Ценность планетарного масштаба: будет ли археологический музей в Иркутске

Возраст погребальных комплексов здесь составляет более 7 тысяч лет

Строительство музея на месте Глазковского некрополя (парк Парижской коммуны) – проект амбициозный. Возникшая сто лет назад идея время от времени обсуждается, но дальше пиар-акции дело пока не двигается.

Возраст погребальных комплексов  здесь составляет более 7 тысяч лет
Фото: irkipedia.ru

Иркутскую область по праву считают «археологическим раем». Древние стоянки и погребения открыты в верховьях Лены вблизи поселка Качуг, на Ангаре недалеко от Балаганска, на реке Белой в Мальте, на Байкале, наконец, в разных районах города Иркутска. Всего более 700 объектов. Один из самых уникальных – Глазковский некрополь, хранящий информацию эпохи неолита. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст погребальных комплексов составляет более 7 тысяч лет – эти свидетельства жизни человека древнее египетских пирамид.

Спасти и сохранить

– Работа археологов чаще всего начинается со спасения, – говорит Владимир Базалийский, археолог, сотрудник лаборатории археологии и палеоэкологии Института археологии и этнографии СО РАН ИГУ – Из-за той или иной хозяйственной необходимости при строительстве обнаруживаются свидетельства древности, и только потом приходят ученые. В восьмидесятые годы прошлого века археологическая экспертиза стала обязательной. Но и сейчас нас привлекают далеко не всегда. Самые знаменитые находки конца XIX века, ставшие научной сенсацией, сначала попали в руки необразованных рабочих. Основная часть Глазковского некрополя пропала при строительстве подъездных путей к железнодорожному вокзалу. Погребальные комплексы, древние стоянки, культовые сооружения – основные археологические источники. В погребениях Глазковского некрополя встречаются каменные топоры, рыболовные крючки, костяные игольники с иглами, наконечники копий, украшения из клыков кабана, марала, белого и зеленого нефрита, скульптурные фигурки голов лосей и рыб. Некрополь известен с 1887 года. Около 300 погребений уничтожено при строительстве Транссибирской железной дороги, за период исследования раскопано более 80. Но и то, что осталось нетронутым – для изучения древнего человека – бесценно.

Фото: artifact.ru

Глазковский некрополь расположен под центральной аллеей парка Парижской коммуны и на небольшой прилежащей к ней территории. Такой древности памятник, сохранившийся в центре большого города, случай уникальный, подобного в мире больше нет. Идея создания музея археологии, который благодаря доступности сможет стать образовательным и научным центром, родилась еще в начале прошлого века. В 1922 году идея была поддержана властями, но уже через два года ее отложили на неопределенное будущее с формулировкой «из-за недостатка материальных средств»

Парк палеолитического периода

Председатель комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска Виталий Барышников – историк, один из тех энтузиастов, кто, безусловно, уверен, что идея создания музея археологии в Иркутске будет реализована. Кстати, пару десятилетий назад он организовал экскурсионный маршрут по парку Парижской коммуны и рассказывал иркутянам о бесценных культурных сокровищах, которые лежат под слоями земли.

Фото: glagol38.ru

– Музейный археологический комплекс в нашем городе – это история, которую предстоит открыть, – говорит Виталий Барышников. – Еще совсем недавно, пятьдесят лет назад, теория происхождения человека была связана с одной точкой на африканском континенте. Сегодня следы присутствия человека находятся в разных регионах земного шара. Иркутская область – одно из таких мест. Первый палеолитический памятник Российской империи был найден именно в Иркутске при строительстве военного госпиталя. Глазковский некрополь – уникальный объект истории человеческой цивилизации. Не только Байкал объект планетарного значения, но и Глазковский некрополь – культурная ценность планетарного масштаба.

В каком-то смысле я даже рад, что идея музеефикации не была осуществлена в ХХ веке, поскольку тогда еще не было необходимого уровня обеспечения сохранности археологических находок. Музеефикация Глазковского некрополя должна реализовываться с использованием самых передовых технологий. Это будет не только современный музей, а научно-исследовательский комплекс, в котором музейная часть сочетается с исследовательской, где раскопки продолжатся в соответствии с научной программой. Кроме того, необходимо современное фондохранилище. В 2010 году президентом, тогда премьер-министром, страны было дано поручение – создать в каждом федеральном округе фондохранилище. Надо участвовать в соревновании и доказывать, почему это необходимо именно у нас.

Кроме того, сам факт создания этого комплекса на территории парка Парижской коммуны, в одной из высоких точек Иркутска, даст возможность обустроить смотровую площадку, откуда хорошо видна историческая часть города с планировкой семнадцатого века, что также одна из особенных, уникальных черт Иркутска. Такой музей станет притягательным местом и для студентов, и для школьников, и для жителей города, и для гостей.

Фото: baik-info.ru

Мировая археология не рассматривала Сибирь как землю, где зарождались первые навыки жизни человечества. Несколько археологических открытий полтора столетия назад изменили ситуацию, став сенсационными. Вырезанные из бивня мамонта фигурки птиц и женские статуэтки, получившие имя «сибирские Венеры» (были найдены у поселка Мальта в Усольском районе), как и многие удивительные находки иркутских ученых, сейчас хранятся в Государственном Эрмитаже и до сих пор составляют основу мирового фонда палеолитической пластики. Ежегодно пополняется коллекция лаборатории археологии и палеоэкологии Института археологии и этнографии СО РАН ИГУ. Но пока демонстрировать археологические памятники мирового значения негде, да и хранить эти сокровища хорошо бы в особенных условиях, обеспечивающих соответствующие температуру и влажность.

Байкальский человек

В 2014 году методический совет Министерства культуры РФ и Институт археологии РАН поддержали проект музейного комплекса «Глазковский некрополь». Министерством культуры и архивов Иркутской области был подготовлен и подписан протокол о сотрудничестве с Государственным историческим музеем. Поддерживает идею Русское географическое общество. Вроде бы все «за», что же мешает созданию музея?

– Конечно, это проект, требующий модернизации инфраструктуры. Дорогостоящий проект, который, возможно, следует осуществлять, привлекая и международную поддержку. Сложность еще и в том, что далеко не всем очевидна его ценность и значимость. Поэтому пока проект находится в стадии созревания, прежде всего мировоззренческого. Для тех, от кого зависит принятие решения, оно неактуально, пока необходимость создания музея не стала очевидной для всего экспертного сообщества как минимум, как максимум – для всех жителей Иркутска. 130-й квартал показал ценность деревянного зодчества. Экспертное сообщество это знало, наконец оценили все иркутяне. Оказалось, что историческое деревянное здание может быть привлекательным во всех смыслах. Может быть коммерчески интересным, и в нем можно осуществлять современные функции. Я убежден, что и до понимания современной значимости идеи музеефикации Глазковского некрополя доживем, – уверен Виталий Барышников. Он напоминает, что на планете обозначены точки зарождения человека – Ближний Восток, Африка, Азия, Якутия. Что академик, известный иркутский археолог Герман Иванович Медведев был убежден, что среди этих путей цивилизации должен быть полноправно обозначен байкальский человек.

– Сегодня необходимо вести исследования именно в этом направлении, создав центр изучения человека – древнего и сегодняшнего. Современные методы исследования дали основания международной группе ученых прийти к выводу о генетической связи индейцев, европейцев и древних сибиряков. Создание музея Глазковского некрополя имеет огромное значение для мировой науки, для исследования миссии человечества и для нашего города. Иркутска. Если мы его умно, современно подадим, будут миллионы людей на планете, которые захотят все это увидеть.

Кстати

Губернатор Игорь Кобзев дал поручение областному министерству культуры и архивов совместно с Центром по сохранению историко-культурного наследия региона создать детальный план по работе над проектом Иркутского археологического туристического центра в 2022 году и подготовить на имя Президента РФ обращение о поддержке соответствующей программы.