Для театра кукол "Аистёнок" готов проект нового здания

Что будет с иркутским театром для самых маленьких

Об этом театре традиционно мало пишут. Одной из недавних сенсаций театрального Иркутска стала премьера «Утиной охоты» в областном театре кукол «Аистёнок». Самую «загадочную» и «головоломную» пьесу Александра Вампилова, которую не могут «разгадать» до конца режиссёры кино и драматических театров, отважились поставить на иркутской кукольной сцене. Потому что разгадали её «секрет»: «Утинка», как ее нежно называют за кулисами, абсолютно кукольная пьеса.

Что будет с иркутским театром для самых маленьких
Спектакль «Терешечка» для самых маленьких стал лауреатом III Открытого фестиваля-конкурса театров кукол «Золотой конёк-2007» в двух номинациях: «Лучший детский спектакль» и «Лучший актёрский ансамбль». Фото: aistenok-irkutsk.ru

Об этом и других удивительных открытиях «Аистёнка», о биографии театра и его нескончаемых чудесах, о невероятных преображениях и сюрпризах, которые ждут иркутскую кукольную планету в самом скором будущем, рассказывают директор Андрей Стрельцов, заместитель директора Андрей Калиниченко и главный режиссёр Юрий Уткин.

Тантамарески и театр пестрых теней

– Что «Утиная охота» – пьеса кукольная, «вычислил» выдающийся режиссёр Борис Константинов, главный режиссер театра кукол им. Образцова, родом из Иркутска, – рассказывает Юрий Уткин.

Юрий УТКИН, главный режиссёр театра кукол «Аистенок».
– Он долго размышлял, что бы такое поставить для своих земляков на родной земле. Хотелось Вампилова, нашего, прибайкальского драматурга. И вот в какой-то момент Борис Анатольевич увидел, что у Вампилова два сюжета прекрасно ладят с природой кукольного театра. Это «Двадцать минут с ангелом» и «Утиная охота», причём «Утиная» просто написана для театра кукол. Ведь всё, что там происходит, до самой последней сцены, совершается в больном похмельном воображении Зилова. Так и родился спектакль, где главный герой – человек, представляемый живым актёром, а остальные персонажи – куклы. Зилов их видит в своих субъективных оценках и реакциях, он ими манипулирует, он играет ими, пытается «кукловодить», не замечая, что они, в свою очередь, начинают по-своему «играть» им.

В преддверии Года театра, который страна будет встречать совсем скоро, «Аистёнок» переживает знаковые события. Новый сезон театр начал под командой нового директора Андрея Стрельцова, воодушевлённого большими перспективными планами. Старт сезона ознаменовался каскадом премьер, одна другой невероятнее и ярче.

Андрей Стрельцов, директор театра кукол «Аистенок».

В сентябре – «Утиная охота» в постановке главного режиссёра Государственного академического центрального театра кукол им. С. В. Образцова Бориса Константинова, уроженца райцентра Жигалово на Лене. В октябре художественный руководитель «Аистёнка» Юрий Уткин представил ребятишкам свою оригинальную версию бессмертной сказки А. Толстого «Приключения Буратино». В ней всё так, как и было в этой фантастической истории: папа Карло, Карабас, Дуремар – это люди; главный герой, Мальвина, Пьеро и Арлекин – куклы; а животные, населяющие сказку, – куклы с подчёркнутым анимационным акцентом. Лиса Алиса и кот Базилио, например, – тантамарески, у которых «живые» руки. Крыса Шушара приводит детей в восторг уморительной мимикой перчаточной мордочки.

В декабре любимую публику – «аистят» и их родителей – ждут сразу две новые постановки. Впервые в Иркутске явится чудо настоящего театра пёстрых теней. Эту сложную технологию на основе древней китайской традиции представит нам талантливый кукольник из Красноярска, выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства Александр Хромов. Его спектакль «Иван Царевич и Василиса» – захватывающее фэнтези на основе славянских верований и сказочных сюжетов. Молодой актёр Иркутского театра кукол Артём Яцухно колдует над новогодним представлением «Умка». Вместе с обаятельным белым медвежонком малыши смогут отправиться в увлекательную полярную экспедицию.

Отдельная ёлка ждёт самых маленьких – детишек до 3 лет, что впервые попадут на театральный праздник. Известно, что малышам очень некомфортно на больших мероприятиях, где много детей постарше. Такая ёлка делается впервые. Эта работа ляжет в основу создания «Бэби театра» в следующем году.

Парад премьер продолжат «Старик и море» с главным художником ГАЦТК им. С. В. Образцова Виктором Никоненко (кстати, тоже нашим земляком, выпускником Иркутского училища искусств) и саундтреком от музыкантов «Белого острога». Ожидаются новые работы Бориса Константинова и художника Виктора Антонова из Санкт-Петербурга. Грант, выигранный летом на Молодёжном образовательном форуме «Таврида», позволит создать историю жизни и творчества великого композитора Бетховена для слабослышащих детей. Артистов ждут поездки на фестивали кукольников в Омске, Рязани, гастроли в Москве. Уже в январе «Аистёнок» с «Утиной охотой» улетит на юбилейный фестиваль лучших постановок Бориса Константинова в театр Образцова.

Кроме того, в театре начнётся этап реконструкции, после которого театр будет в буквальном смысле не узнать.

Бедуинская закалка

Вообще-то кукольный в Иркутске – театр, который никогда не делал культа из коммерческого успеха, не слишком заботился о саморекламе и не тянул на себя «одеяло» министерских попечений. Ему, изначально привыкшему к аскетизму пилигрима, особых нянек вроде как-то и по статусу не положено. Корнями своими он уходит в историю Театра детской книги, основанного в Москве в 1930 году. Этот коллектив много гастролировал по молодой республике Советов, популяризируя лучшие образцы литературы. На сайте нынешнего Московского театра кукол на Спартаковской, в который вырос Театр детской книги, есть лестное для нас свидетельство: «В 1935 году театр побывал на гастролях в Иркутске, эта поездка положила начало Иркутскому театру кукол – одному из ведущих театров кукол России». Приятно, что кровное родство помнится не только нам, иркутянам, но и коллегам из столицы.

Будущий «Аистёнок» перед Великой Отечественной назывался «Красным Петрушкой», он изъездил всё Приангарье, Бурятию и добрался даже до Сахалина. В суровые военные годы артисты исколесили Забайкалье, Хабаровский, Приморский края, Дальний Восток. Кочевая жизнь продолжалась вплоть до 1984 года, когда театру наконец-то передали здание типового кинотеатра возле Центрального парка культуры и отдыха. Тогда же появилось и название – «Аистёнок», теперь хорошо известное ребятне и театралам отечества.

Фото: irkipedia.ru
Фото: 2gis.ru

– Театр никогда не стоял на месте, как в буквальном смысле, так и в творческом, – вспоминает долгие годы руководивший коллективом «Аистёнка» Андрей Калиниченко.

Андрей Калиниченко, заместитель директора театра кукол «Аистенок».
– Вначале он работал преимущественно с марионеточными куклами, потом появлялись новые формы представлений. В 50-е годы, например, у нас был очень любопытный спектакль «Зелёная лисица», где кукол вообще не было, а всю историю «разыгрывали» руки артистов в разноцветных перчатках. В 80-е мы чуть ли не первыми за Уралом возродили несправедливо забытую традицию марионеток. Сегодня в афише целый список марионеточных спектаклей: «Машенька и медведь», «Сладкий родник», «Цирк Шардам», «Маленький принц».
Маленький принц и актриса Любовь Калиниченко, отдавшая театру 30 лет. Фото: vsp.ru
Большое влияние на развитие нашего театра оказал легендарный кукольник, заслуженный деятель искусств России Людвиг Григорьевич Устинов, наш незабвенный главный режиссёр. С ним мы впервые поставили взрослый спектакль, показав, что театр кукол интересен не только детям. Вслед за театром Образцова в Москве мы разыграли свою, оригинальную «Божественную комедию». Потом появились «Любовь к трём апельсинам», антиутопия «Зверь» Михаила Гиндина и Владимира Синакевича.

Огромное внимание всегда уделялось изобразительной части постановок. Кукольный театр – это царство невидимых зрителю бутафоров, декораторов, конструкторов кукол. Был у нас уникальный мастер, наверное, таких во всей России – единицы, Сергей Огулов. Его куклы – поразительные творения. Многие из них служат до сих пор. Наш театр – это крепкие традиции, накопленное мастерство, свой особенный почерк и постоянный поиск свежих решений. Недаром нас рады видеть на всевозможных творческих фестивалях.

Куклы Сергея Огулова – участники марионеточного спектакля «Цирк Шардам».
Сцена из спектакля «Цирк Шардам».

Действительно, скромный театр, где в маленьком, хотя и невероятно уютном зале размещается всего 178 зрителей, где цеховые работники трудятся прямо у порога директорского кабинета и все рукотворные чудеса рождаются чуть ли не «на коленке», регулярно участвует в региональных, российских и международных кукольных форумах. Иркутского «Аистёнка» ждут «В гостях у Арлекина» в Омске, на «Пути кочевника» в Улан-Удэ, у «Петрушки Великого» в Екатеринбурге. Международный фестиваль театров для детей в Сербском городе Суботица собирает под своё крыло десятки лучших творческих коллективов со всего мира. В 2011 году в нём принял участие Иркутский театр кукол – и стал победителем сразу в двух основных номинациях. Призы за лучшую режиссуру и за лучший актёрский ансамбль достались иркутскому спектаклю «Сказки с небесного чердака».

Кукольные чудеса без ограничений

Недавно лауреатом регионального этапа национальной премии «Гражданская инициатива» стал проект «Аистёнка» «Театр ощущений». В рамках этого проекта создан уникальный спектакль для незрячих детей «Калиф-аист». Этим спектаклем вы открыли счастливый мир театра для сотен зрителей с нарушениями зрения.

Сцена из спектакля «Калиф-аист». Глаза зрителей завязаны... Фото: aistenok-irkutsk.ru

– Это замечательное ноу-хау молодого режиссёра из Вильнюса Каролины Жерните, – рассказывает Юрий Уткин. – Она сумела найти форму постановки, которая позволила наиболее полно пережить театральные ощущения зрителям, которые не могут видеть. А тем, что видеть способны – в свою очередь, узнать, как много могут поведать и другие органы чувств, а заодно благословить неоценимое богатство здоровья, которым они наделены. По такому принципу сегодня работают только два театра в России: наш «Аистёнок» и Московский театр кукол на Спартаковской. В нашей практике есть спектакли для ребятишек с ДЦП, спектакли, адаптированные для маленьких аутистов. Рождается спектакль о Бетховене для слабослышащих и глухих. Мы хотим сказать нашим маленьким друзьям: если вы не слышите, это не значит, что театр для вас закрыт. И даже более того! Это не значит, что вы не можете сочинять музыку! Вообще, если у вас есть какое-то ограничение, не факт, что оно непреодолимо. К закрытию нынешнего сезона, весной, мы позовём вас на премьеру. Спектакль ещё в процессе создания, мы ещё не знаем, будут ли в нём слова и как много. Но что в нём точно будет – это дружелюбная магия «Аистёнка», который не хочет потерять зрителя ни в одном малыше только потому, что тот не совсем здоров. Как раз таким детям, возможно, театр ещё нужнее.

В «Аистёнке» знают великую тайну: кукла таит в себе неизъяснимую магию и притягательность. Она – существо на границе живого и неживого, объяснимого и таинственного, смертного и бессмертного. Она может стать нашим разведчиком в область чуда, а значит, и великим целителем. Во всяком случае, души, как юной, так и умудрённой опытом.

Театру кукол нужно новое здание

– Необходимо уделить внимание и самому кукольному театру, по крайней мере, его давно устаревшей базе, – убеждён новый директор «Аистёнка» Андрей Стрельцов. – Год театра, мы на это горячо надеемся, поможет нашему театру решить давно назревшие проблемы. Прежде всего, нам необходимо новое здание. Да-да, именно новое, не реконструированное или капитально отремонтированное, а совсем другое, специально спроектированное для наших зрителей, артистов и служб. Эскизы будущего кукольного дворца у нас уже есть, пора браться за реальную работу. Как только мы получим финансирование из бюджета, приступим к созданию детального проекта.

– Значит, привычный всем домик с колоннами канет в Лету? А что же вырастет на его месте?

– Будет новое современное строение с цокольным этажом для цеховых помещений и тремя этажами в высоту. Очень постараемся, чтобы в новом основном зале, который, конечно, станет вместительнее, сохранилась исключительная атмосфера уюта и волшебства, которой может похвастаться наш нынешний старенький зал. Обязательно будет отдельная камерная сцена. Сегодня, чтобы устроить представление для маленькой компании, зрителей на 40, мы раскидываем нечто вроде шатра прямо в фойе. Камерная сцена нужна непременно, именно там хорошо проводить специальные проекты – спектакли для зрителей с ограничениями, рассказывать какие-то истории, которые требуют близкого рассмотрения, как, например, знаменитый «Сталинград» Резо Габриадзе или Лиликанский театр в Москве с куколками в шесть сантиметров.

– К нам могут приехать такие шедевры?

– Почему нет? И что нам мешает создать свои оригинальные постановки нестандартного формата? Надо создать технические предпосылки для самых неожиданных художественных опытов. Новое здание как раз и станет пространством, где самым невероятным чудесам будет просторно и комфортно. Будет и третья сцена – для самых маленьких зрителей, которых мамы принесут, приведут к нам на первую встречу с театром, для первой игры с ожившей куклой. Это очень важно. Легенда «Аистёнка» Людвиг Устинов прав, когда говорит, что путь чуткого зрителя начинается в театре кукол, что именно здесь формируется театральная культура города.

Фото Анатолия Бызова.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру