Зачем правительству Иркутской области нужна убыточная авиакомпания

Возможно, власти преследуют частные цели, выкупая за бюджетные деньги акции «ИрАэро»

На днях в редакцию «МК Байкал» наконец пришел официальный ответ на запрос о принципах формирования объемов субсидирования воздушных перевозок в Иркутской области. Нам хотелось выяснить, какова логика предоставления субсидий тем или иным авиакомпаниям, которые обеспечивают авиаперевозки жителей отдаленных районов области, давая им возможность решить свои насущные вопросы в областном центре.

Возможно, власти преследуют частные цели, выкупая за бюджетные деньги акции «ИрАэро»

Мы также хотели уточнить информацию относительно субсидий на возмещение авиакомпаниям лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые ими от лизинговых компаний. Вопросы эти возникли не на пустом месте, поскольку ситуация, возникшая у «ИрАэро», учредители которой являются и учредителями авиакомпании «Сила», с каждым днем становится все более проблемной. «ИрАэро» может оказаться банкротом, что может негативно повлиять и на работу авиакомпании «Сила». Даже без учета иска АО «Гражданские самолеты Сухого» в Арбитражном суде иски от ПАО «ГТЛК» к «ИрАэро» в общем объеме составляют 2 млрд рублей, а вместе с ним общая задолженность авиакомпании за лизинг самолетов «Сухой Суперджет-100» подбирается к 2,5 млрд рублей. Сегодня во взаимоотношениях правительства и авиакомпании «ИрАэро» возник новый поворот: предполагается, что Корпорация развития Иркутской области выкупит акции компании. Учитывая сообщения о докапитализации КРИО на 500 миллионов рублей, можно предположить, что эти деньги – деньги налогоплательщиков – пойдут на спасение авиакомпании.

Ответ областного правительства исчерпывающий: субсидии по авиаперевозкам из отдаленных районов получают две компании: «Сила» и «Ангара». Ресурсное обеспечение расходных обязательств по лизинговым платежам для авиакомпаний с 2016 года отсутствует. Можно вздохнуть с облегчением? Как будто бы можно. Но не тут-то было.

12 марта на пресс-конференции в Москве губернатор Сергей Левченко сделал заявление: иркутские власти после покупки «ИрАэро» будут развивать перевозки в отдаленные территории. Покупка 51% акций авиакомпании «ИрАэро» Иркутской областью позволит развивать авиасообщение с труднодоступными территориями. «Мы должны развивать собственную авиакомпанию, так как во многие населенные пункты [региона] можно только долететь», – сказал Левченко.

Он отметил, что Корпорация развития Иркутской области (на 100% принадлежит правительству региона), которая выкупит контрольный пакет, «ИрАэро», банк «Солидарность» и АО «Рампорт Авиа» подписали меморандум о взаимопонимании. В нем идет речь о дальнейшем развитии компании. За какую сумму могут быть выкуплены акции, губернатор не уточнил.

Интересная получается конфигурация: непосредственно средства областного бюджета на помощь «ИрАэро» как будто бы израсходованы не будут. Однако КРИО, которая на 100% принадлежит правительству Иркутской области и средства на счетах которой бюджетные (другими словами, это налоги, которые жители области отчисляют в бюджет), выделит средства для приобретения 51% акций «ИрАэро». Сумма сделки не уточняется. Но не так давно Левченко заявлял о докапитализации КРИО на 500 млн руб. Не для этих ли целей потребуется такая внушительная сумма?

Выходит, наши с вами деньги пойдут на спасение частного бизнеса, который заваливается в результате ошибок управления. Почему за результат хозяйственной деятельности частника должны платить мы – население Иркутской области? Тем не менее губернатор Иркутской области коммунист Левченко с легкостью принимает такое решение. Как это понравится рядовым налогоплательщикам? Может быть, пора уже на самом деле «услышать голос каждого»? Может быть, пора перестать прикрываться «красными» идеями о госплане и пятилетках? Может, пора перестать отсылать нас к прошлому, к СССР – в надежде, что ностальгия поможет отвлечь общественное внимание от реальности, в которой учитель своими налоговыми платежами с убогой зарплаты должен спонсировать чью-то частную лавочку?

Генеральный директор «ИрАэро» и один из акционеров компании Юрий Лапин ранее объяснял решение о продаже контрольного пакета потребностями в ресурсах для приобретения самолетов МС-21. Но не далее как две недели назад был озвучен перенос серийного выпуска МС-21 на 2021 год. Да и сам самолет явно не для перевозок внутри области и уж точно не для пассажирских полетов на наши севера.

И как вообще все это соотносится: перевозки в отдаленные территории региона, о которых говорит Левченко, «Рампорт Авиа» – московский аэропорт Жуковский, проект МС-21 – и деньги налогоплательщиков Иркутской области? Наши с вами деньги.

Отдельный вопрос заключается в том, что такая форма участия КРИО в проектах противоречит заявленным и допустимым формам. Во всяком случае, судя по информации на сайте КРИО, основной формой участия является долевое участие в уставном капитале вновь создаваемой проектной компании, дополнительными формами являются создание объекта инвестиций на собственном балансе и в форме предоставления займа. Ни одна из форм участия никаким образом не соотносится с планами правительства Левченко покупать акции действующей компании, имеющей все признаки финансово проблематичной, без создания принципиально нового производства или же расширения производства. Мы видим самое простое и понятное – действия, направленные на погашение старых, накопленных долгов.

Создается стойкое впечатление, что правительство региона во главе с Левченко решает какие-то свои узкие задачи, а также проблемы отдельных частных предпринимателей, которые довели компанию до предбанкротного состояния, за деньги налогоплательщиков. Может быть, речь идет о заинтересованности в туристическом бизнесе? Недаром «ИрАэро» – компания, которая сотрудничала (пусть и не очень удачно, учитывая недавний скандал с вывозом туристов с мест отдыха) с китайской компанией «Жемчужная река». Можно вспомнить также преференции правительства в отношении никому не известной китайской фирмочки, которая была заявлена правительством как главный инвестор туристического кластера особой экономической зоны «Ворота Байкала». Не китайских ли туристов (а то и коммунистов) намерена возить компания на Байкал?

И, кстати, объем поданных к АК «ИрАэро» судебных исков увеличился еще на 151 млн руб. Так что вероятно, что до выпуска МС-21 «ИрАэро» все же не доживет. Где тогда осядут бюджетные деньги?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру