Мы также хотели уточнить информацию относительно субсидий на возмещение авиакомпаниям лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые ими от лизинговых компаний. Вопросы эти возникли не на пустом месте, поскольку ситуация, возникшая у «ИрАэро», учредители которой являются и учредителями авиакомпании «Сила», с каждым днем становится все более проблемной. «ИрАэро» может оказаться банкротом, что может негативно повлиять и на работу авиакомпании «Сила». Даже без учета иска АО «Гражданские самолеты Сухого» в Арбитражном суде иски от ПАО «ГТЛК» к «ИрАэро» в общем объеме составляют 2 млрд рублей, а вместе с ним общая задолженность авиакомпании за лизинг самолетов «Сухой Суперджет-100» подбирается к 2,5 млрд рублей. Сегодня во взаимоотношениях правительства и авиакомпании «ИрАэро» возник новый поворот: предполагается, что Корпорация развития Иркутской области выкупит акции компании. Учитывая сообщения о докапитализации КРИО на 500 миллионов рублей, можно предположить, что эти деньги – деньги налогоплательщиков – пойдут на спасение авиакомпании.
Ответ областного правительства исчерпывающий: субсидии по авиаперевозкам из отдаленных районов получают две компании: «Сила» и «Ангара». Ресурсное обеспечение расходных обязательств по лизинговым платежам для авиакомпаний с 2016 года отсутствует. Можно вздохнуть с облегчением? Как будто бы можно. Но не тут-то было.
12 марта на пресс-конференции в Москве губернатор Сергей Левченко сделал заявление: иркутские власти после покупки «ИрАэро» будут развивать перевозки в отдаленные территории. Покупка 51% акций авиакомпании «ИрАэро» Иркутской областью позволит развивать авиасообщение с труднодоступными территориями. «Мы должны развивать собственную авиакомпанию, так как во многие населенные пункты [региона] можно только долететь», – сказал Левченко.
Он отметил, что Корпорация развития Иркутской области (на 100% принадлежит правительству региона), которая выкупит контрольный пакет, «ИрАэро», банк «Солидарность» и АО «Рампорт Авиа» подписали меморандум о взаимопонимании. В нем идет речь о дальнейшем развитии компании. За какую сумму могут быть выкуплены акции, губернатор не уточнил.
Интересная получается конфигурация: непосредственно средства областного бюджета на помощь «ИрАэро» как будто бы израсходованы не будут. Однако КРИО, которая на 100% принадлежит правительству Иркутской области и средства на счетах которой бюджетные (другими словами, это налоги, которые жители области отчисляют в бюджет), выделит средства для приобретения 51% акций «ИрАэро». Сумма сделки не уточняется. Но не так давно Левченко заявлял о докапитализации КРИО на 500 млн руб. Не для этих ли целей потребуется такая внушительная сумма?
Выходит, наши с вами деньги пойдут на спасение частного бизнеса, который заваливается в результате ошибок управления. Почему за результат хозяйственной деятельности частника должны платить мы – население Иркутской области? Тем не менее губернатор Иркутской области коммунист Левченко с легкостью принимает такое решение. Как это понравится рядовым налогоплательщикам? Может быть, пора уже на самом деле «услышать голос каждого»? Может быть, пора перестать прикрываться «красными» идеями о госплане и пятилетках? Может, пора перестать отсылать нас к прошлому, к СССР – в надежде, что ностальгия поможет отвлечь общественное внимание от реальности, в которой учитель своими налоговыми платежами с убогой зарплаты должен спонсировать чью-то частную лавочку?
Генеральный директор «ИрАэро» и один из акционеров компании Юрий Лапин ранее объяснял решение о продаже контрольного пакета потребностями в ресурсах для приобретения самолетов МС-21. Но не далее как две недели назад был озвучен перенос серийного выпуска МС-21 на 2021 год. Да и сам самолет явно не для перевозок внутри области и уж точно не для пассажирских полетов на наши севера.
И как вообще все это соотносится: перевозки в отдаленные территории региона, о которых говорит Левченко, «Рампорт Авиа» – московский аэропорт Жуковский, проект МС-21 – и деньги налогоплательщиков Иркутской области? Наши с вами деньги.
Отдельный вопрос заключается в том, что такая форма участия КРИО в проектах противоречит заявленным и допустимым формам. Во всяком случае, судя по информации на сайте КРИО, основной формой участия является долевое участие в уставном капитале вновь создаваемой проектной компании, дополнительными формами являются создание объекта инвестиций на собственном балансе и в форме предоставления займа. Ни одна из форм участия никаким образом не соотносится с планами правительства Левченко покупать акции действующей компании, имеющей все признаки финансово проблематичной, без создания принципиально нового производства или же расширения производства. Мы видим самое простое и понятное – действия, направленные на погашение старых, накопленных долгов.
Создается стойкое впечатление, что правительство региона во главе с Левченко решает какие-то свои узкие задачи, а также проблемы отдельных частных предпринимателей, которые довели компанию до предбанкротного состояния, за деньги налогоплательщиков. Может быть, речь идет о заинтересованности в туристическом бизнесе? Недаром «ИрАэро» – компания, которая сотрудничала (пусть и не очень удачно, учитывая недавний скандал с вывозом туристов с мест отдыха) с китайской компанией «Жемчужная река». Можно вспомнить также преференции правительства в отношении никому не известной китайской фирмочки, которая была заявлена правительством как главный инвестор туристического кластера особой экономической зоны «Ворота Байкала». Не китайских ли туристов (а то и коммунистов) намерена возить компания на Байкал?
И, кстати, объем поданных к АК «ИрАэро» судебных исков увеличился еще на 151 млн руб. Так что вероятно, что до выпуска МС-21 «ИрАэро» все же не доживет. Где тогда осядут бюджетные деньги?