- Корпорация развития -- это областная структура или частная, которую нам тут уже два часа рекламируют?
Вопросы к КРИО, задача которой создавать благоприятный инвестиционный климат в области и находить проекты, за счет которых будет развиваться экономика, возникли не сегодня и не вчера, а еще летом 2016 года, когда на заседании комитета по собственности и экономической политике депутаты обсудили первые результаты работы корпорации. К тому времени она действовала уже третий год. Но кроме смены директоров (их к настоящему времени сменилось шесть) ничего особенно там вроде бы не происходило: корпорацией не было исполнено ни одного проекта. В этот раз депутаты были возмущены тем, что ни одна их рекомендация так и не была выполнена. Несмотря даже на то, что деятельность КРИО проверяла Контрольно-счетная палата, которая нашла в работе корпорации серьезные нарушения.
В докладах министра и директора прозвучали цифры, названы были ключевые проекты: завод по производству тест-полосок и глюкометров, диагностический центр в Братске, домостроительный комбинат в Иркутске, завод по производству рыбьего корма из опилок, финансовое оздоровление областной автоколонны, малоэтажное строительство в Саянске и так далее -- из 56 предоставленных проектов КРИО одобрило пятнадцать. Но планы, проритеты и показатели, которые завершились победной речью директора о том, что КРИО работает на благо и гордость области, не вдохновили депутатов и председательствующий Сергей Брилка пообещал, что и министру и директору сейчас «дадут прикурить». И депутаты спикера не подвели.
Реализация проекта по строительству завод глюкометров вызвала большие вопросы у Андрея Лабыгина. А ведь проект этот, по мнению министра Орачевского, самый главный и первый на исполнение.
-- Вы вот нам рассказываете о процессе, как у вас все реализуется. А вы знаете, что ваши компаньоны так не думают? – поинтересовался депутат. С ним связались партнеры поекта из ООО «МедТехСервис» и пожаловались, что КРИО затягивает проект и чинит препятствия, на ходу меняя условия договора.
Депутат Александр Лобанов поинтересовался судьбой большого земельного участка в Чистых Ключах ( передаваемые области земли Минoбороны), который был закреплен за КРИО. За это время все, что было на участке разрушилось – капитальные гаражи, казармы. Обязательства, которые шли в обременение -- по восстановлению водовода для обеспечения водой ближних поселков, канализованию для жилого поселка Чистые Ключи и т.п. – выполнены КРИО не были. Может быть, лучше раздать землю льготникам, нарезав на участки? -- предложил Лобанов.
Депутат Александр Балобанов поднял вопрос о проектной компании АО«ИркутскАэроИнвест», учрежденной КРИО совместно с компанией «Новапорт»(которая рассчитывает поучаствовать в проекте по развитию иркутского аэропорта). В марте депутаты уже выразили свое негативное отношение к созданию очередной «дочки» иркутского правительства. А депутат Сергей Бабкин тогда назвал КРИО «самой критикуемой организацией в Иркутской области» и выразил сомнение в том, что ей можно доверить аэропорт. Балобанов напомнил, что уставной капитал организации – 100 тысяч рублей, 50 тысяч были внесены областью, а вот партнер «завис», свою долю в предприятии так и не зарегистрировал. Совет директоров не сформирован, гендиректор не работает. То есть фактически организация не существует. Однако же ничто не помешало правительству области включить несуществующую организацию в государственной важности документ -- в дополнительное соглашение к соглашению о сотрудничестве между Минтрансом РФ, Росавиацией и правительством Иркутской области. В начале декабря допсоглашение ушло в Москву на рассмотрение.
-- Прошу отозвать это решение, потому что вижу в этом два направления для правовых рисков: коррупционную составляющую – ведь «дочка» «Новапорта» будет готовить проект, на реализацию которого претендует сам «Новапорт», а также – нарушение антимонопольного законодательства, -- сказал Балобанов, обращаясь к депутатскому сообществу.
Вопрос по аэропорту встал в начале декабря тем более остро, что 7 декабря глава Бурятии Алексейй Цыденов заявил о том, что бывший губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко переориентировал свои коммерческие авиаинтересы на Бурятию и сотрудничает с правительством республики в части создания авиакомпании, которая собирается летать в том числе и по международным линиям – в Монголию, страны юго-восточной Азии. Собственник же аэропорта в Бурятии – тот самый холдинг «Новапорт». Бурятия намерена развивать свой аэропорт, начав в 2018 году строить терминал на 500 тысяч человек. Иркутская область, играя в сомнительные игры с несуществующими юридическими лицами, рискует упустить шанс на развитие своего авиакомплекса.
Депутат Анастасия Егорова выступила с жесткой критикой КРИО, в частности фонда микрокредитования, учредителями которой являются, кроме КРИО, две частные компании. Депутаты рекомендовали до 1 марта вывести коммерческие организации из органов управления корпорации. А Егорова пообещала в случае невыполнения этого решения, обратиться в Генеральную прокуратуру.