Иркутянин дебютировал с симфонической поэмой

С молодым композитором сотрудничает продюсер Земфиры и "Мумий Тролля"

«Баха и Бетховена можно легко переиграть на гитаре, у классики гораздо больше общего с роком, чем можно себе представить», – уверен молодой композитор Константин Кокоуров. 22 февраля вышел первый сингл с его дебютного альбома «Notes» – симфоническая поэма «Air».

С молодым композитором сотрудничает продюсер Земфиры и "Мумий Тролля"
Фото: Анастасия Иванова.

Это кавер на композицию знаменитого рок-гитариста Jason Becker, больше 20 лет страдающего болезнью Лу Герига. Он полностью парализован и создает музыку движением глаз с помощью специальной программы. Релиз выпущен в благотворительных целях, средства от продажи и прослушивания будут перечислены в фонд «Живи сейчас», который является единственной организацией в России, оказывающей помощь людям с таким заболеванием. Запись пластинки состоялась в Берлине на студии Teldex. С молодым композитором сотрудничает продюсер Леонид Бурлаков («Мумий Тролль», Земфира, «Братья Грим»), для которого работа с академическим музыкальным материалом является новым и неповторимым опытом.

Фото: Анастасия Иванова.

Звукорежиссером стал трехкратный победитель Grammy Tobias Lemann. Произведения исполнили пианист Павел Шатский и оркестр Scoring Berlin под управлением Bernhard Wunsch. Сведением занимался Владимир Овчинников. Финальный мастеринг выполнил в Вене Christoph Stickel.

В альбоме 10 композиций, различных по атмосфере и внутреннему импульсу. «Flaming Sun», «Voices of Siberia», «In the Witch House» – как идеальные саундтреки к психологическому триллеру или фильму ужасов. Клип на последнюю, снятый режиссером Георгием Волевым, недавно вышел в интернете. «Elegy Within», «Waltz of Memoirs», «Whirlwind» – более спокойные и лирические. В некоторых звучат голоса солистов Государственного академического русского хора им. А. В. Свешникова.

Романтики Чайковский и Бетховен

История Константина Кокоурова в контексте развития современного музыкального мира не является чем-то сверхъестественным. За рубежом еще с середины XX века рок-исполнители и рок-любители экспериментировали в области академической музыки. Однако для российских реалий он является примером уникальным.

Будучи подростком, он, как и многие его сверстники в 11-12 лет, увлекался тяжелым роком – Death, Pantera, Slayer, не расставаясь с плеером сутками. Его интерес к музыке видели родители, и в доме появилось фортепиано. Константин рассказывает, что очень часто садился за инструмент и наигрывал мелодии, которые возникали у него в голове. Родители и дальше поддержали сына в его увлечении и пригласили педагога Наталью Константиновну Середкину для индивидуальных занятий. «Она очень много сделала для меня, – рассказывает Константин, – и всегда учитывала то, какие композиторы мне действительно нравятся. Мы играли Чайковского, Бетховена, Моцарта. Она показывала мне аккорды, и я повторял их. Таким образом накапливался мой багаж, опыт, знания, и я пользуюсь этим до сих пор, сочиняя свои пьесы. Так мы занимались около шести лет два-три раза в неделю по полтора-два часа».

Со временем классическая музыка все больше увлекала Константина, и у него сформировались свои предпочтения в этой сфере.

Фото: Анастасия Иванова.
Он, безусловно, отдает дань уважения Чайковскому и другим композиторам, но ему ближе произведения Сергея Прокофьева и Модеста Мусоргского. Возможно, потому, что они созвучны переживаниям мятущейся, противоречивой души, у которой есть внутренний конфликт между светом и тенью. И часто именно тень становится движущей силой в развитии музыкального сюжета.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром С. Прокофьева является, по его словам, одним из самых любимых: «Поразительное сочинение. В нем есть эпические темы и очень интересные краски». Не менее близки Константину Кокоурову произведения Модеста Мусоргского: «Гном», «Старый замок», «Избушка на курьих ножках» и особенно «Ночь на Лысой горе».

«Вся музыка, если она искренняя, идет от сердца. В этом случае человек открывает свою душу и показывает эмоции, переживания – все, что у него есть внутри», – так Константин описывает то, что происходит с ним во время творческой работы.

Почему Air

Особое место среди любимых музыкантов Константина Кокоурова занимает знаменитый рок-гитарист Jason Becker. Композитор слушает его уже больше 10 лет, и вот что он говорит о кумире юности: «Джейсон Беккер – потрясающий, виртуозный музыкант. Его альбом Perpetual Burn (к сожалению, из-за болезни – единственная сольная пластинка) – это гениальный материал, а проект Cacophony, который он создал вместе с Марти Фридманом, – одна из самых великолепных хеви-метал групп. Я давно хотел отдать дать уважения его творчеству и выбрал Air, потому что именно эта композиция наиболее близка к классическим формам. Конечно, дальше я уже развил музыкальную тему, исходя из собственного видения и своих идей».

Симфоническая интерпретация «Air» пришлась по душе и лучшему другу Дэвида Боуи – художнику Джорджу Андервуду: «Я переслушиваю ее, когда пишу картины, и жду выхода новых произведений Константина Кокоурова».

Голоса Сибири

Создание первого альбома Константин начал несколько лет назад. Поскольку он долгое время не относился к своим музыкальным опытам серьезно, многие произведения просто утеряны, хотя этого объема, как говорит сам автор, хватило бы уже на шесть полноценных пластинок. Два года назад, следуя советам близких и друзей, Кокоуров обратился к продюсеру Леониду Бурлакову, для которого опыт работы с молодым композитором, пишущим академическую музыку, является новым и очень перспективным. Бурлаков уверенно говорит о том, что появление такого рода молодых талантливых композиторов сегодня, к счастью, является уже мировым трендом.

Слушая дебютный альбом Константина «Notes», можно представить себе картину грандиозных, «ураганных» событий, сравнимых со штормами на Байкале. Все это похоже на буйство природных стихий в потоке музыкального сознания. Музыка Константина Кокоурова – как стихия самой жизни, подчас жестокой и непредсказуемой. Это неудивительно, поскольку для Константина Байкал, природа родного края являются источниками творческой энергии. Более спокойные, лирические пьесы отражают состояние души молодого композитора.

В начале марта на Байкале прошли съемки клипа на композицию «Voices of Siberia» – «Голоса Сибири». Она начинается с лирической темы, напоминающей плавное течение реки. Затем это течение взрывается могучими вихрями музыкального урагана, и слушатель может вспомнить древние легенды о Байкале и Ангаре, о Сибири, суровом, полном опасностей таежном крае.

Подготовка альбома к выходу (запись, сведение, мастеринг, продюсирование) заняла довольно много времени. Композитор долго занимался непосредственно созданием произведений, и более трех месяцев вся рабочая группа готовила «Notes» к изданию. Творчество для Константина – непрерывный процесс. Как только была записана первая пластинка, он стал сочинять произведения для второй.

Как человек, любящий свое дело, композитор дорожит теми мгновениями, которые проводит, занимаясь творчеством. Обычно он работает с утра до позднего вечера и не ждет момента, когда на него «снизойдет» вдохновение. «Я вообще не люблю это слово, – говорит Константин, – не бывает так, что ты просто сидишь, и вдруг музыка приходит к тебе потоком. В любом случае ее создание – долгий и кропотливый труд за инструментом. В голове появляется мелодия, которая требует потом большой доработки».

Сочиняя, Константину важно оставаться в одиночестве, ощущать внутреннее спокойствие и быть в диалоге с природой: «На Байкале ко мне приходит энергия, появляется то определенное состояние, которое необходимо для творческой работы. Природа всегда прекрасна. Но, конечно, мне дороже всего красоты родного края. Я люблю созерцать их».

Фото: Юлия Гурулева.

За открытость и искренность…

Жизнь Константина – это не только музыка. В ней есть место для книг, среди которых главное место занимают научно-фантастические произведения Айзека Азимова, Роберта Шекли и др. С ними он познакомился благодаря отцу.

Молодой композитор, как и любой другой человек, размышляет о людях, о различных жизненных ситуациях: «Я не люблю скользких людей. Я стараюсь выражать все свои эмоции максимально честно, не держать их в себе. Мне нравится открытость и искренность. Я не люблю жадность. Человек должен быть добрым, любить то место, где он живет, и всеми способами оберегать среду своего обитания».

Говоря о своих главных принципах, Константин подчеркивает: «Для меня абсолютно неприемлема измена. Способен на нее человек или нет, это проявляется в сложных, стрессовых жизненных ситуациях. Конечно, я, как и любой другой, сталкивался с этим. Спустя какое-то время я могу простить человеку предательство, но не буду продолжать отношения с ним».

В перспективе – запись еще одного альбома. «Я люблю то, чем занимаюсь, и хочу просто продолжать писать музыку. Если у меня есть идея, я реализую ее и не гонюсь ни за количеством произведений, ни за славой. Мне страшно представить свою жизнь без музыки. Для меня это самое главное», – резюмирует Константин.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру