Торговля омулем уйдет с рынков Приангарья в Интернет

Победят ли чиновники омулевую мафию?

С 1 октября вступили в силу изменения, внесенные Минсельхозом России, в правила рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна. Под запретом оказалась не только промышленная добыча омуля, но и любительская. Это заливы: Чивыркуйский, Посольский, Истокский сор, а также нельзя рыбачить в Баргузине и Селенге. Какие прогнозы делают специалисты - рыбаки, торговцы и чиновники?

Победят ли чиновники омулевую мафию?
фото с сайта arigus.tv

Свежайшая, шоковой заморозки

Полного исчезновения омуля с прилавков не произошло. Хотя уже сейчас ему на смену приходит, например, пелядь, которую продавцы выдают за деликатес – свято место пусто не бывает. Но это пока омуль еще есть, временно, говорят специалисты Росрыболовства. В замороженном виде рыба может храниться до 8 месяцев, поэтому к маю 2018 найти омуль в свободной продаже будет сложно.

Но это мнение чиновников. У людей, сталкивающихся с браконьерством в быту, на этот счет другое мнение. «Как ловили, так и будут ловить», - говорят жители поселка Листвянка. Омуль, понятное дело, лучший сувенир с берегов Байкала.

Омуль горячего и холодного копчения, прессованный, малосолёный – на любой вкус. Такой ассортимент продолжают предлагать торговцы. На вопрос о запрете отвечают все одинаково, как по бумажке: хранить рыбу можно полгода после шоковой заморозки, так что рыба пока есть и еще будет. Ее же, мороженую, и коптят, и солят для продажи. На центральном рынке города Иркутска заверили: замороженная рыба – наисвежайшая, только привезли. Однако, услышав про запрет, спохватились, оправдались: мол, улов – летний, но качество от этого не страдает. Посоветовали брать больше, а то заезжие туристы быстро раскупят. Даже снабдили советом, как перевозить рыбу самолетом: нужно упаковать в термопакет и обязательно сдать в багаж.

Как сообщил начальник отдела государственного контроля, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Александр Ежов, запрет введен на неопределенный срок. По подсчетам ученых, примерно 5-7 лет понадобится для восстановления популяции.

Начали изымать рыбу и сети

Не с 1 октября, а уже с 1 августа (в этот период рыба идет на нерест) сотрудники Росрыболовства совместно с Роспотребнадзором, Россельхознадзором, МВД, ГИБДД и другими структурами занимаются отловом браконьеров.

В соответствии с новыми изменениями нельзя не только пользоваться острым орудием и сетями, но и находиться с такими снастями в 500-метровой водоохранной зоне и рыбоохранной зоне Байкала. Даже любители порыбачить для собственного удовольствия, а не ради наживы смогут это делать лишь зимой со льда, с бормашовой удочкой. Для коренных народов министерство сельского хозяйство предусмотрело выделение квот, однако их действие будет также ограничено в период нереста. Особые требования установлены для коренных народов и к орудию ловли. Рыбаки смогут использовать только сети с определенным размером ячеи. Длиной сеть должна быть не более 500 м, а высота не более 5 м. Одна бригада может выставить только один сетепорядок. При этом всего в Северобайкальском промысловом районе можно выставлять 20 таких сетепорядков, а вот в Баргузинском всего лишь два.

На сегодняшний день в Республике Бурятии, а именно там нерестится омуль, уже выявлено 499 правонарушений. При составлении протоколов были изъяты орудия и плавсредства, а это 134 единицы водного транспорта и 25 км сетей. Нарушители успели добыть свыше 1900 кг рыбы. За что и получили штрафы – 868 тысяч рублей. Ущерб был оценен в 741 тысячу. За три с небольшим месяца в следственные органы поступило 73 материала для привлечения к уголовной ответственности по статье 256 УК РФ «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов». Все вещдоки переданы представителям Росимущества. «Как правило, - говорит Александр Ежов, - рыба и сети хранятся до суда, а после уничтожаются».

Помимо рейдов на воде, проходят рейды и проверки на суше. В чем помогают сотрудники полиции. Выявляют торговлю в неустановленных местах в период нереста омуля. Уже проведено 449 рейдов и составлено свыше 150 материалов.

Торгуют запрещенным товаром не только на территории Бурятии и Иркутской области, умудряются вывозить рыбу в другие регионы. В первую очередь автотранспортом и железной дорогой. Тут на помощь приходят сотрудники ГИБДД. Именно они за нерестовый период этого года осмотрели 6000 автомобилей и изъяли около 4 тонн омуля, который «рыбная» мафия пыталась вывезти и реализовывать в разных уголках страны.

Заводы не закроют

Местных жителей больше волнует не наличие байкальского деликатеса на прилавках, а судьба промышленного производства омуля на заводах, которые снабжали рынки и магазины сертифицированным товаром. Если добывать рыбу нельзя, то заводы могут закрыть, вследствие чего люди окажутся без работы. Начальник отдела госконтроля Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству заверил, что заводы работать будут. Ведь они занимались не только промышленной переработкой омуля, а также другой рыбы, такой как хариус и сиг.

По мнению некоторых аборигенов, нелегальная торговля омулем уйдет в интернет-пространство. Она была там и ранее, а теперь начнет процветать. Проверять качество рыбы, купленной через глобальную сеть, мало кто станет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 22 ноября 2017

Заголовок в газете: Победят ли чиновники омулевую мафию?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру