Музыкальное необразование

На смену «музыкалкам» приходят студии по интересам

Частное музыкальное образование в Иркутске занимает сегодня место привычных «музыкалок». На популярные инструменты в «музыкалке» попасть достаточно сложно: на барабаны открывается одно место, на гитару каждый мастер берет не больше пяти человек. А тут каждая эстрадная студия набирает как минимум по 100 учеников. Хотя стоимость высока – в среднем на 10 занятий выходит около 6 тысяч рублей, и корочек не дают, клиенты довольны: им обещают, что играть научат.

На смену «музыкалкам» приходят студии по интересам
Александр Домашевский. фото: соцсети

Хотят все и сразу

Частное музыкальное образование берет верх над государственной системой обучения музыке. Дети и родители считают, что учиться в «музыкалке» «долго и нудно». Подросток желает уже сейчас поражать знакомых игрой на гитаре, а не корпеть над сольфеджио. Раньше нишу бытовой игры всегда занимали музыканты, дающие частные уроки. Но, к примеру, гитаристы-частники нередко учат детей у себя дома, это, как правило, родителям не нравится. Поэтому частные детские центры быстро завоевали популярность. Наряду с шахматами и логопедом обучение игре на гитаре – одно из самых востребованных занятий.

«Частники» обычно предупреждают сами: «Если вы хотите стать профессиональным музыкантом, вам нужно идти в музыкальную школу. Но если мечтаете быть душой компании и играть популярные песни с друзьями у костра – научим и мы». Однако большинство преподавателей городских музыкальных школ все-таки негативно относятся к таким музыкальным студиям.

– Кто там преподает? Непонятно даже, есть ли у них в принципе музыкальное образование, – говорит Виктор Спивачук, директор музыкальной школы № 3. – У нас каждый учитель закончил музколледж, очень много выпускников консерваторий. И каждые пять лет они проходят переаттестацию, подтверждая свое право учить детей. Три года назад мы еще принимали оплату, теперь по решению мэрии все дети занимаются бесплатно. В нашей школе занимаются 450 учеников. Многие становятся лауреатами городских конкурсов: победить в них всегда непросто. Мы учим детей музыке по-настоящему.

Студиец Евгений Тайлашев выступает в стилистике группы Kiss. фото: соцсети

Стиль и хайп: цвет гитары важнее всего

Но ведь не все хотят учиться по-настоящему. Тем более, что многие родители, прошедшие горнило «музыкалок», вспоминают об этом опыте если не с ужасом, то с тревогой. У них не было выбора, их родители хотели сделать из них культурных людей – так, как они себе это представляли.

Сегодня в таком положении находятся лишь малыши. К примеру, ежедневно из Иркутска в Ангарск на своих машинах отправляется целый десант мамочек совсем маленьких детей. Только здесь живет и работает мастер, которая преподает скрипку детям с 3 лет.

А вот заставить среднестатистического подростка, если он не музыкально одаренный ребенок, сесть за пианино или серьезно взяться за скрипку почти невозможно. Тинейджерам важен стиль, хайп, они хотят быть крутыми. Продавцы музыкальных магазинов говорят, что самый постоянный покупатель в последнюю пятилетку – родители с подростком в поисках «модной гитары», на которой он будет учиться играть, чтобы стать крутым.

Дети выбирают себе инструмент прежде всего по цвету: в тренде черный. Речь идет, конечно, об электрогитаре – на ней можно потом играть в группе. Более дорогое направление – клавиши. Если синтезатор еще можно купить за 30 тысяч рублей, то новое акустическое фортепьяно стоит уже от 200 тысяч. Барабанная установка стоит около 30 тысяч рублей. Правда, как на ней тренироваться в квартире? Ученики обычно покупают палочки и тренировочный пэд – специальную подушку, по которой можно стучать и получается не так громко.

Иркутская школьница Яна Столяр подтверждает главную тенденцию личным примером: девчонки сегодня чаще всего идут играть на барабанах. фото: соцсети

Рок-н-ролл мертв? Частично жив

В Иркутске открылось несколько эстрадных студий и две рок-школы. Организаторы студий избегают слова «образование». Оказание образовательных услуг требует получения лицензии, а процесс это долгий и не всегда успешный. Чаще всего студии выступают как творческие клубы.

Александр Домашевский три года назад вместе с компаньонами организовал в Иркутске рок-школу, позиционируя ее как часть общегородского рок-движения.

– Самому младшему ученику у нас всего четыре года, но он уже играет на клавишах, – рассказывает Александр. – Приходят и взрослые: «Знаю несколько аккордов, но всегда хотел научиться большему…»

Наиболее популярный инструмент – барабаны. Причем на них хотят учиться преимущественно девчонки-подростки. На втором месте – гитара. На третьем – вокал. Иногда приходят дети с просьбой научить их играть лишь одну песню.

– Например, любимую песню мамы – к ее дню рождения. Это может быть и Розенбаум, и Цой, и Митяев. Но научившись играть одну песню, дети остаются учиться дальше. К нам приходят и молодые гитаристы-самоучки – играть одному скучно, а мы даем возможность играть в группе. Недавно провели концерт, посвященный легендам русского рока: дети разучивали хиты и «Кино», и «Алисы», и «Гражданской обороны». На наши концерты всегда приходят родители, причем многие из них раньше не слушали рок.

Творческие клубы стараются поддерживать рок-стиль в своем оформлении. На стенах – плакаты легендарных групп. На свои концерты дети и родители приходят в фирменной атрибутике: куртках-«косухах» и банданах.

Но рок – это тренд, это стиль, это модно. На самом деле сегодня подростки всеядны.

– Они слушают много разной музыки, но больше всего той, что звучит по радио. Например, наша школьница-барабанщица может отыграть здесь несколько песен группы «Раммштайн», а потом пойти домой слушать Егора Крида.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру