Тотальная экономия

Младший медперсонал больниц переводят в технический, лишая людей заработка

Работники черемховской больницы № 1 в конце 2017 года разослали во все инстанции письма, в которых сообщали о том, что их заставляют перейти из санитарок в технички. Это значит, что они теряют коэффициенты и надбавки, которые компенсируют их крошечные зарплаты. А это в свою очередь означает, что качество больничного обслуживания упадет – при том, что дела у черемховской больницы и так неважные. Санитарки говорят о каком-то загадочном «распоряжении» министерства здравоохранения Иркутской области, которое предписывает больницам оптимизировать управленческие расходы. Но сокращение управленческих расходов, говорят они, на деле – то есть на местах, в районах – оборачивается экономией на самых незащищенных работниках, которые делают самую грязную и тяжелую работу за самые небольшие деньги.

Младший медперсонал больниц переводят в технический, лишая людей заработка
Депутаты накануне визита в Черемхово получили обращение санитаров. Депутат Владимир Новожилов объяснил, что согласно стандартам, санитары сейчас должны иметь медобразование. Санитары сказали, что они не против обучиться – и продолжить работу. Но тут их осадили таким аргументом: прежде руководство должно определить, сколько санитаров требуется больнице.

Незадолго до новогодних праздников министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко сделал эмоциональное признание: мол, болит-разрывается министерское сердце оттого, что народ все критикует и критикует работников больниц и никто не выразит им простой человеческой благодарности. Речь тогда шла как раз о черемховской медицине: председатель комиссии по вопросам социальной политики думы города Черемхово Сергей Сычев на выездном заседании комитета по здравоохранению и социальной политике Законодательного собрания Иркутской области говорил о претензиях населения к медикам, увенчав свой рассказ шедевральным сообщением: врач отказался принять больного ребенка из-за того, что ему надо было ехать домой и ремонтировать холодильник. Сычева поддержали рядовые черемховцы, недовольные медобслуживанием, а также мэр города Вадим Семенов, который прямо сказал о возможности социального взрыва. Именно на замечания черемховцев болезненно отреагировал министр, назвав претензии «жестокой поркой» медработников.

И хотели бы мы поверить министру, так горячо защищающему подопечных, но кое-что мешает. Например, протокол совещания о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и рассмотрении итогов деятельности ОГБУЗ «Черемховская городская больница № 1» за 7 месяцев 2017 года. В протоколе, подписанном министром Ярошенко, работа больницы признана неудовлетворительной «с существенными замечаниями по акушерству и гинекологии, онкологии, кардиологии, терапии, дерматовенерологии, информатизации и кадровому обеспечению», в больнице не хватает врачей (укомплектованность составляет всего 44,6%), среднего медперсонала (укомплектованность – 81%).

Акт по результатам внеплановой проверки больницы летом 2017-го страховщиками из территориального фонда обязательного медицинского страхования тоже не оставляет иллюзий. Например, за 5 месяцев 2017 года страховыми медицинскими организациями и фондом проведено 2603 медико-экономические экспертизы и 3173 экспертизы качества медицинской помощи, «по результатам которых выявлено 4249 дефектов, частота нарушений составила 7,4 на 10 экспертных случаев».

На этом удручающем фоне письмо младшего медперсонала выглядит совершенно вызывающе. Страшно, ей-богу, за сердце министра. И все же мы приведем выдержку из этого письма: «С октября 2017 года в наши отделения приезжали главный врач, юристы, экономисты, охрана труда, кадровики, привозя с собой готовые бланки заявлений о переводе нас из санитарок в уборщицы, объясняя, что если добровольно не подпишем заявления на перевод, то нас сократят и не дадут далее работать. А если мы согласимся на переводы, то нам будут выплачивать дополнительно 2000 рублей ежемесячно до нового года. Тем, кто все-таки не перевелся добровольно, вручили уведомление о сокращении с января 2018 года – по вакансиям, на которые тут же переводят людей. И получается полная неразбериха. При этом мы знаем, что в штатном расписании нет такого количества ставок уборщиц. Получается, главный врач нас обманывает и переводит в никуда с целью экономии денег с наших зарплат». Эмоциональное письмо, что тут скажешь, и мы, конечно, не станем поддерживать мнение, что главврач больницы кого-то обманывает. Но дело в том, что у санитарок зарплата 18-20 тысяч, а у уборщиц – 7-8 тысяч. Почувствуйте, что называется, разницу. И работницы больницы в такой патовой ситуации думают об элементарном личном выживании: если на зарплату санитарки семья еще умудрялась жить, то на зарплату уборщицы это попросту невозможно. При этом работа технички предполагает не меньшую, а где-то даже и большую нагрузку.

Санитарки пробовали было разобраться в ситуации самостоятельно, выяснить, на каком основании их лишают меднадбавок. Представители инициативной группы сообщили нам, что главврач больницы в ответ на их просьбы предоставить приказ на сокращение и перевод ставок никакого приказа не предоставляет.

Тогда младший медперсонал черемховской больницы обратился к депутату Законодательного собрания Ольге Носенко, к Уполномоченному по правам человека (не подписывая фамилий, опасаясь преследования: «Нам угрожали. Обещали, что мы нигде в Иркутской области больше работу не найдем»). Как «группа сотрудников» больницы написали в черемховскую прокуратуру – там их «отфутболили» в министерство здравоохранения и трудовую инспекцию. Написали письмо прокурору области Мельникову. Обратились в общественную организацию «Достояние Сибири», которая занимается защитой прав граждан, ходатайствуя за них в разных инстанциях. А вот к непосредственному начальству – в министерство здравоохранения – обращаться, считают, бесполезно: «Они в курсе того, что у нас происходит, и не обращают на это никакого внимания, говорят, что по всей России ситуация такая же». Между тем среди медработников ходят слухи о том, что существует другой приказ – о том, что региональное министерство распорядилось снизить управленческие расходы. И по районам их снижают как раз вышеописанным способом. У черемховской больницы большая (и растущая) кредиторская задолженность – как понятно из акта проверки страховщиков. Также сотрудники больницы сообщают, что главный врач, оправдывая экономию, ссылается на выплату ежемесячных штрафов в размере 10 миллионов рублей. Впрочем, медперсонал больниц сообщает, что аналогичная ситуация складывается и в других районах, к примеру, в Усольском, включая само Усолье – там волна сокращений-переводов началась в августе 2017. Очевидно, все эти события – результат программы оптимизации, которая действительно проходит по всей России (но от этого, впрочем, никому не легче). Для Черемхово она началась в 2015 году, когда все медучреждения города были объединены.

К сегодняшнему дню младшие медицинские работники Черемхово, недовольные переменами, вынуждены были принять условия – многие сочли, что ситуация для них безвыходная. Тем более что им объявили: в поликлиниках санитарок не будет вообще. Только три женщины еще пытаются бороться за свои зарплаты и надбавки. На выездном заседании в декабре депутаты предложили приостановить оптимизацию работы черемховской больницы и обсудить этот вопрос на сессии ЗС в феврале. Мы продолжим следить за ситуацией вокруг больницы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру