Как жители Иркутска переплачивают за тепло по 10 тыс. руб. за зиму

Сергей Вахонин, почетный строитель России, о том, как нас обсчитывают, а не рассчитывают

26.12.2018 в 11:33, просмотров: 215

Изменения в федеральных нормативных актах происходят так быстро, что остаётся только посочувствовать тем структурам, которые должны все это выполнять или контролировать. Федеральный центр максимально усложняет задачу для региональных органов власти, особенно в том, что касается «социальных» отраслей экономики. Сфера жилищно-коммунального хозяйства – именно такая отрасль. 

Как жители Иркутска переплачивают за тепло по 10 тыс. руб. за зиму
Фото: 01.rodina.news

И вот главный вопрос, который тревожит общество: адекватность платежей. Кто должен контролировать баланс между ростом расходов населения на эти услуги и ростом доходов, если последний существенно отстает от первого? Кто должен наблюдать, чтобы предоставляемые услуги оценивались адекватно? Кто, в конце концов, проконтролирует региональные власти, чтобы они работали как следует и деньги населения не выкидывались на ветер?

Возьмем нормативы потребления коммунальных услуг. Накалились страсти вокруг новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Действительно, государство очень встревожено экологической ситуацией, связанной с отходами. Появление национального проекта «Экология» – тому подтверждение. Объём финансирования до 2024 года – 4 трлн рублей. Из них около 3 трлн рублей – внебюджетные средства, федеральных денег – 278 млрд рублей. Проблема должна быть решена за 6 лет. Роль населения в этой программе – раздельный сбор отходов. Все полномочия по исполнению «мусорных» планов возложены в основном на субъекты РФ – по организации реализации федерального закона.

Учитывая, что сбор и транспортировка отходов давно присутствуют в платёжках у населения, мусор собирается и вывозится, главная задача – выстроить правильные отношения с бизнесом в лице регионального оператора. Правильные – такие, чтобы население не страдало финансово, не переплачивало.

Но что же мы видим? В мае 2018 года министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области утвердило новые нормативы на ТКО для населения, которые кардинально запутывают ситуацию – теперь платим не с квадратного метра, а с человека, «по-тихому» увеличивается норматив. Но этого будто никто и не заметил – и всенеприятные ожидания плавно переместились в адрес службы по тарифам. Именно на службу по тарифам «вешают собак» за увеличение платы за мусор. Но не надо смешивать понятия «платёж» и «тариф». На самом деле размер платежа – это количество (норматив или счётчик), умноженное на цену за единицу (тариф). Служба по тарифам строго следит за ростом тарифов в соответствии с федеральными стандартами. А вот за нормативами в коммунальном хозяйстве, которые устанавливает министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, присмотреть некому. Вот они и видоизменяются.

Давайте рассмотрим эти «видоизменения» на примере норматива на очень серьёзный (по величине оплаты) зимний платёж – за отопление. Он принят в начале 2016 года – но не введён в действие этим же министерством до сих пор! Когда нарушается законодательство (а оно, я считаю, нарушено), всегда возникает вопрос: кому это выгодно? Но и без расследования можно сказать, кому это не выгодно – населению. Установленный, но не введённый норматив на коммунальную услугу по отоплению – 0,015 Гкал/м2 – явно ниже установленного, например, в городе Иркутске в 2006 году – это 0,027 Гкал/м2.

Для нового жилого комплекса «Современник», что расположен в Иркутском районе, в поселке Дзержинск, например, расчёт за услугу по отоплению (который осуществлялся управляющими компаниями) производится по нормативу, который к моменту заселения собственников в жилой комплекс составлял 0,043 Гкал/м2. Сравните с установленным, но не введённым. Хочу заметить, что это происходит в новом жилом комплексе, который имеет статус высокой энергетической эффективности и оснащён всеми приборами учёта энергоресурсов. Что же тогда насчет старых домов? А что же тогда делается в иных муниципальных образованиях? А нормативы в иных муниципальных образованиях ещё выше.

Позволю себе небольшое отступление – для понимания последствий для населения. Правительство РФ своим постановлением № 603 от 29.06.2016 года передаёт субъектам РФ полномочия по установлению правил расчётов услуги по отоплению, а именно – как считать данную услугу: по прибору учёта или по 1/12 (по числу месяцев) в течение года. Правительство Иркутской области после долгих обсуждений приняло такое решение (подобное решение оно должно принимать каждый год до 1 октября, на следующий отопительный период): разделить территорию области на две части и для одной из них считать отопление по прибору учёта в отопительный период, а другая часть должна вести расчёт по 1/12 в течение всего года. Та территория (Иркутский район), где новостройки, попала под расчёт по 1/12. А поскольку базы для расчёта по 1/12 у новых домов не было, считали и считают по нормативам, утверждённым муниципальными образованиями, т. е. очень высоким по сравнению с утверждёнными и не введёнными министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. Это означает, что в Иркутске действующий (незаконно?) норматив на отопление – 0,027 Гкал/м2. Утверждённый, но не введённый, напомню, 0,015 Гкал/м2. Разница – 0,012 Гкал/м2. При существующем тарифе на тепло разница в деньгах составляет 15,8 руб./м2. Таким образом квартира площадью 50 м2 в месяц переплачивает 790 рублей, а в год – 9 480 рублей. Жилой дом площадью 4 000 м2 – 63,2 тыс. руб. в месяц, в год – 758,4 тыс. рублей. Бешеные деньги.

В том же ЖК «Современник» разница между муниципальным и областным нормативами составляет 0,0266 Гкал/м2, что при тарифе, действовавшем на момент заселения людей в 2016 году, давало разницу в деньгах 52,37 руб./м2. Такая же квартира площадью 50 м2 в «Современнике» излишне оплачивала за отопление 2 618,5 руб. в месяц.

На отопительный период 2019-2020 гг. правительство Иркутской области не приняло никакого соответствующего решения, опять же в нарушение законодательства. Так что продолжают применяться нормативы на коммунальную услугу по отоплению, утвержденные органами муниципальных образований в соответствии с полномочиями субъекта РФ – Иркутской области. Поэтому новостройки в Иркутском районе обречены на очень высокий платёж за коммунальную услугу по отоплению. Та беспечность, с которой руководители правительства Иркутской области, отвечающие за жилищно-коммунальное хозяйство, относятся к организации исполнения федеральных законов и к формированию региональных нормативов в сфере, затрагивающей прямые интересы граждан территории, уже не настораживает, а пугает. И что же будет дальше?​

Сергей Вахонин, руководитель Иркутской областной общественной организации потребителей энергии и услуг ЖКХ, почетный строитель России. Фото: irkutskmedia.ru