Лесная сказка

Как слюдянский лес стал жертвой коррупции

Иркутский предприниматель Денис Петушинский предложил властям региона схему оздоровления слюдянских кедровых лесов, которую одобрило соответствующее министерство. Проект ООО «Лесовод», которое возглавляет Петушинский, не предполагал государственного софинансирования, имел побочные экономические выгоды для региона. Но вмешались иные силы, которые сам предприниматель относит к коррупционным. Он считает, что навести порядок в лесах мешает коррупционная схема на уровне региональной власти, участники которой учитывают только свои интересы, а отнюдь не общие интересы региона и экологии.

Как слюдянский лес стал жертвой коррупции
Фото: vsp.ru

История проблемы

В Слюдянском районе Иркутской области длительное время гибнет лес: в последние десять лет из-за маловодья Байкала здешние кедрачи стали усыхать и заболели. Центр защиты леса оперативно провел расследование. Ученые установили, что это не энтомологическое заражение, а неизлечимая кедровая водянка, в результате которой вековые деревья за пару лет болезни превращаются в труху.

Первоначально водянка распространилась на территории 10 гектаров. А на сегодня, по информации начальника территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Слюдянскому лесничеству Петра Калиниченко, заражение охватило уже больше 50 тысяч гектаров. И оно продолжается – ведь кедровая водянка переносится ветром. Ученые спрогнозировали, что остановить распространение болезни можно только сплошной санитарной вырубкой и последующим лесовосстановлением – то есть высаживанием нового леса из саженцев. Как это ни печально, но придется рубить.

К решению проблемы подключился бизнес – компания «Лесовод» предложила свой подход, комплексный – лесные отходы с огромной порубочной территории могут пойти на пользу экологии. С помощью лесных отходов, которые образуются после санитарной вырубки тысяч гектаров, можно решить проблему отходов БЦБК: «Лесовод» предложил добавить больную древесину к шлам-лигнину, в огромные комбинатовские резервуары – получится почвогрунт, на котором можно выращивать кедровые саженцы для дальнейшего восстановления леса. Современную технологию восстановления предложили сразу же – сажать подрощенные кедры с закрытой корневой системой, чтобы саженцы гарантированно приживались. Аппаратуру для такого высаживания предполагается купить за границей. Такое вот безотходное и универсальное средство как против многолетней проблемы шлам-лигнина, так и против назревающего экологического бедствия с кедровой водянкой.

Идея «Лесовода», который входит в научно-производственный альянс «Байкальский», была поддержана лесниками. Чего уж лучше: из ядовитых отходов сделать плодородную землю, на которой можно вырастить кедры для восстановления погибающего леса.

«Лесовод» включился в процесс, начал подготовительные работы. Нужно было получить разрешительные документы на те самые лесные участки с заболевшими деревьями. Но скоро выяснилось, что, несмотря на одобрение соответствующего регионального министерства, выгодный проект начинают «зажимать» – оказалось, что лес, назначенный под санвырубки, хочет «освоить» кто-то другой. И, естественно, совсем с другим экономическим эффектом.

Ни одной государственной копейки

Денис Петушинский, генеральный директор компании «Лесовод», рассказывает, что поначалу региональные чиновники встретили идею с воодушевлением.

– Мы с коллегами разработали экономически выгодный проект решения проблемы. Наша компания ООО «Лесовод» обратилась в министерство лесного комплекса Иркутской области с письмом, в котором была кратко изложена суть проекта и содержалась просьба обсудить ее с руководством регионального министерства. Предложение было встречено с пониманием и одобрением, так как проблема с усыхающими лесами в Слюдянском районе Иркутской области не решалась в течение десяти лет.

– Как встретили вашу идею в «коридорах власти»? Кто поддержал ваш проект?

– Министр лесного комплекса Сергей Шеверда привлек к проекту Центр защиты леса Иркутской области и специалистов министерства, которые вместе с нами проработали механизм передачи этих лесов нашей компании для реализации проекта через аукцион. После положительных оценок нашего проекта восстановления усыхающих лесов началась кропотливая работа по формированию бизнес-плана.

– Что включает в себя этот план?

– План состоит из нескольких пунктов: изучение круглогодичного выращивания и механизированной посадки саженцев с закрытой корневой системой хвойных пород деревьев, переработка усохшей и больной древесины в пеллеты, поиск рынков сбыта и изучение всей логистической цепочки (включая РЖД и транспортные компании региона). Мы намеревались использовать самые прогрессивные и инновационные методы.

– Что вам удалось сделать?

– Были заключены предварительные соглашения по поставке оборудования и сделано многое другое для осуществления проекта. Мы рассчитывали начать реализацию проекта в 2017 году, объявленном в России годом экологии.

– Предполагалось ли государственное софинансирование проекта?

– Компания ООО «Лесовод» планировала осуществить проект без использования государственных инвестиций.

– Каковы ваши обязательства по проекту?

– Министерство леса по Иркутской области поручило Областному государственному автономному учреждению «Иркутск Леспроект» вместе с нами подготовить документацию к аукциону по аренде участков леса для сбора ореха, ягод и лекарственных трав. Согласно Лесному кодексу, при составлении проекта освоения лесов мы должны провести санитарные рубки усохшего леса и ежегодно собственными силами высаживать саженцы ЗКР согласно существующим нормативам. Таковы наши обязательства.

– За чей счет были проведены первоначальные работы, подготовлена документация?

– По договору с «Иркутск Леспроектом» наша компания ООО «Лесовод» оплатила постановку на кадастровый учет лесных участков, предполагая в дальнейшем разработку проекта освоения лесов на этой территории. У нас есть все документы – договор, платежные поручения прилагаются.

Прямое указание

– Но если вы изначально участвовали в проекте, в том числе финансово, как могло случиться, что вам отказали?

– После года подготовки к реализации проекта был объявлен аукцион. За день до аукциона меня вызвал министр лесного комплекса по Иркутской области Сергей Шеверда и сказал, что ему поступило указание от заместителя председателя правительства Иркутской области Виктора Кондрашова, курирующего его министерство, самим участвовать в этом аукционе и победить. Причем участвовать структурой «Иркутск Леспроект», которая по договору (за деньги) с ООО «Лесовод» – и с нашим непосредственным участием – готовила документацию для этого аукциона.

– Но это предприятие в принципе может заниматься такой деятельностью, участвовать в таких проектах?

– В уставных документах «Иркутск Леспроект» отсутствовали коды видов деятельности для осуществления данного проекта.

– То есть областная власть, которая вас сначала поддержала, вдруг переменила свое решение. Ваш проект посчитали неинтересным, невыгодным? Или были какие-то иные причины, по которым инициативу отвергли?

– Я так понял, что иные. Ведь в тот же день я встретился с заместителем председателя правительства Кондрашовым, который сообщил мне, что губернатор Иркутской области против победы в этом аукционе ООО «Лесовод». Существует аудиозапись этого разговора.

– Вам была предложена компенсация? Ведь были потрачены деньги компании.

– После этой встречи аукцион был перенесен на две недели. Через две недели за день до аукциона заместитель председателя правительства убедил меня уступить победу на аукционе «Иркутск Леспроекту», обещая в дальнейшем передать права аренды на эти участки ООО «Лесовод» договором переуступки. Аудиозапись этого разговора тоже существует.

Но через неделю после аукциона он заявил мне, что передачи участков не будет и ему уже не интересно обсуждать все это со мной. Естественно, ни о какой компенсации речи не шло. Получается, что деньгами ООО «Лесовод» просто воспользовались.

– Кому же в итоге ушли эти участки?

– Мои попытки найти правду в этом вопросе оказались безуспешными. И скоро я узнал, что ОГАУ «Иркутск Леспроект» через несколько месяцев переуступило права аренды на данные участки ООО «Магнит», генеральным директором которого является Савчук Денис Леонидович. Фактически произошла переуступка прав компании, в которой заинтересованы лица в коридорах власти. Точнее, сам заместитель председателя правительства.

– Каким образом? Его фамилии ни в руководстве ООО «Магнит», ни в числе ее учредителей нет.

– Денис Савчук – директор ООО «Магнит», одновременно является директором ООО «Иркутская лесная компания», а также директором и учредителем ООО «Ангарская лесная компания», ООО «Сибирская лесная компания». Все эти компании, кроме «Иркутской лесной», не вели финансово-хозяйственной деятельности, согласно отчетным данным за 2016 год (из открытых источников).

Зато в учредителях ООО «Магнит» до 2014 года был Алексей Попов, который в свою очередь имеет самую прямую связь с ООО «Новострой» и ООО «Горизонт» – он директор ООО «Новострой» и генеральный директор ООО «Горизонт», где учредителем является Владимир Иванович Кондрашов, родственник заместителя председателя правительства Иркутской области Виктора Ивановича Кондрашова. Поэтому я считаю, что здесь есть коррупционная составляющая.

– Что вы намерены делать?

– Продолжать собственное расследование с привлечением антикоррупционого комитета при МВД России по факту коррупции в исполнительных органах власти Иркутской области и добиться исключения схемы, которую мы считаем коррупционной. Те, кто создает такие схемы, не могут занимать руководящие должности, они должны отвечать за нарушение закона.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру