаемые депутаты, вы поняли или нет? Ролик вы посмотрите! Мы будем награждать людей, назначать мировых судей, а бюджетный процесс – это не ваше дело, вот примерно о чем идёт речь, – сердито заметил вице-спикер. – Уважаемые коллеги, вы случайно там за три года не попутали частное с государственным? Прийти и взять просто так на какие-то Чистые Ключи, на «картиночку» 500 миллионов рублей… Где отчёт Корпорации развития, внесённый должным образом в Законодательное собрание? Что это за демагогия вообще?! Я прошу прощения за тональность, но мне кажется, это беспредел. Конечно, нельзя останавливать. Конечно, компания «Звезда» не аффилирована ни с одним присутствующим здесь депутатом. Конечно, она хочет банковскую гарантию на 173 миллиона рублей. А ликвидность КРИО лежит на депозитах в банках, и там наверняка есть «три копейки» на проектные работы для защиты бизнес-плана. Это мы вообще о чём говорим? Вы придите к любому частному инвестору с этими бла-бла-бла-рассказами. Мы почему так относимся к государственным деньгам? – завершил Ведерников эмоциональное выступление риторическим вопросом.

Коллеги с удивлением смотрели на всегда спокойного Ведерникова. Видимо, его пламенная речь и привела к тому, что парламентарии дружно отказались смотреть ролик и проголосовали за отклонение поправки в бюджет о докапитализации КРИО.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру