Офисные работники Иркутска обзаводятся собственными стадами

Пасти коров в городе становиться все выгоднее

В сложной экономической ситуации жители Иркутска, его предместий и окраинных, примыкающих к городу, поселений все чаще решают заняться сельским хозяйством. Причем в масштабах вполне промышленных. Только в окрестностях села Мамоны, которое расположилось рядом с областным центром, уже пять солидных стад – как будто коров теперь держат в частном секторе Иркутска и на дачах, и даже при церковных приходах. Почему горожане становятся фермерами?

Пасти коров в городе становиться все выгоднее
Все чаще под автострадами Иркутска можно видеть такую пейзанскую картину. Где пасти коров – главный вопрос. В деревнях Иркутского района все поля и деляны поделены между владельцами коров – вплоть до каждого столба или кустика. Фото автора

«Электрическая» трава у дома

По данным Иркутскстата, продажа КРС выросла на 20 процентов – если сравнивать прошлый год с нынешним. Конечно, это двоякая цифра: одни больше не могут содержать скотину и ее продают, другие – покупают корову, чтобы иметь натурпродукт. Но теперь в городе коров держат с коммерческой целью. Надежда Дамбялова, к примеру, владелица семи коров. Работала она в офисе. Потом семья переехала жить за город, как это делают многие горожане, в надежде получить лишний глоток свежего воздуха между концом рабочего дня и началом следующего. И неожиданно для самой себя Надежда превратилась в фермера.

– Все начиналось с кроликов, – рассказывает Надежда. – Потом решили взять бычка на год. Забили, попробовали и – не пожалели затраченных трудов. Через год купили еще и телят.

Теперь офисные клерки (не только Надежда, но и другие владельцы коров) общаются в через мессенджеры, создав группы по интересам, например, закрытую группу улицы. Через мессенджеры следят за своей живностью, переписываясь с соседями, которые сидят дома. На той улице, где живет Надежда, почти в каждом дворе своя скотина. Вместе содержать коров проще: они и учились доить все вместе, проглядывая ролики в интернете. Встречать коров выходят также все вместе. Ни один не пожалел, что во дворе своего дома однажды поставил стайку.

В соседнем с Мамонами поселке Западный – а он примыкает к городскому району Ново-Ленино и почти весь состоит из добротных коттеджей – теперь держат и коров, и коней, и коз. Здесь живет много переселенцев с северных территорий. Люди деревенские, среди них много пенсионеров. Держать свою скотину для них привычка и хорошее подспорье. Вот и бродят их стада по окраинам, и особенно – на просеках под ЛЭП. Каждую весну энергетики проводят под своими проводами уборку, трава под электричеством растет на удивление хорошо.

Городской «халяль»

Правда, не всем жителям соседних домов по душе соседство с крупным рогатым скотом. Одна из семей, например, держит коровье стадо в 20 голов. А это – и большая стайка, и постоянный запах навоза, и тучи мух летом. Соседи подали в суд на скотоводов – эти участки выдаются под индивидуальное жилищное строительство, а не под фермерское хозяйство. Суд обещает быть затяжным: хозяева коров, в свою очередь, утверждают, что для личных целей им нужно именно такое вот большое стадо.

В последнее время в Иркутске открылось много магазинов халяльных продуктов. И мясо здесь действительно отменное – потому что свежее. Но откуда оно в таком количестве? Все просто. Уроженцы Кавказа скупают по несколько участков в поселках под Иркутском, ставят большие ангары и заводят КРС. Стада у них большие. Коров и баранов пасут везде: где можно и где нельзя. Скотину забивают часто, но вот с утилизацией отходов себя особо не утруждают. И валяются после каждого забоя горы кишок и шкур под поселковыми и городскими заборами, их растаскивают собаки и крысы.

Хозяева быстро привыкают к своим телятам – ведь выращивают их буквально на руках. Фото автора

Профессия года: пастух

Вернулось и воровство скотины, которое отошло в прошлое, поскольку в прошлое отошла и практика скотоводства в городских условиях. Но, оказывается, не совсем отошла.

В каждом поселке под Иркутском нам рассказали жуткие истории, как пропадают коровы. Владельцы, сентиментальные горожане, сильно привязываются к своим питомцам и льют слезы об их пропаже. Обычно коров воруют простым способом: когда стадо возвращается домой, чужую корову воры просто заводят в свою стайку. Они не выпускают ее за пределы своей ограды, исправно доят, а потом забивают на мясо.

Поэтому нужны ответственные пастухи. Найти пастуха – большая проблема для каждого хозяина коровы, а тем более для владельцев стада. Без своего коня с большим стадом не справиться. Владельцы коров ищут пастухов на сайтах платных объявлений, общаются с ними очень уважительно и платят исправно. Летом пастух получает по 1200 рублей с каждой коровы в месяц. Пастуха на коне отыскать много сложней, чем пешего. Таких выписывают из деревень – деревенские едут на летние заработки поближе к областному центру, здесь работы больше и платят лучше.

Но главная проблема в городском домашнем скотоводстве – отсутствие кормовой базы. Прошлым жарким летом травы было очень мало, цены на корма взлетели, и многие фермеры пустили своих коров под нож.

В коттеджных поселках под Иркутском молоко и мясо хорошо продаются. Их главное преимущество в том, что это «свое». Фото автора

Выгода небольшая, но приятная

Выгодно ли держать в городе корову? Ведь даже крупные сельхозпроизводители живут сегодня не просто. Давайте прикинем. Например, в Хомутово разводят племенных черно-пестрых коров, которых закупают и крупные фермерские хозяйства, и скромные фермеры. По словам главного зоотехника хозяйства Дениса Лисовского, на выращивание каждого бычка в личном хозяйстве уходит от 40 до 60 тысяч рублей в год – покупка, корма, рабочая сила. На убой бычки идут, когда весят около 200 килограммов. Говядина сейчас идет по цене около 380 рублей за килограмм мякоти или 300 рублей за «живой вес». Получается, что экономическая выгода сомнительная: по деньгам на своем хозяйстве сильно не выгадаешь.

– Но это свое мясо: ты в нем уверен, что оно настоящее, – улыбается Денис. – Я понимаю, почему частники теперь покупают коров. Хоть сам их не держу. Хлопотно это очень.

Но городские ковбои не считают дело хлопотным. Напротив, они очень быстро выходят со своей продукцией на рынок. Как правило, это рынок ближайших улиц. Литр молока продается от 60 рублей. Нехитрая реклама на своем заборе – и жить вроде бы можно...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 11 октября 2017

Заголовок в газете: КОВБОИ ИРКУТСКИХ ОКРАИН

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру