Миссия невыполнима: понимает ли сегодня работник культуры, в чем его миссия?

Когда было нечего есть, культура удивляла творческим подходом, а теперь «жаждой оплаты наших движений»

Мы не раз слышали фразу «Кадры решают всё». На самом деле – смотря какие кадры и сколько их. О качестве кадрового состава в армии работников культуры рассуждает директор Иркутского областного дома народного творчества Людмила Герда.

Когда было нечего есть, культура удивляла творческим подходом, а теперь «жаждой оплаты наших движений»

– Для многих работник культуры – это товарищ на синекуре, почти бездельник. Сталкивались с таким мнением?

– Прежде чем говорить на эту тему, хочу напомнить анекдот, знакомый мне еще со студенческих времен.

Встречаются два товарища, которые долгое время не виделись. Один из них заводчанин, другой – музыкант. Разговорились о том, как сложилась жизнь у каждого. Первый с гордостью рассказал, что много лет отработал на заводе и сегодня находится на заслуженном отдыхе. А его портрет украшает заводскую Доску почета. Второй, держа в руках кофр с инструментом, поведал, что до сих пор музицирует и сейчас спешит на репетицию в филармонию. Заводчанин изумленно отреагировал: «Да ты так всю жизнь и не работал?!» Этот анекдот очень точно определяет отношение некоторых людей к работникам культуры. Многие из них не понимают или не задумываются о роли культуры для общества. Нематериальное сложно оценить с помощью грубой рациональности.

Фото: "ВКонтакте"

– А как же быть?

– Тут возникает встречный вопрос: нужна ли таким людям культура в принципе? Понимают ли они, какую роль она играет в жизни любого человека? Конечно, культурные процессы сложны, многообразны, не каждый готов их осмыслить и воспринять целостно. Но культура – это в первую очередь живая судьба каждого народа. И конечно, окончательно самоустраниться от нее невозможно.

– Поле народного творчества, народной, традиционной культуры Иркутской области «вспахивают» 813 культурно-досуговых учреждений. От чего зависит урожай?

– Во многом – от профессионализма кадрового состава. И самодеятельное творчество здесь не исключение. Актуальным остается вопрос и об осознании работниками культуры своей роли в обществе.

– Сотрудники отдают себе в этом отчет? Понимают свою роль? А власть предержащие на местах хотя бы улавливают суть проблемы?  

– На мой взгляд, далеко не все. В 90-е культура обнищала окончательно. Тогда лучшие кадры уезжали из малых городов и поселков в большие города в поисках лучшей жизни. У кого была предпринимательская жилка, те уходили в торговлю, чтобы обеспечивать свои семьи. Но что удивительно: в эти нищенские для работников культуры времена в профессиональных учебных заведениях можно было увидеть молодежь, мечтающую стать музыкантами, художниками, режиссерами и актерами. Конечно, обучение тогда было бесплатное, но и набор основывался исключительно на способностях и талантах поступающих. И в те времена преподаватели в соответствующих учебных заведениях учили студентов быть, а не казаться профессионалами. Помогали обрести смысл жизни и совершенствоваться в своей специальности.

Тогда и работники домов культуры поражали своими творческими находками, свежими мыслями. И все это воплощалось на сценических площадках клубов, причем, обратите внимание, во времена страшного дефицита материальных ресурсов. Люди как-то старались возместить их отсутствие своим желанием работать по призванию.

– А что же изменилось сегодня?

– Нынче ситуация совершенно другая. Зритель стал другой. Да и жажды творчества у работников культуры заметно поубавилось – причем на фоне финансовых вложений в нее. Мы не заметили (а может, и не поняли даже, что случилось), как произошла подмена ценностей. Как работу художника-декоратора принизили, модифицировав его умения в красочные баннеры и видеоэкраны, как авторские сценарии заменили шаблоны из интернета, как репертуар ушел на второй план, а на фоне шикарной сценографии поблекла игра актеров. Мы забыли самое главное: мы сами, люди, формируем СВОЕ культурное пространство. И наконец, мы сменили жажду творчества на жажду оплаты наших движений.

У нас, к сожалению, нет здорового баланса между материальным и нематериальным. Я за то, чтобы культура начиналась с идеи, мысли и слова, которые нужно грамотно выражать и доносить до аудитории. Я за бурю человеческих эмоций, способных перевернуть мир. Я за то, чтобы рифмовать жизнь зрителей прежде всего нематериальной составляющей. Но с другой стороны, работник культуры не должен работать бесплатно или за мизерное вознаграждение. Ему не пристало думать, как на трех работах обеспечить достойную жизнь семье.

– А у него это получается? Сейчас вроде не голодные девяностые. Мы везде понастроили модельные дома культуры…

– Если бы получалось! С 2011 года мы обновляем материально-техническую базу, но кадровую политику все еще не перестроили. В итоге – дефицит звукооператоров, светооператоров, мало режиссеров зрелищных мероприятий, способных использовать все чудеса современной техники. Отдельная проблема – поиск правильных методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, – это оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм. Время показывает, что и тут мы отстали. Надо перестраиваться на марше, иначе запросов реальной аудитории у нас не будет – мы до сих пор топчемся на месте. И даже не замечаем, как это демонстрируем: хендмейд заменяет ремесло, петь «вживую» разучились, о репертуаре вообще очень грустно говорить. Мы забыли, чему нас учили мастера и что есть профессия работника культуры.

– Так по результатам этой «забывчивости» остались ли вообще профессиональные кадры в культуре сегодня?

– Кадры есть – профессионалов мало. И в этом принципиальная разница. «Вкладывать» музыку прямо в уши слушателей, минуя труд исполнителей, пока еще не научились» – так говорил Тимофей Докшицер (трубач, педагог, дирижер, профессор Академии им. Гнесиных. – Прим. ред.). С ним трудно не согласиться. В современных условиях проблема сохранения нематериальной культуры приобретает государственное значение. Сейчас, оказывается, уже недостаточно заниматься эпизодической работой с национальным и нематериально-культурным наследием. Работа по сохранению традиций народной нематериальной культуры требует систематического применения программных средств и методов.

– Если я правильно вас понимаю, на этом направлении нужны опытные специалисты?

– Вот именно. Однако с ними у нас в регионе колоссальный дефицит. Я говорю сейчас о таких специалистах, как этнографы, изучающие культуру народов, их традиции и быт. А еще нам позарез нужны сегодня фольклористы – специалисты по изучению направлений народного творчества. В нашем многонациональном регионе таких кадров не готовят, а надо бы.

– Тогда невольно возникает вопрос: а как же без таких специалистов выживают 813 досуговых учреждений Приангарья?

– Нынче дома культуры наших муниципальных образований занимаются всем – от организации праздников до организации туризма. И в этом кроется огромный минус для развития культурно-досуговой сети. Уже хотя бы потому, что невероятная нагрузка ложится на кадры. Один сотрудник здесь по факту вынужден совмещать несколько профессий. Он, как в известной поговорке, «и чтец, и жнец, и на дуде игрец».

– И «распахивать» всю эту клубную ниву он должен один, за себя и за весь штат досугового учреждения?

– Совершенно верно. Ему надо найти финансирование, продумать маркетинговый план и реализовать творческую идею. Вот так нынче мы все и живем. Хотя здравый смысл подсказывает, что практически невозможно быть в нескольких специальностях профи, тем более если они не из смежных областей.

– А вы можете сказать, сколько профессионалов в культурно-досуговой системе региона насчитывается?

– За все про все 10%. Эти сотрудники всегда инициативны и требовательны к себе и к обеспечению творческого процесса. Для них мотивация не отвлеченное понятие, а прежде всего понимание ценности учреждения. На них и держится культура муниципальных образований. А парадокс заключается в том, что именно администраторы на местах зачастую их не поддерживают, не слышат.

– А остальные 90%, получается, непрофессионалы? И как тогда этот штат целесообразно использовать?

– Остальным сотрудникам выполнять сегодняшние требования сложно. Но и винить их особо в этом нельзя. Они учились совсем другому. Поэтому одни уходят из профессии с огромным разочарованием. Вторые где-то учатся по специальности, ничего общего не имеющей с нашей спецификой. А третьи как-то приспосабливаются. Такое положение, увы, сегодня в системе культурно-досуговой сети.

– И где же разумный выход?

– Если мы хотим поставить работу на качественную основу, необходимо расширять штатный состав ДК, добавляя туда такие необходимые профессии, как этнограф, фольклорист, видеооператор, монтажер, дизайнер, редактор, маркетолог. Необходим концептуальный подход к деятельности культурно-досуговых учреждений.

– Считается, что дома культуры – это «база» для представителей национальных сообществ нашего многонационального региона. А насколько у нас в регионе нынче популяризируется национальная культура? И вообще, это же настоящее «золотое дно» для развития туризма…

– На мой взгляд, мало популяризуется. Многие жители Прибайкалья даже не подозревают, что здесь есть уникальные народы, и совсем не знакомы с национальными традициями. Кто помнит, что кроме песен и танцев существует многообразие календарно-обрядовых праздников и обычаев? И конечно, для сохранения нашего регионального колорита следует рассматривать национальную культуру через развитие сферы туризма. Преимуществ для этнокультурного туризма у нас множество. И конечно, не будем забывать самое важное – это укрепление толерантного отношения между представителями разных наций через знакомство с их национальной культурой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру