Врачи велели перезахоронить
- 100 лет назад бои в Иркутске по кровопролитности оказались на втором месте после событий в Москве, - рассказывает Павел Новиков, заведующий кафедрой истории и философии ИрНИТУ. – В боях пострадало огромное количество мирных жителей – в первую очередь, потому что красные использовала тяжелую артиллерию. В общей сложности погибло, было ранено и замерзли насмерть ранеными около тысячи человек.
В Белом доме, бывшей резиденции иркутских генерал-губернаторов, во время революции располагался ЦИК Советов Сибири. Во время его штурма Белого дома шли самые ожесточенные бои – между большевиками и сторонниками Временного правительства. После победы красных 107 погибших похоронили здесь же, в братской могиле – на том самом месте, где сейчас памятник. Тогда это был закрытый двор , на ул. Карла Маркса выходили длинные корпуса губернаторских конюшен и хозпостроек.
В 1918 году Белый дом отдали университету. Сотрудники госуниверситета, опираясь на мнение иркутских врачей, обратились к властям с просьбой перенести могилу с территории учебного заведения. Тем более, что это самый центр города, а рядом еще и река, откуда жители брали воду. Такое массовое захоронение могло быть опасно из-за возможного разноса инфекции, которая могла там оказаться.
Тела красногвардейцев перенесли на Лисихинское -- тогда Амурское -- кладбище – оно было самое большим из пригородных. Кладбище разделено на две части: еврейскую и православную. Всего здесь похоронено около 130 тысяч человек. А в 1964-м году здесь было сделано последнее захоронение. И перенесли – и забыли о покойных на долгие годы. Произошел казус, не объяснимый ничем, ведь память о борцах революции и погибших была в советские времена святой, святее не бывает.
В 1964 году в Иркутске в память о красноармейцах -- защитниках Белого дома на месте могилы, возле Белого дома, был установлен мемориальный комплекс: гранитная плита и памятник с барельефами. А история огромной, в 20 метров, могилы на Лисихинском кладбище забывалась. И скоро стерлось из народной памяти, что это за могила. Все полагали, что 107 трупов были преданы земле возле Белого дома.
Плотина равнодушия
Первым на заброшенную могилу в Лисихе обратил внимание Николай Салацкий в начале 60-ых. Салацкий блистательно руководил Иркутском 18 лет и в принципе не мог смириться с любой бесхозяйственностью. Именно Николай Францевич и показал это место историку из Ангарска Владимиру Хмыльникову. Владимир в начале 80-х встречался с очевидцами того самого перезахоронения.
- Эта металлическая ограда была установлена по инициативе Салацкого в 1962-м году, который знал, кто в ней лежит, - рассказывает Владимир Хмыльников. – Но спустя десятилетия она совсем заросла, и ее стало трудно отыскать, я стал обращаться в самые разные инстанции, чтобы восстановить ее вид.
В начале двухтысячных историк Хмыльников прошел через все партии и администрации. В помощи отказали все, хоть ангарчанин просил всего лишь привести могилу в порядок. Владимир написал на эту тему несколько статей, обращался на телевидение.
Причины отказов были разные. Коммунисты переживали, что среди красных героев могли затесаться – теоретически это возможно -- и белые, какие-нибудь эсеры. Другие требовали найти родственников погибших, дескать, без их согласия ничего делать нельзя. Третьи (которых к нашему времени оказалось большинство) вообще не верили, что там могила красноармейцев, полагая, что они похоронены возле Белого дома.
И только сейчас, за несколько недель до столетнего юбилея революции – плотину равнодушия как будто прорвало. Сначала журналисты сделали сюжет на местном телевидении. А вслед за ними подтянулись и нынешние коммунисты, которые устроили на могиле два субботника.
Устрашающий объект наследия
Объект выглядит жутковато : заброшенная могила на заброшенном кладбище. Искали ее долго. Сама могила уже сравнялась с землей, но ограда 1962 года еще стояла. Заросли – шиповник, березы – обступили ее так, что к ней нельзя подойти. Первое впечатление страшное: нечто , длинный заросший холм, длиной почти 20 метров, шириной – пять. Никаких табличек, никаких надписей. Судя по размерам захоронения, останки покоятся здесь в два ряда, возможно даже и в два слоя – точных исторических данных на этот счет нет.
Геннадий Калиновский, нынешний второй секретарь Иркутского горкома КПРФ, среди прочих иркутян, всегда думал, что могила находится там же, где и барельеф – возле Белого дома. Он не верил до последнего. Он договорился с представителями ВООПИК, чтобы приехать во Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, чтобы ознакомиться с документами, свидетельствующими, что это действительно та могила -- иначе товарищи по партии не поймут и не простят. И выяснил, что устрашающего вида заросший холм на Лисихинском кладбище - тот самый объект культурного наследия регионального значения.
- Мы встретились с товарищами, обсудили что делать, решили прибраться, - говорит Геннадий Калиновский. – Правда, и среди них до последнего было несколько сомневающихся: действительно ли здесь то самое захоронение. Но на субботник пришло много молодежи. Нас было человек двадцать. Взяли с собой электропилы – убрали все ветки, которые закрывали могилу. Привезли мешки – убрали весь мусор. А мэрия нам помогла покрасить оградку – отправили рабочих, и они все сделали очень качественно!
Следующий запланированный шаг – выяснить имена и фамилии погибших, развернуть исторический поисковый проект. Калиновский с такой просьбой решил обратиться к студентам исторического факультета ИГУ. Ведь из всей этой кладбищенской истории может выйти любопытная научная работа. В настоящее время эта же группа иркутян собирается привести в порядок и монумент возле «Белого дома»: отвалилась облицовка пьедестала, облупилась краска с барельефа, края отбиты.
На днях Геннадий привез на кладбище небольшую табличку, которая говорит о том, что это за могила. Через неделю здесь установят указатели, по которым любой желающий сможет отыскать это место.