Мусорный тариф для иркутского бизнеса ударит по карману покупателя

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области ищут решение этой проблемы

В России сейчас две самые обсуждаемые темы: глобальные реформы – пенсионная и мусорная. С пенсиями все более-менее ровно и понятно, реформа движется, хотя народ и недоволен. А вот с мусором непонятно ничего – мусорная реформа только набирает обороты, только обрастает как снежным комом общественным мнением и, соответственно, недовольством.

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области ищут решение этой проблемы

В случае с мусорной реформой недовольство касается не столько увеличения размеров платежей (хотя и его, конечно, тоже), сколько того, что нет внятности – кто, за кого и почему будет платить. Справедливость платежа выходит на первое место. И граждане, начав разбираться в этом вопросе, вдруг понимают: за весь вывоз мусора платить придется им. Депутаты Законодательного собрания Иркутской области озаботились этим вопросом.

Просчитались: цены вырастут

«За весь – это значит: за мусор, который они сами выбрасывают в контейнер возле дома, за отходы из дачных контейнеров (и не важно, что на дачах граждане практически все утилизируют самостоятельно), и даже – внимание! – за мусор магазинов, кафе, супермаркетов и развлекательных центров. Эта информация, ставшая для многих открытием, напрягает довольно сильно. Тем более что предприниматели уже стали получать счета. Суммы в них впечатляющие. И, как любые другие расходы, этот будет закладываться в конечную цену предоставляемого продукта, товара или услуги. В конечном итоге за повышение тарифов для бизнеса платить придется конечному потребителю – то есть физлицу. Очередное повышение цен на фоне общего недовольства не прибавит оптимизма и хорошего настроения.

Именно поэтому на встрече председателя Законодательного собрания Иркутской области Сергея Сокола с предпринимателями и представителями регионального оператора по обращению с ТКО обсуждался вопрос возможности снижения тарифов для бизнеса. Это может как-то сдержать рост цен.

– Депутатам Заксобрания начали поступать жалобы от жителей региона, которые получают новые счета и видят, что стоимость оплаты за вывоз мусора сильно отличается от той, что была в предыдущих квитанциях. Много тревожных вопросов задают предприниматели, которые опасаются, что расходы на уборку мусора вырастут в разы. Важно не допустить, чтобы эта дополнительная нагрузка на бизнес и убытки были переложены на жителей нашей области, – отметил Сергей Сокол.

Алексей Соболь, председатель Торгово-промышленной палаты Иркутской области, сообщил, что для бизнеса тарифы на вывоз ТКО увеличатся в 3-10 раз. Представители сети супермаркетов «Слата» уже заявили, что расходы вырастут с 25 миллионов (в прошлом году) до 160 миллионов (в нынешнем).

Для мелких предпринимателей, владеющих так называемыми магазинами у дома, это может стать непосильной нагрузкой. И они, естественно, переложат ее на плечи конечного потребителя. Логично? Абсолютно! Никто не ведет бизнес только потому, что ему безумно нравится торговать булками и чаем. Бизнес – это способ содержать семью. Все расходы предприниматель включает в конечную цену товара – и свой будущий гешефт тоже. Именно поэтому рост тарифов так раздражает бизнес – он уменьшает прибыль. Для мелких и средних предпринимателей – и без того невеликую.

Магазин в доме: «Столько не намусорим!»

В настоящее время в регионе активно идет заключение договоров на вывоз мусора между представителями бизнеса и региональным оператором «РТ-НЭО Иркутск». С тарифами и нормативами заинтересованные стороны уже успели ознакомиться. А мы еще раз напомним некоторые цифры: одно место в кафе, ресторане или ином заведении общепита – 2,5 кубометра в год, продовольственные магазины – от ларька до гипермаркета – 3 кубометра в год с одного квадратного метра площади, промтоварные – 2,5 кубометра в год с квадратного метра, кинотеатры, цирк, театры – 0,3 кубометра с 1 места. Тариф при этом составляет 435,74 рубля на первое полугодие и 495,44 рубля на второе полугодие. Это – без НДС (сейчас он составляет 20%).

Давайте рассмотрим пример. Вот Анна Ч., владелица небольшого магазина «у дома» в Иркутске. В ассортименте – все подряд: яйца, молоко, хлеб, колбасные изделия, консервы, овощи-фрукты, сладости… В общем, для тех, кто перед ужином вдруг обнаружил, что забыл купить хлеба и молока. Площадь магазина Анны – 35 квадратных метров с подсобкой, считается общая площадь. Поскольку товары в основном продовольственные – магазин (по действующим нормативам) должен производить 105 кубометров мусора в год.

– Я понять не могу, откуда взяли этот объем, – удивляется Анна. – У меня же практически не остается упаковки, кроме картона, но я сдаю коробки в пункт приема макулатуры. Боя посуды у меня нет почти – пара разбитых банок с огурцами в год не в счет. Продукты, у которых заканчивается срок, я, конечно, должна выбрасывать, но я ведь не первый год в бизнесе и научилась минимизировать такой товар. Мой магазин не производит такое сногсшибательное количество мусора – почти 9 кубометров в месяц! Просто неоткуда ему взяться.

Между тем в год Анне надо заплатить за вывоз мусора 45752,7 рублей (без НДС). С НДС – почти 55 тысяч. Для такого небольшого бизнеса, который кормит Анну, двух ее детей и маму, дополнительный расход довольно ощутим, особенно сейчас, когда выросли тарифы на все – на коммуналку, бензин, электричество. Вырос и НДС.

– Вот если бы была возможность снизить хоть что-то, – вздыхает Анна. – В отличие от больших гипермаркетов и супермаркетов, я не могу манипулировать ценами, сделав что-то дорогим, а что-то дешевым, чуть ли не дешевле закупочной цены. Стоимость самых ходовых товаров у меня в магазине почти оптовая – иначе не выдержать конкуренции.

Депутаты предлагают не «кошмарить» бизнес – и граждан

Повлиять на нормативы по мусору у бизнесменов возможности практически нет. Они утверждены на уровне регионального правительства. Может, в следующем году их пересмотрят – но не факт.

Остается один вариант: пытаться влиять на тариф. Но и тут героев поджидает засада: он тоже утвержден на уровне областного правительства и является величиной постоянной – на 6 месяцев. В следующие полгода тариф – новый и, как можно заметить, увеличенный. Поэтому надеяться на тенденцию снижения тарифов тоже не стоит. Региональный оператор по обращению с ТКО – он ведь тоже бизнесмен и тоже прибыли хочет. А его расходы включены в этот самый тариф. Вот такой заколдованный круг.

В принципе, один вариант есть. О нем рассказал Артем Мищенко, представитель регоператора. Все дело в том, что предприниматели, которые вовремя заключили договор с региональным оператором и вовремя оплачивают счета, могут принять участие в программе лояльности и получить скидку на оплату услуг по вывозу ТКО до 50%. Договор нужно заключить в личном кабинете на сайте регионального оператора – это, кстати, одно из условий включения в программу лояльности.

Кстати, эта программа – довольно хорошая возможность побыстрее «переписать» всех предпринимателей. На территории зоны «Юг» зарегистрировано, по разным данным, от 80 до 100 тысяч индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Для того чтобы наладить работу с каждым из них обычным образом, потребуется 2-3 года. Все это время будет царить такая неразбериха, что просто невозможно представить. Программа лояльности может помочь ускорить процесс.

Депутаты Заксобрания, однако, считают, что есть шанс уменьшить и нормативы, и тарифы для юридических лиц и предпринимателей.

– Необходимо работать с правительством области и добиваться пересмотра этих нормативов. Именно со стороны исполнительной власти не было понимания и не были до конца проанализированы последствия. Очевидно, что нужен переходный период, и важно, чтобы в это время, пока не будет отработана эффективная схема реализации реформы, не были сорваны работы по вывозу мусора и не произошло кратного увеличения стоимости услуг по вывозу мусора, – сказал вице-спикер Заксобрания Иркутской области Александр Ведерников.

Сергей Сокол, заканчивая встречу, предложил представителям регионального оператора в рабочем режиме решать все спорные моменты. Также он обратился к участникам встречи, в том числе к присутствующему представителю регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», с предложением не увеличивать для жителей региона стоимость товаров и услуг в связи с переходом на новую систему обращения с ТКО.

– В своем послании глава государства Владимир Путин акцентировал внимание на том, чтобы интересы людей учитывались в ходе таких масштабных реформ, как «мусорная», чтобы уровень жизни людей не страдал от нововведений, чтобы не получалось так, что одной рукой даем, а другой забираем столько же, а то и больше. Поэтому предлагаю снизить плату за мусор для предпринимателей в 3 раза. Снижая нагрузку на предпринимателей, мы прежде всего защищаем интересы людей, жителей области, – подчеркнул Сергей Сокол.

Но повлечет ли снижение оплаты за вывоз мусора за собой и общее снижение цен на товары и услуги? Это мы узнаем еще не скоро – лишь когда закончится переходный период «мусорной» реформы…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру