Каждый снегопад стоит для дорожников около миллиона рублей

Иркутск завалило снегом, но «Иркутскавтодор» не сдается

Михаил Чайковский как никто другой в Иркутске следит за прогнозом погоды. Ведь директор МУП «Иркутскавтодор» несет личную ответственность за состояние дорог в городе. Вместе с ним 850 его сотрудников всю зиму находятся в боевой готовности. Зимой предприятие похоже на штаб спасателей. Каждый грузовик оснащен GPS-навигатором – диспетчеры их видят и в режиме реального времени.

Иркутск завалило снегом, но «Иркутскавтодор» не сдается
Михаил Чайковский, директор МУП «Иркутскавтодор»

«СЛЕДЯТ ЗА НАМИ В МЕССЕНДЖЕРАХ»

- Эта зима будет снежной, - прогнозирует Михаил Анатольевич. – Прошлой зимой снега было немного, а вот два года назад случился снегопад, который я никогда не забуду. Тогда 3 ноября пошел снег, и он не прекращался в течение 5 суток. Помню, мы всем коллективом буквально жили тогда на работе. За погодой следим очень внимательно – получаем официальные сводки.

- За вашей работой наблюдает весь Иркутск. Как только выпадает снег, в соцсетях нон-стопом идут комментарии о том, как вы чистите город… Как вы относитесь к такому общественному контролю?

- Теперь - только позитивно. Но вначале я думал, что они будут отвлекать от работы. А потом понял: чем больше общественного контроля, тем лучше всем нам. Например, я со своими заместителями могу не до конца проконтролировать работу наших сотрудников или подрядчиков. А общественный контроль дает нам как минимум оперативную информацию: там всегда много эмоций, но ведь важен сам факт обращения. Чем больше в Иркутске будет общественников, тем лучше. Этим летом Иркутск участвовал в проекте БКД -- «Безопасные и качественные дороги», приоритетный проект министерства транспорта России. Общая стоимость этого проекта составляла около 550 миллионов рублей. Три его этапа касались 28 объектов: например, мы полностью отремонтировали улицу 1-я Советская, а также Главную Кировскую в Жилкино. Летом каждую субботу ездили вместе с мэром по этим объектам: их невозможно объехать даже за два дня. Тут-то мы и воспользовались помощью общественности: люди на местах видят все проблемы сразу. У нас налажена прямая связь: нам тут же отправляют фото в мессенджерах. Наши общественники – это и молодежь, и автомобилисты, и инициативные жители. И каждый предлагает что-то свое.

- Часто ли вас подводят подрядчики?

- Мы сотрудничаем более чем с 20 субподрядчиками в Иркутске. Конечно, бывает, что и подводят. Например, в этом году на объездной в Ново-Ленино субподрядчик за свой счет переделывал большой участок дороги: там была технологическая ошибка при замене полотна. Изначально ремонт дороги проводился за федеральные деньги, поэтому и контроль был на высоком уровне. Вначале субподрядчик за свои средства переделал две карты (так называется большой участок дороги) по полторы тысячи квадратов, но все равно это не исправило ситуации. И тогда подрядчик за свой счет сделал еще большую карту - уже на 8 тысяч квадратных метров, да еще и с поворотом на Кирпичный завод. Зато сделал качественно и сохранил деловую репутацию.

Новые «Камазы» оснащены и щетками, и будками для песко-соляной смеси

ЧТОБЫ ДАМЫ ХОДИЛИ НА КАБЛУКАХ

Чайковский, закончивший строительный факультет иркутского политеха и прошедший школу советского строительства, гордится тем, как в Иркутске удалось реализовать федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». Впервые было полностью заменено дорожное полотно в районе аэропорта: по улице 1-й Советской - от улицы Дорожной до улицы Байкальской, по улице Ширямова – от аэропорта до Байкальского кольца.

- Чтобы попасть в этот проект, мы участвовали в аукционе, была конкурентная борьба, у нас получилось еще и сэкономить 40 миллионов рублей, - говорит Михаил Анатольевич. – На эти деньги сделали дополнительно ул. Советскую – от Красноярской и до Байкальской. Я согласен с логикой нашего мэра Дмитрия Бердникова: ремонтировать дороги нужно именно большими картами – чтобы в городе выстраивался удобный трафик, не было помехи автомобильному движению. В этом году мы провели работу еще на одном важном участке: «самой убитой дороге», улице Тимирязева – от ул. Дзержинского до ул. Ленина. И решили делать все комплексно – дороги с тротуарами. Вспомните, что раньше творилось возле 3-й Кировской больницы. Поток людей при этом один из самых больших в городе. А посмотрите на район центрального рынка – здесь не велось никаких работ с 1979 года!

-- Раньше в районе центрального рынка была сухопрессованная плитка, которую приходилось менять каждый год. Именно поэтому вы ее поменяли на асфальт?

- Асфальт намного практичнее и долговечнее: теперь там спокойно ходят женщины с колясками да еще и на каблуках, - продолжает Чайковский. - Мы занимаемся содержанием этих дорог, и поверьте – тротуар, сделанный в асфальтобетонном покрытии, содержать намного эффективнее, чем плитку.

- Но вас критиковали и за асфальт.

- Жители Иркутска очень сознательные. Например, три года назад на собраниях ТОСов нас воспринимали с большим недоверием. Но когда мы стали оперативно решать их проблемы, люди начали относиться к нам иначе. Это наш сибирский характер! Мы не будем стесняться и поругаемся! Но когда увидим результат – проверим и поблагодарим. Например, на Челябинской раньше был сумасшедший трафик к зданию ГИБДД. Ремонтировать эту дорогу пытались еще с советских времен. Но здесь очень сложный грунт – рядом вода. Мы завезли сюда сотни тонн гравия, грейдировали дорогу. Когда же наконец-то положили асфальт, благодарности иркутян не было предела.

Иркутские дорожники оперативно справляются со снегопадами этого года.

ТОЛЬКО ПЕСОК И СОЛЬ -- БЕЗ ХИМИИ

- В Иркутске протяженность дорог очень велика, - продолжает Михаил Чайковский. - Всего 824 километра, 600 улиц. Как их все охватить? Но у «Иркутскавтодора» шесть баз, которые расположены по всему городу: пескобаза в Свердловском районе, автобаза в Ново-Ленино, участок на Пискунова, в центре – на Софьи Перовской, и главная база в Марата.

- Стараетесь экономить?

- Мы работаем в условиях рыночной экономики, - продолжает Михаил Анатольевич. – Стараемся экономить на бензине - все маршруты рассчитываем так, чтобы ездить можно было оптимально. Наше предприятие работает круглосуточно. Например, по прогнозу сегодня снег. Как только появляются первые снежинки, тут же, с опережением, выезжают «КамАЗы ДМК-70». За последние 2 года мы приобрели на свои средства 9 «КамАЗов». Они работают и как самосвалы, да еще и в специальных бункерах могут развозить песко-соляную смесь. Эти «КамАЗы» универсальные: у них есть и отвал, и щетка, они и чистят, и посыпают. Не привлекая бюджетные деньги, мы обновляем парк своих автомобилей, сами их ремонтируем. Мы, как и любая организация сегодня, занимаемся оптимизацией бюджета, считаем каждый литр бензина. Муниципальное предприятие работает по тем же законам бизнеса, что и любое хозяйствующее предприятие.

- Применяются ли на иркутских дорогах реагенты?

- Хочу повторить: на иркутских дорогах не применяется никаких реагентов. Наша смесь на 90 процентов состоит из песка горных пород, так называемого отсева. Нам его везут из Шелеховского района. 10 процентов смеси – тыретская соль. Поставщики выиграли на аукционе. Соль из Тырети очень качественная, и везти ее недалеко. Соль нужна для того, чтобы на дороге не создавался тонкий слой льда, который очень опасен.

- Снегопад для вас сродни ЧП. Как ваше ведомство реагирует на снег?

- Как только появляются первые снежинки, одновременно выезжают 80 «КамАЗов». У каждого водителя своя маршрутная схема, мастера проверяют дороги. И по мере того, как идет снег, подсыпают песко-соляную смесь в зависимости от температуры и интенсивности снегопада. Потом эта же техника начинает ее сметать. На следующий день снег, перемешанный с песко-соляной смесью, вывозят на снегоотвал – он находится на Александровском тракте. Использовать второй раз песко-соляную смесь абсолютно нецелесообразно: во-первых, это не экологично, во-вторых, даже купить ее дешевле, чем использовать два раза.

-- Сколько вы вывозите снега каждую ночь?

-- Больше двух тысяч тонн. А всего за зимний сезон выходит больше двухсот тысяч тонн.

Иркутские дорожники оперативно справляются со снегопадами этого года.

СНЕГОПАД ЗА МИЛЛИОН

- Какие транспортные узлы в Иркутске самые важные для очистки от снега? Что чистите в первую очередь?

- Стоянки общественного транспорта и пешеходные переходы. Потом очищаем места, где самый большой трафик. Нас иногда критикуют – дескать, вы специально ездите только в центре, «для показухи». Но именно в центре находится самый сложный транспортный узел города: если здесь все встанет, остановится весь Иркутск.

- А сколько стоит снегопад?

- Вывезти одну тонну стоит около 500 рублей. Мы вывозим две тысячи тонн за ночь. Получается, каждый снегопад «стоит» около миллиона рублей – нужно собрать снег, загрузить в самосвал и утилизировать, потом идет доработка – очищаем тротуары.

- А каков был ваш бюджет на летний сезон 2017 года?

- Все вместе получилось более 900 миллионов. 550 миллионов ушло на проект «Безопасные и качественные дороги». На внутриквартальные работы – 150 миллионов, на благоустройство – еще 160. Работы в частном секторе обошлись в 70 миллионов. Сейчас идет подготовка к лету-2018. Точно будут идти работы по улицам Култукская и Баумана -- они важны как дублеры крупных автострад. Бюджет у нас не очень большой, поэтому мы стараемся, чтобы каждый рубль был вложен эффективно. Также будем заниматься самыми важными развязками. В настоящее время разрабатываются проекты по улице Боткина - уже делается надземный пешеходный переход, который значительно ускорит автомобильное движение. Работы, проведенные в районе Маратовского кольца и Покровской развязки, уже ускорили транспортный поток.

- Как вы восприняли скандал с цветом ограждений на дорогах? Вам какой больше нравится – черный или оранжевый?

- Мне нравятся нейтральные тона, например, стальные... Но пусть обсуждают – ведь в спорах рождается истина.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру