ТОРный путь: Тулун встал на рельсы опережающего развития

Территория намерена выживать за счет стеклокомпозитов и колбасы

Очередная Территория опережающего социально-экономического развития может быть создана в городе Тулун Иркутской области. В дополнение к уже действующим (а точнее, недействующим) ТОРам в Усолье-Сибирском, Черемхово и Саянске. Соответствующая заявка подана в министерство экономического развития Приангарья и находится на рассмотрении. Как всегда, главный вопрос на общем фоне не слишком благополучной экономической ситуации: будет ли толк от этого создания?

Территория намерена выживать за счет стеклокомпозитов и колбасы
Фото: tulun.life

Кто инвестор?

Территория опережающего социально-экономического развития – это экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения. Особый режим предусматривает изъятие для нужд ТОР земель и недвижимости.

В отличие от особых экономических зон (ОЭЗ) и зон территориального развития (ЗТР), ТОР создается под конкретного крупного инвестора и на 70 лет с правом продления. Заработать ТОРы должны были в 2016-2017 годах, на эти цели запланировано было потратить 23 миллиарда рублей бюджетных денег. Заявку на создание ТОР может подать руководство любого субъекта РФ, в отличие от зон территориального развития. Кстати, территория ТОР не обязательно должна совпадать с границами субъекта Федерации. Каждая отдельно взятая Территория опережающего развития имеет специально установленный перечень видов разрешенной экономической деятельности, для которых разработан индивидуальный правовой режим.

Предполагается, что резиденты ТОР (предприятия, желающие развивать бизнес на данной территории) будут получать довольно существенные льготы. Они могут воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль (зачисляемому в федеральный бюджет) в течение первых 5 лет; пониженной ставкой по налогу на прибыль, подлежащей зачислению в областной бюджет; нулевой ставкой по налогу на имущество в течение первых 5 лет; нулевой ставкой по земельному налогу в течение 5 налоговых периодов; сокращенным размером страховых взносов с 30,2% до 7,6% на 10 лет. В общем, обосновывайтесь, инвесторы, создавайте рабочие места и приносите пользу окружающим.

В Тулунской ТОР (если она будет одобрена наверху) уже есть 15 потенциальных резидентов. Планируется, что основным станет возрождаемый на месте бывшего стекольного завода завод стеклокомпозитов, а поддерживать его будут предприятия по переработке древесины и выпуску продуктов питания, в том числе колбасных изделий. Завод стеклокомпозитов уже объявлен, его должны начать строить в мае 2019 года. Инвестиции в проект составят 1,3 миллиарда рублей, планируемая мощность – 25 тысяч тонн продукции в год. На заводе будет производиться более 20 видов продукции, в том числе стеклоткани, стеклонити, ровинг (жгут из нитей непрерывного стекловолокна). Общий объем рабочих мест, которые создадут в Тулуне потенциальные резиденты – более 1000.

Город Тулун. Фото из открытых источников.

Что с нашими ТОРами не так?

На самом деле ТОР работают – это можно увидеть на примерах в европейской части страны и на Дальнем Востоке. Гораздо хуже обстоят дела в Иркутской области.

Территория опережающего развития в Усолье-Сибирском не пользуется особой популярностью у инвесторов. Чиновники ожидали, что якорными резидентами здесь станут крупные местные компании, но одна из них - «Усольехимпром» – фактически прекратила свою производственную деятельность, поскольку обанкротилась. Второй потенциальный якорный резидент – Усольский химфармзавод. Но у него возникли проблемы с уплатой налогов за предыдущие периоды, тогда как один из основных факторов для работы в ТОСЭР – отсутствие задолженности по налогам.

С февраля 2016 года в Усольской ТОР было зарегистрировано всего три резидента с суммарным объемом инвестиций 320 миллионов рублей. В начале сентября 2017 года на статус резидента ТОР в Усолье было подано еще семь заявок. В октябре ТОР покинул один из трех действующих резидентов, компания «СБТ-Иркутск». Вместо нее в январе 2018 года третьим резидентом стала компания «Лайм», предложившая создать здесь предприятие по производству топливных пеллет стоимостью 22,5 миллиона рублей. Предприятие пока не создано.

ТОР в Черемхово и Саянске получили свой статус в конце 2017 года, и пока рано говорить об их эффективности или неэффективности.

Фатальная непрозрачность

Выступая перед первостроителями Шелехова, губернатор Иркутской области Сергей Левченко высказал свое видение причин того, почему ТОР в Приангарье так и не стали территориями развития. Он считает, что резиденты не хотят платить даже такие маленькие налоги, которые гарантирует им ТОР, не желают делать свои финансы прозрачными. Именно поэтому, по словам губернатора, нужно искать другие способы привлечения резидентов, вплоть до административных. Например, такие: «Мало желающих идти работать в такие официальные зоны, где надо всё показывать и работать прозрачно. Поэтому ищем другие варианты вплоть до административных: берёшь за шкирку какого-нибудь владельца предприятия, приводишь туда и говоришь: регистрируйся, иначе мы тебе устроим головомойку». Такая идея пришла губернатору в голову после того, как он в Казани узнал о том, как к ним пришел завод Ford.

Позиция губернатора в этом деле – решающая. Иркутский губернатор делает большие ставки на административный ресурс: «На ухо говорят: сверху сказали, и вот работают. Поэтому не рассчитывайте на то, что с объявлением территории опережающего развития всё сразу зацветет и запахнет. Нужно применять очень много административных рычагов, чтобы предприятия сюда пришли и налоги платили. Надо вытаскивать из кустов, заставлять, зажимать».

Административный ресурс, конечно, может многое. Так, вице-премьер РФ Игорь Шувалов в конце декабря 2017 года заявил, что территории опережающего развития потеряют свой статус, если через 1-2 года с момента присвоения этого статуса не смогут привлечь инвесторов. Это станет дополнительным стимулом для власти – использовать давление и «вытаскивать из кустов». Вот только хватит ли у них сил на все ТОСЭР? Ведь в надежде на большие бюджетные и инвестиционные средства ТОР хотят создать в Тайшете, Бодайбо, Зиминском, Усть-Кутском и Усть-Илимском районах. Это ж сколько адмресурсов надо будет иметь, чтобы все ТОРы заработали?

 

Стеклянная нить

Когда-то Тулунский завод был одним из градообразующих предприятий, но в конце 90-х завод погиб под давлением невыносимых экономических реалий. В прошлом году в Тулуне появились люди, желающие возродить старое предприятие. Инициатор проекта возрождения – уроженец Тулуна, ныне иркутянин предприниматель Денис Шершенев. Он предлагает заняться на территории старого завода производством стеклокомпозитов и стеклопластика – то есть возрождение предприятия не подразумевает возврат к производству стеклянной посуды и сувениров.

Тулунский стекольный завод (архивное фото).
Тулунский стекольный завод сегодня. Фото: web-tulun.ru

Стеклопластик применяют в самолётостроении, кораблестроении и космической технике. Из него производят как бассейны и оконные профили, так и особо прочные трубы, корпуса ракетных двигателей твёрдого топлива. При чем тут стекольный завод? Дело в том, что этот материал состоит из особого волокна -- стеклянная нить плюс связующее вещество.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру